Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если ваш ребенок левша






Большая часть человечества — праворукие и только — 5—12% из всех леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что из года в год количество леворуких нарастает: в 1928 г. среди взрослых было выявлено 3, 3% леворуких женщин и 4, 7% леворуких мужчин. В 1973 г. число леворуких женщин увеличилось до 8, 8%, а мужчин до 10, 4%, а в 1979—88 годах достигло 12, 4% среди женщин и 13, 9% среди мужчин. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучитывают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии.

Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и длительную историю. Как правило, в различных культурах положительные качества соотносились с правым, отрицательные — с левым. Древность этого предрассудка подтверждает и лингвистический анализ. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «нечистый», «неискренний», «зловещий».

«Я все понимаю, — жалуется мама леворукого сына, — но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю леворукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущербность». «Что бы вы ни говорили, — продолжает разговор учительница начальных классов, — это должно быть очень неудобно — писать левой рукой. И я тоже, может быть, невольно, смотрю на леворукого как на неспособного сделать все как надо». «Нет, нет, нет, — настаивает бабушка, — у него (у леворукого внука) не может быть все в порядке, что-то нарушено, что-то не так. Иначе отчего это несчастье?»

С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному, другому? От желания, чтобы ребенок ничем не отличался от «обычных детей» и был «как все»? К сожалению, и сейчас бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями, несмотря на то, что специальные психико-физиологические исследования не дают для этого никаких оснований.

И все же тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена основания. Известен факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от принятых норм) и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако, и это важно подчеркнуть, причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, которое травмирует личность ребенка, создавая ситуацию так называемого «декстра-стресса» (декстра (лат.) — правый, стресс (англ.) — давление, напряжение) — стрессовых воздействий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволяют уменьшить отрицательное влияние декстра-стресса на здоровье и формирование личности, снижают нарушения физического и психического здоровья.

Люди так долго и упорно боролись за право леворукого оставаться леворуким, так убедительно доказывали, что среди левшей немало известных и даже гениальных людей, что в последние годы появились сторонники другой и тоже крайней точки зрения — все левши гениальны, творчески одарены, имеют блестящие математические способности. Однако и такие взгляды могут нанести не меньше вреда, чем нетерпимость и негативное отношение к леворукости, вызывая у ребенка тревожность и неуверенность из-за невозможности соответствовать завышенным ожиданиям родителей.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди, одно несомненно — леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Естественно, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факторы (социокультурные, патологические, генетические), но и их комплексное сочетание.

Одной из первых теорий возникновения леворукости была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды. Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин, становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве.

Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях. Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обычно определяют наличием не менее, чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других. Следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.

Факт существенного преобладания леворуких в клинических выборках, в группах детей со школьными проблемами неоспорим, однако это не дает основания делать выводы о причинно-следственной связи леворукости и этих влияний. Еще раз подчеркнем — леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

Часто встречающаяся семейная леворукость заставила ученых ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Еще в 20-х годах было доказано, что вероятность обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти цифры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16, 7% — если один из родителей левша, и 6, 3% — если в семье не было леворукого.

Генетические модели происхождения леворукости предполагают, что здесь важное значение имеют факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушария мозга в период внутриутробного развития. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Во многих теориях возникновения леворукости используется идея различной функциональной организации мозга у правшей и левшей, факт асимметрии мозга. Мы привыкли говорить о мозге как о едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции. Различия левой и правой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга — левого и правого. Уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.

Изучение функциональной организации мозга у леворуких детей и, особенно, характера межполушарного взаимодействия у них обнаруживает следующие факты. Предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, то есть более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких — более автономны не только полушария, но и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии. Вполне вероятно, что большее разнообразие картины функциональной организации мозга в процессе деятельности леворуких связано именно с меньшей жесткостью функциональной организации, с большим количеством «степеней свободы», позволяющим более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость выбора и смены стратегий деятельности у леворуких напрямую связаны с неустойчивостью выбора и сохранения этой стратегии. В этих вопросах еще много неизвестного, спорного, противоречивого, но то, что функциональная организация мозга левшей не зеркальна и не симметрична правшам, не оспаривается. Все это еще раз обращает наше внимание на тот факт, что заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.

Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) природе леворукости. Можно выделить: леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин. Фактически можно выделить три основных варианта предпочтения левой руки: (1) генетическую леворукость; (2) патологическую леворукость, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; (3) вынужденную леворукость. Причем возможны различные сочетания этих вариантов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей на земле более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука, и почему только часть — их зеркальное отражение. А значит, мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.

Человеку издавна было известно, что преимущественное владение одной из рук (леворукость или праворукость) — не единственный вариант асимметрии двигательной активности левой и правой половины человеческого тела и органов чувств. Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии — асимметрией ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

В процессе индивидуального развития ребенка формируется свой, характерный для каждого человека тип сочетаний моторной (двигательной) и сенсорной (чувствительной) асимметрии. По-видимому, для праворуких более характерна правосторонняя двигательная и чувствительная асимметрия. У левшей соотношение моторной и сенсорной асимметрии не выражено столь четко, и это еще одна тайна левшей, которая ждет своей разгадки. Многообразие видов двигательной и чувствительной асимметрии, различное их сочетание объясняют небольшой процент «чистых», или абсолютных левшей и правшей. И, по-видимому, чистые левши и правши — не самые оптимальные варианты. Исследования показали, что и сильно праворукие, и сильно леворукие дети имеют худшие показатели организации деятельности, а также более низкий коэффициент интеллекта. Можно предположить, что у сильных левшей, как и у сильных правшей, нарушается не какая-то отдельная функция, а баланс взаимодействия правого и левого полушарий мозга, что, возможно, и дает «сбой» в организации деятельности.

Многочисленные исследования особенностей и отличий левшей и правшей, к сожалению, пока не дают ясного и четкого представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Нет однозначных данных, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными. Несомненно другое — индивидуальные различия среди правшей и левшей могут быть значительно большими, чем между правшами и левшами. Есть гениальные левши и гениальные правши, есть неловкие левши и еще более неловкие правши. Есть еще много других, непохожих ни на кого и отличающихся от всех и левшей и правшей. И это еще раз подтверждает, что леворукостьиндивидуальный вариант нормы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.