Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Тантрийский буддизм






 

Падмасамбхава, которого его многие" 4 последователи в Тибете, Монголии, Китае, Непале, Кашмире, Бутане и Сиккиме особо чтят как тантрийскую эманацию, или реинкарнацию Гаутамы Будды, оказал очень сильное влияние на формирование буддизма Махаяны, и последствие этого влияния в области тантризма, которая является его сферой, было столь же огромным, как влияние Нагарджуны в создании учения о Пустоте, изложенного в канонической Праджня-па-рамите.

Сам тантризм в его двух вариантах - индуистском и буддийском, пока еще очень мало изучен, чтобы можно было сейчас представить однозначные и исчерпывающие сведения о его происхождении, по-видимому, имеющем чрезвычайно сложную историю.

По мнению некоторых ученых, исследовавших эту проблему довольно поверхностно, школа йогачар, которую основал буддийский монах Асанга из Ганд-хары (Пешавар) на северо-западе Индии, предположительно в 500 г. н. э., по-видимому, оказала влияние на Махаяну в целом. Иными словами, метод достижения экстатического слияния с Единым Умом (Абсолютным Сознанием), называемый йогой (которую Патанджали впервые систематизировал в своих " Йога-сутрах"), лежит в основе Йогачары, и йога, несомненно, является одним из главных коренных стволов тантризма. Приняв эту точку зрения, мы, возможно, будем иметь право считать тантризм школой эклектического эзотеризма, основанного на практической йоге, применяемой как в эзотерическом брахманизме, так и в эзотерическом буддизме (Махаяне).

Другая особенность тантризма, отличающая его от всех других существующих культов - это персонификация двух противоположных сил природы - шакты, представляющей мужской (или положительный) аспект, и шакти, представляющей женский (или отрицательный) аспект. Как, по-видимому, прямое следствие этого, в рамках Махаяны возникли школы Ваджраяна и Мантраяна, представляющие собой слияние с одной из ранних школ, школой Йогачара.

К середине VII в. н. э. тантризм основательно утвердился в Индии в его шиваитской (индуистской) и буддийской формах, и многие Будды и Бодхисаттвы и соответствующие индуистские божества и святые изображались каждый со своей женской энергией, или шакти, и тот особый эзотеризм, который неотделим от тантризма, в то время был уже высоко развит. Именно эту форму тантрийского буддизма ввел в Тибет во второй половине VIII в. Падмасам-бхава.

Затем, как считают, в начале второй половины X в. тантризм Калачакры распространяется в Северной Индии, Кашмире и Непале. Как утверждают, учение Калачакры возникло в загадочной тайной стране Шамбале. Покойный Сарат Чандра Дас сообщает, что Шамбала был " город, о котором говорилось, что он находится вблизи реки Оке2 в Центральной Азии". К концу XI- в. Калачакра приобрела отчетливые черты буддийской системы, и в нее был введен культ Ади(Предвечного)-Будды. В индуистских разновидностях этого культа роль Ади-Будды была отведена Шиве и Ганеше (индуистский бог мудрости).

Возможно, как мы осмеливаемся утверждать, один источник, если не самый древний, системы Калачакры, может еще быть найден в древней добуддийской религии Тибета бон. Это позволит заключить, что семя системы уже было посеяно в умах тибетцев и нашло в тантризме Падмасамбхавы благодатную почву задолго до того времени, когда, как считают, возникла в соседних с Тибетом странах школа буддизма Калачакра. В этой связи важным моментом является отнесение системы Калачакры к Шамбале как месту ее происхождения, о которой многие ламы говорят, что она находится где-то в Тибете или к северу от Тибета.

Кроме того, еще более важным является документальное свидетельство из оригинальных тибетских источников, в котором сообщается в " Бардо Тхёдоле" и в тексте Ритуала Чёд (опубликованном в Книге V " Тибетской йоги и тайных учений"), что задолго до возникновения тибетского тантрийского буддизма древняя религия Тибета бон имела высокоразвитый культ гневных демонов, среди которых самыми главными являются То-во и Драг-по (соответствующие Бхайраве и Херуке индусского тантризма). И в очень сложной демонологии религии бон, возможно, есть прототипы не только гневных, но также мирных богов тибетского тантризма.

