Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальная выборка






Выборка – это множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью специальной стратегии из всех потенциальных участников, обозначаемых как генеральная совокупность испытуемых. Объем выборки – это число испытуемых, включенных в выборку.

Выборка в эксперименте состоит из экспериментальной группы – группы участников, подвергающихся воздействию одного уровня независимой переменной и контрольной группы – группы, находящейся в тех же самых условиях проведения эксперимента, за ис­ключением воздействия другого уровня независимой переменной.

С какой целью в эксперимент вводят контрольную группу? Приведем пример простого экспери­мента, посвященного исследованию влияния музыки на процесс научения, в котором экспери­ментальная группа будет заниматься под музыку, а контрольная – без музыки. Затем, сравнивая отметки, полученные ими на экзамене, можно установить – улучшает или не улучшает научение именно такой фактор как музыка. Если и кон­трольная, и экспериментальная группы находятся в одних и тех же условиях научения, но экспериментальная группа отличается только наличием музыки при научении, то, сравнивая ее среднюю экзаменационную отметку со средней отметкой кон­трольной группы, мы можем выявить влияние музыки на научение. Если различий в средних отметках нет, очевидно, что независимая переменная (музыка) не влияет на научение.

Однако индивидуальные различия участников могут повлиять на результаты эксперимента. Их контролируют путем случайного отбора испытуемых в контрольную и экспериментальную группы. Случайный отбор, или рандомизация (от англ. random – случай)означает, что каждый участник имеет равный шанс попасть как в экспериментальную, так и в контрольную группу. Этот способ впервые предложил математик и биолог Р. Фишер. Рандомизация, или внесение элемента случайности, выравнивает индивидуальные раз­личия участников в обеих группах.

Отсюда следует еще одно существенное условие проведения экспериментального исследования. Это случайный отбор участников эксперимента как разновидность контроля внешних переменных, связанных с индивидуальными различиями испытуемых.

Помимо рандомизации выделяют сле­дующие стратегии формирования экспериментальной выборки.

1. Попарный отбор — составление эквивалент­ных пар участников и распределение их в контрольную и экспериментальную группы самим иссле­дователем, а не случайностью.

2. Попарный отбор с последующей рандоми­зацией — составление эквивалентных пар и распреде­ление их случайным образом по группам эксперимента. По мнению Д. Кэмпбелла, — это наиболее предпоч­тительный способ.

3. Стратометрический отбор — формирование при помощи рандомизации из различных социальных страт форми­руются группы.

4. Привлечение реальных групп — использование в качестве экспериментальной и контрольной групп ре­альных групп.

К формированию эксперименталь­ной выборки предъявляются следующие требования (критерии):

1. Содержательный критерий. Выборка должна соответство­вать содержанию гипотезы (обучаемость — на учени­ках; уровень притязаний — на спортсменах и т.п.).

2. Критерий репрезентативности. Выборка должна отражать гене­ральную совокупность качественно (возраст, пол, обра­зование, социально-демографические характеристики) и количественно.

Формирование репрезентативной выборки по количе­ственному признаку осуществляется по определенным правилам. В психологических исследования репрезентативной считается выборка из 100 и более участников.

Таким образом, процедуру эксперимента можно определить следующим образом: экспериментирование – это (1) манипулирование уровнями независимой переменной, (2) контроль внешних переменных и (3) наблюдение эффекта манипуляций по зависимой переменной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.