Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность методической деятельности педагога






Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сво­дится к методической работе, связанной с самообразованием пе­дагога, работой с дидактическими средствами, повышением ква­лификации в предметной области. Вторая — заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучени­ем конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность отно­сительно самостоятельных умений с четко выраженной специфи­кой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методи­ческой деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рас­сматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем много­образии методик обучения, их дифференциации, разноплановос-


ти содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические ос­новы выполнения, единая структура этого вида профессиональ­ной деятельности педагога, общие основные процедуры выпол­нения методических разработок.

Цель методической деятельности — обслуживание практики обу­чения.

Функции методической деятельности:

- аналитическая;

- проектировочная, связанная с перспективным планировани­
ем и разработкой содержания обучения, планированием и подго­
товкой обучающей деятельности;

- конструктивная, включающая систему действий, связанных
с планированием предстоящего занятия (отбором, композицион­
ным оформлением учебной информации), представление форм
предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию
педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и
профессиональных умений и навыков;

-нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществле­ния образовательного процесса в данном типе учебного заведе­ния;

- исследовательская.

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непо­средственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятель­ность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления — это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: ме­тодическое, материально-техническое или организационное, — необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональ­ной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики со­держания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), создан­ные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, от­крытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита


научной работы по результатам исследования собственной науч­но-методической системы.

Продуктами {результатами) методической деятельности явля­ются: методически переработанный, отобранный учебный мате­риал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обуче­ния; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методиче­ской деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует по­нимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять ре­гуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному пред­мету или циклу учебных дисциплин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.