Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды прибыли на предприятии






Рис. 7. Порядок определения финансовых результатов

Показатели финансового результата предприятия:

1) общая рентабельность совокупного капитала:

Rобщ=(Пбал/Общий актив баланса)·100%, (24)

где Пбал – балансовая прибыль (общая).

Этот показатель означает эффективность использования всех активов с целью получения балансовой прибыли.

2) чистая рентабельность совокупного капитала:

Rчист=(Пчист/ Общий актив баланса)·100%, (25)

где Пчист – чистая прибыль;

3) общая (чистая) рентабельность собственного капитала:

Rск=(Пбал/СК)·100%;

Rск=(Пчист/СК)·100%. (26)

Она показывает эффективность использования собственного капитала с целью получения балансовой (чистой) прибыли.

4) общая (чистая) рентабельность производства:

Rпр=(Пбал/(ОПФ+ОбС))·100%;

Rпр=(Пчист/(ОПФ+ОбС))·100%, (27)

где ОПФ – основные производственные фонды;

ОбС – оборотные средства.

Распределение валовой прибыли:

• Налог на прибыль.

• Штрафы и санкции.

• Выплаты по кредитам и облигациям.

• Дивиденды по акциям.

• Фонд накопления.

• Фонд потребления.

• Резервный капитал – покрытие своих рисков.

• Нераспределенная прибыль – увеличение собственного капитала организации.

Взаимосвязь структуры затрат, объема реализации и прибыли определяет анализ безубыточности предприятия, основа которого заключается в том, что доходов должно хватать на покрытие расходов. Определение критического объема производства (реализации) и точки безубыточности:

Вкр× Ц = А + Вкр× П; (28)

Б = Вкр = А / (Ц – П),

где Б – точка безубыточности;

Вкр – объем критический;

Ц – цена на единицу продукции;

П – переменные издержки на единицу продукции;

А – условно-постоянные расходы.

 

Рис. 8. Графическое изображение точки безубыточности, где ДС – денежные средства

 

Данная методика является основной для принятия решения о целесообразности начала нового производства, а так же существования проекта в течении всей его жизнидеятельности.

 


Финансовое планирование в системе управления предприятием, оценка и обеспечение его финансовой устойчивости

2.2.1. Основные задачи разработки финансовых планов, их структура, принципы и методы составления. Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование: содержание плана, прогноз объема выручки, баланс доходов, сводный плановый баланс активов и пассивов, достижение безубыточности

Задачи финансового планирования:

• Обеспечение источниками финансирования процесса воспроизводства путем формирования и использования соответствующих целевых фондов.

• Обеспечение расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с банками и страховыми организациями, кредиторами.

• Выявление имеющихся резервов.

• Ведение рациональной налоговой политики.

• Организация контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия и т.д.

Методы финансового планирования:

• экономического анализа (определяет основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия);

• нормативных расчетов (сущность – на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в ресурсах и их источниках);

• балансовых расчетов (основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса);

• денежных потоков (основывается на прогнозе ожидаемых поступлений денежных средств на бюджетирование издержек и расходов);

• многовариантности (состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов);

• экономико-математического моделирования (позволяют количественно выразить тесную взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими).

Этапы финансового планирования:

1) Анализ всех финансовых показателей деятельности предприятия.

2) Разработка финансовой стратегии предприятия и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия.

3) Уточнение и корректировка основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

4) Состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами предприятия.

5) Осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

6) Осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.

7) Анализ и контроль за выполнением финансовых планов.

Выделяют следующие группы финансовых планов:

• Перспективные (разработка финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности). Результаты перспективного финансового планирования:

• прогноз отчета о прибылях и убытках;

• прогноз движения денежных средств;

• прогноз бухгалтерского баланса.

• Текущие (разработка финансовой стратегии и финансовой политики по отдельным аспектам деятельности, как правило, на ближайший год). Результаты текущего финансового планирования:

• план прибыли и убытков;

• план движения денежных средств (учитывает приток денежных средств, учитывает отток денежных средств, рассчитывает чистый денежный поток);

• план бухгалтерского баланса.

