Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов психологического исследования






Метод (от греч. μ ε τ ο δ ο ζ – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности[9].

Психологические методы исследования – это основные приемы и средства получения научных знаний о психической реальности.

Наиболее признанной является классификация методов, предложенная Б.Г. Ананьевым, который в свою очередь опирался на классификацию болгарского ученого Г. Пирьова[10]. Б.Г. Ананьев выделил четыре группы методов в соответствии с основными этапами организации и проведения научного исследования.

1. Организационные методы. Данная группа представляет методы, применяемые на протяжении всего исследования и представляющие различные подходы к его организации в целом. К организационным методам относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т.д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Группа методов непосредственного или опосредованного сбора эмпирических данных о предмете исследования. Это, прежде всего, такие общенаучные методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также методы, свойственные психологической науке – частнонаучные методы, такие как тесты, опросники, анализ отдельного случая, биографический метод и другие.

Классификация эмпирических методов психологии в зависимости от цели эмпирического психологического исследования приведена в таблице 2.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный –математико-статистическая обработка данных и качественный – дифференциация данных по группам, их анализ.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический – анализ феномена в плане его развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п. и структурный выявление связи между психическими феноменами.

Таблица 2

Классификация эмпирических методов психологии
в зависимости от цели исследования

Цели эмпирического исследования Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии Частнонаучные эмпирические психологические методы
описание · метод наблюдения · метод опроса (беседа, анкетирование, тестирование) · метод экспертных оценок · метод анализа процесса и продуктов деятельности · биографический метод  
объяснение · метод корреляционного анализа · экспериментальный метод

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.