Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод корреляционного анализа






Метод корреляционного анализа общенаучный метод исследования, позволяющий выявить степень связи (зависимости, сопряженности) между двумя изучаемыми характеристиками, действиями или событиями. Сначала два интересующих фактора измеряют. Затем используют специальный статистический прием для определения характера связи (см. приложение 2).

Силу и направление связи можно выразить в виде коэффициента корреляции – числа, находящегося в пределах от +1, 00 до -1, 00. Если это число равно или близко нулю, зависимость между двумя измеряемыми величинами слабая или отсутствует. Например, корреляция между размером обуви и интеллектом (IQ) равна нулю. Если корреляция равна +1, 00, имеет место абсолютная положительная связь, если она равна -1, 00, обнаружена абсолютная отрицательная связь. Корреляции в психологии редко бывают абсолютными. Но чем ближе коэффициент к +1, 00, тем сильнее связь. Например, однояйцевые близнецы, как правило, имеют почти идентичные коэффициенты интеллекта (IQ). IQ же родителей и их детей имеют лишь oбщee подобие. Корреляция между IQ однояйцевых близнецов равна 0, 86; а родителей и детей – 0, 35.

Положительная корреляция показывает, что увеличение одного показателя сопровождается увеличением другого и наоборот. Например, существует положительная корреляция между успеваемостью в средней школе и успеваемостью в вузе; учащиеся, которые лучше занимаются в школе, как правило, имеют более высокую успеваемость и в вузе. При отрицательной корреляции увеличение первой величины связано с уменьшением второй. Например, можно предположить, что учащиеся, которые проводят перед телевизором много часов получают более низкие отметки, чем те, кто посвящает этому занятию немного времени. Свидетельствует ли это о том, что просмотр слишком большого числа телепередач является причиной худшей успеваемости?

Корреляции и причинность. Корреляционные исследования позволяют выявить связь, однако они неуказывают на ее направление, т.е. причинность. Например, может оказаться, что больше времени перед телевизором проводят учащиеся, не испытывающие интереса к изучаемым предметам. Если это так, тог­да и отсутствие старания в учебе, и более низкие отметки являются следствием незаинтересованнос­ти, а не чрезмерного увлечения просмотром телепе­редач. Кажущаясясвязь одной вещи с другой не означает, что между ними существует причинно-след­ственная зависимость.

Выявление причинно-следственной связи между двумя феноменами возможно с помощью единственного метода – экс­перимента.

 

Экспериментальный метод

Эксперимент – это общенаучный эмпирический метод исследования, позволяющий устанавливать причинно-следственные связи между феноменами, явлениями или событиями. Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых исследователь воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния[11].

Экспериментальныйметод и процедура его реализации в психологическом исследовании рассмотрены в теме 3.

 

Частнонаучные психологические методы исследования






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.