Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная деятельность специалиста. Структура трудового процесса






Профессиональная подготовка будущих специалистов в про­фессиональных учебных заведениях ведется на основе производи­тельного труда. Для того чтобы профессиональные умения и на­выки учащихся соответствовали уровню современного специали­ста, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля. Это не означает, что в учебных мас­терских необходимо организовать реальное производство. Произ­водственный процесс можно смоделировать, используя тренаже­ры. В то же время для формирования профессиональных умений и навыков содержание производственного обучения должно отра­жать основные виды работ и логику трудового процесса.

Под производственным процессом понимается совокупность воз­действий природных и трудовых процессов, в результате кото­рых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производственный результат [18]. К. Маркс от­мечал, что в процессе трудовой деятельности человек приводит в действие принадлежащие ему естественные силы и естествен­ные процессы (природные), происходящие в предмете и сред­ствах труда.

Необходимо иметь в виду, что трудовой процесс — только часть производственного процесса. Производственный процесс отлича­ется от трудового в ряде отраслей производства временем проте­кания. Например, в химической промышленности время трудово­го участия человека в производстве значительно меньше, чем сам производственный процесс. В ряде профессий производственный процесс совпадает с процессом труда рабочего. Например, сле­сарь-сборщик контрольно-измерительных приборов сборочные и ремонтные операции в основном выполняет вручную, поэтому производственный и трудовой процессы совпадают. Однако тру­довой процесс гальванщика не совпадает с производственным по


 

времени: длительность производственного процесса больше, чем время выполнения трудовых операций.

Рассмотрим структуру процесса труда. Процесс труда составля­ет часть процесса производства. Сам труд как целесообразная дея­тельность является, по словам К.Маркса, одним из моментов тру­дового процесса. Процесс труда именно потому, что он представ­ляет собой целесообразную деятельность человека в отличие от действий животных, включает кроме действий как таковых пред­мет и средства труда. Следовательно, процесс труда — более ши­рокое понятие, чем сам труд. Трудовой процесс можно предста­вить следующей схемой (рис. 9).

Предмет труда — это то, на что направлен труд специалиста (сырье, материалы, оборудование).

Средства труда — это то, с помощью чего осуществляется тру­довой процесс (измерительные приборы, инструменты, станки и машины и т.д.).

Труд специалиста — это деятельность в сфере материального и нематериального производства, преобразующая предметы труда, изменяющая их в соответствии с потребностями человека.

Наглядно взаимодействие предмета труда, средств труда и не­посредственно интеллектуальной и моторно-двигательной деятель­ности (труда) специалиста представлено на рис. 10.

В организации труда трудовой процесс принято расчленять на следующие части: операция, прием, действие. Для профессий элек­тротехнического профиля это деление условно. Более крупные части трудового процесса принято называть операциями, например мон­таж, наладку, пайку, измерение. Это крупные части трудовой де­ятельности рабочего электротехнического профиля. Каждая опе­рация выполняется с помощью нескольких приемов.

Прием — это часть операции, имеющая самостоятельную цель. В операции пайки самостоятельная часть — лужение — является приемом. Оконцевание жил в операции разделки кабеля является отдельным приемом.

Следующие более мелкие части трудового процесса — действие и движение. Действие — законченная совокупность движений (взять паяльник, нажать кнопку «Пуск» и т.д.). Принято считать, что каждое действие включает два-три движения.

Выше мы дали краткую характеристику структуры трудового процесса. Однако, как уже отмечалось, для целого ряда профессий это расчленение условно, так как в них доминируют умственные

 


Рис. 10. Взаимодействие компонентов трудового процесса

компоненты деятельности, а значение моторно-двигательной дея­тельности специалиста минимально. Это особенно характерно для сложных профессий — регулировщика радиоаппаратуры и прибо­ров, электромонтера по ремонту электрооборудования, наладчика оборудования и др. Исследования содержания труда современных рабочих электротехнического производства показывают, что 71 % рабочего времени электрослесаря-ремонтника занимает преимуще­ственно умственный труд, у дежурных электриков и слесарей авто­матизированных участков он составляет 81 — 84%, у наладчиков автоматических линий — 93 —95 % рабочего времени.

Отметим, что одна из особенностей содержания производствен­ного обучения состоит в том, что оно включает основы трудовой деятельности специалиста соответствующего профиля. Трудовая деятельность осваивается в процессе труда, следовательно, струк­турными элементами содержания производственного обучения являются организационные структуры трудового процесса, т.е. конкретные операции, приемы, действия.

2.2.2. Системы производственного обучения

Важной методической проблемой является переход от отдель­ных компонентов профессиональной деятельности к содержанию программы производственного обучения. В связи с этим правоме­рен вопрос: почему важно логику учебно-производственной дея­тельности учащихся соотносить с логикой производственного про­цесса? В отличие от структуры теоретического знания внутренняя связь между отдельными трудовыми операциями нежесткая. Напри­мер, операции зачистки проводов и пайки воспринимаются уча­щимися на определенном этапе обучения как самостоятельные. Если же при этом не обратить внимания на технологическую связь между данными операциями, то у учащихся не сформируется це­лостного представления о технологическом процессе по электро­монтажу. По этой причине отбор, расчленение содержания учеб-


ного материала по производственному обучению приобретают важное значение. Сформировать трудовой навык, обучить рабочей профессии или специальности — это значит научиться выполнять все типичные для данного вида работ операции с необходимой точностью и в установленное время. Это сложный с точки зрения организации и управления процесс обучения, так как в труде в производственном процессе должен быть достигнут результат — ма­териальный продукт. Одно из первых определений понятия «система производственного обучения» дал Ф.Л.Блинчевский в 60-х гг. XIX в. Он писал: «К системе производственного обучения мы от­носим отбор учебного материала и обработку отобранного — его дидактический анализ, расчленение, упрощение, перегруппиров­ку, введение в нужных случаях вспомогательного материала» [3]. Ключевыми в определении систем обучения являются понятия «отбор содержания» и «обработка отобранного», т.е. расчленение, упрощение, перегруппировка этого содержания. В зависимости от того, как осуществляется отбор и как будет найдена рациональ­ная структура учебного материала, какой будет последователь­ность расположения его изучения, определяется та или иная сис­тема производственного обучения. Развивая теорию систем обуче­ния, А. С. Шапоринский определял систему производственного обучения в «узком смысле» и «широком смысле». В методике про­фессионального обучения под системой производственного обуче­ния понимаются порядок расчленения содержания обучения, груп­пировка его частей в последовательности овладения учащимися умениями и навыками рабочей профессии. Это определение сис­темы производственного обучения в узком смысле, т.е. речь идет не обо всем процессе обучения, а только об отборе содержа­ния учебного материала.

Если иметь в виду систему производственного обучения в ш и -роком смысле, то под системой производственного обучения следует понимать единство содержания, формы и дидактических средств обучения, которые при определяющей роли содержания учебного материала обеспечивают последовательное и оптималь­ное овладение учащимися рабочими приемами, трудовыми опе­рациями и видами работ, характерными для конкретной профес­сии [18].

Следует отметить, что при описании отечественных систем производственного обучения во внимание принимаются отбор и группировка содержания учебного материала по производствен­ному обучению.

В настоящее время в отечественной учебно-методической ли­тературе описано более двадцати различных систем производствен­ного обучения. В начале книги мы показали, что история их разви­тия в основном отражает историю методики профессионального обучения.


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.