• Оперативные (отражение оперативного денежного оборота предприятия, поступления и расходования средств по конкретным календарным датам, как правило, на ближайший месяц). План прибыли и убытков разрабатывается поэтапно:

• рассчитывается плановая сумма амортизации;

• определяется сумма затрат;

• определяется выручка от реализации продукции.

Разработка финансовой стратегии включает в себя:

• определение периода реализации стратегии;

• анализ факторов внешней финансовой среды;

• формирование стратегических целей финансовой деятельности;

• разработку финансовой политики организации;

• разработку системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

• оценку разработанной финансовой стратегии.

Прогнозирование финансовой деятельности предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

Плановый баланс активов и пассивов отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятия. Формируется на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а так же плана прибылей и убытков.

 

 

По временным периодам разработки финансовых планов различают:

• долгосрочное финансовое планирование (длительность периода от 5 до 25 лет);

• среднесрочное финансовое планирование (длительность периода от 2 до 5 лет);

• краткосрочное финансовое планирование (длительность периода до 2 лет).

В современной экономике выделяют следующие модели процесса финансового планирования:

1) Разработка финансовой части бизнес – плана, которая включает:

• подготовку заявок на получение кредитов в коммерческих банках;

• составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;

• обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающееся предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой привлекательности бизнес – проекта.

При разработке модели применяются следующие методы:

• прогноз объемов реализации (метод определения величины будущих продаж может определяться мнениями экспертов, а так же путем анализа временных рядов, цикличности и сезонности, применением экономических моделей);

• баланс денежных объемов и поступлений (заключатся в оценке синхронности поступления и расходования денежных средств, для обеспечения достаточности денежных поступлений на отдельном временном отрезке для покрытия своих расходов);

• составление таблицы доходов и затрат (аналогично отчету о прибылях и убытках);

• прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками формирования);

• расчет точки достижения безубыточности (позволяет определить объемы производства и продаж товара с точки зрения безубыточности, т.е. определить точку нулевой прибыли).

2) Бюджетирование применяется при краткосрочном планировании и включает:

• установление общих целей развития предприятия (осуществляется на уровне высшего руководства);

• конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения;

• подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов;

• анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку;

• подготовку итоговых бюджетов.

Выделяют несколько основных видов бюджетов:

• Материальный (включает перечень всех видов сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана, и их количественную оценку).

• Бюджет закупок (конкретизируются расходы на закупку всех материалов);

• Трудовой бюджет (отражает прямые издержки труда запланированных видов деятельности).

• Бюджет административных расходов (включает расходы на выполнение главных управленческих функций).

• Бюджет дополнительных вложений капитала (в котором уточняются запланированные денежные расходы с учетом изменений).

• Бюджет наличности (включает детализацию потоков наличности за определенный будущий период).

3) Составление прогнозных финансовых документов (применяется при долгосрочном планировании). Исходные документы:

• Отчет о прибыльности.

• Отчет о рыночной позиции.

• Отчет о производительности.

• Отчет об использовании активов.

• Отчет об инновациях и др.

При составлении прогнозных финансовых документов применяются следующие методы:

• Прогноз продаж.

• Определение потребности во внешнем финансировании (рис. 9).

• Регрессионный анализ.

• Расчет процента от продаж.

• Анализ безубыточности.

Рис. 9. Определение потребности во внешнем финансировании

Особенности метода регрессионного анализа:

• Используется, если для определения потребности в капитале необходим анализ зависимости одной определенной величины от другой или нескольких других величин.

• Метод связывает продажи с потребностью в капитале и позволяет исследовать эту взаимосвязь.

• Регрессионный анализ рассматривает потребность в финансировании как функцию от объема продаж.

• В системе координат наносятся точки, обозначающие соотношение между объемом продаж и потребностью в капитале в различные периоды времени.

• Точки объединяются в одну линию – прямую (линейная регрессия) или кривую (нелинейная регрессия).

Особенности метода процента от продаж:

• Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процентное отношение от установленной величины продаж.

• Метод позволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.