В системе Калачакры непостижимые силы природы, вызывающие из непроявленного состояния в проявленное вселенные и затем поглощающие их и заставляющие людей жить и умирать, персонифицируются не только в их двойном аспекте как Шакта и Шак-ти, что имело место в более раннем тантризме, но также в их двойной функции сохранения (олицетворяемых богом Вишну в индуизме) и разрушения (представленных в индуизме Шивой). Таким образом, в тантризм вошли две новые группы обожествленных персонификаций, одну из которых представляют Мирные Божества, олицетворяющие силы сохранения, а другую - гневные божества, олицетворяющие силы разрушения. И как отмечено в " Жизнеописании", в тибетском буддизме все Будды, Бодхисаттвы, боги и богини и божества низших рангов визуализируются и изображаются в мирном и гневном обликах. В настоящее время наиболее заметное место в Тибете занимает форма тантризма, называемая Ваджраяна, то есть " Путь несокрушимой молнии богов".

Если " Жизнеописание" действительно было составлено ученицей Падмы, его современницей, тибеткой Е-ше-Тшо-гьял, как об этом сообщается в тексте, можно считать, что Ваджраяна как форма тантризма уже достигла высокого развития ко второй половине восьмого века, как и система Калачакры, в которую в дальнейшем вошли методы Мантраяны и Ваджраяны. Если, однако, " Жизнеописание" относится к более позднему времени, чем то, которое указано в колофоне, и подтвердится предположение о том, что до десятого века система Калачакры не была известна тантристам, то тантризм, о котором говорится в жизнеописании, следует считать более развитой формой тантризма по сравнению с тантризмом, введенным в Тибет самим Падмасамбхавой.

Несомненно, рано или поздно будет установлено действительное время составления " Жизнеописания", и тогда после критического анализа " Жизнеописания" и подобных биографических текстов о Падмасамбхаве, будет получено много новых данных, которые помогут устранить белые пятна в хронологии тантризма.

Какими бы ни были происхождение и возраст тантризма, он, несомненно, оказал огромное влияние на распространившийся во многих странах буддизм Махаяны. Об этом его влиянии в Китае Свидетельствует помещенная здесь репродукция гневной ипостаси Манджушри, относящейся к китайскому тантризму, а изображение Манджушри в мирском облике указывает на его влияние в Индии, Тибете, Непале и других стран гималайского региона, что наложило отпечаток на культуру этих стран.

В области философии тантризм, как индуистский, так и буддийский, обнаруживает прагматический подход к познанию природы человека. По этой причине " Тантра-шастра", хронологически позднейшая из шастр, считается наиболее отвечающей условиям существования в наш век Кали-юги.

В отличие от большинства других религиозных систем тантризм учит понимать и сублимировать главную силу, действующую в организме человека, а именно репродуктивную силу, и не разделяет более распространенной, хотя научно необоснованной, точки зрения о необходимости ее подавления. Благодаря действию в природе этой важнейшей силы обеспечивается равновесие между рождением и смертью. Поток жизненной Праны, благодаря которой существуют миры и солнца, продолжает течь, делая возможным достижение более высоких состояний сознания и даже Окончательное Освобождение и состояние Будды. Следовательно, тантризм обучает науке о поле, и покойный сэр Джон Вудрофф (John WoodrofT) (псевдоним Артур Авалон) знакомит с ней в своих трудах: " The Tantra of the Great Liberation" (" Тантра Великого Освобождения), " The Serpent Power" (" Змеиная сила") и " Shakti and Shakta" (" Шакти и Шакта").

Наконец, даже наша западная наука открыла то, что давно было известно ученым Востока, а именно, существование прямой связи между высшими умственными и психическими способностями человека и функционированием половых желез и зависимости физического здоровья от сохранения репродуктивной жидкости. Также все религии, в том числе самые древние, признают, что существует прямая связь между сексуальной энергией и духовным ростом. Принятое древней христианской церковью постановление о том, что сексуально неполноценный человек не может надлежащим образом исполнять обязанности священника, послужило основанием для лишения сана Оригена Александрийского, известного за свои ученость и благочестие. Поняв в буквальном, а не в эзотерическом смысле заповедь Нового Завета об отсечении вводящего в соблазн органа физического тела, Ориген, в возрасте 21 года, оскопил себя, физически, а не духовно. Современные индийские гуру учат, что для достижения блаженства самадхи половая энергия должна сохранять свою силу и активность, и в то же время она должна быть сублимированной и находиться под таким же полным контролем, как самолет, управляемый пилотом. На Западе Общество Иисуса также требует от кандидата на должность священника умения держать в узде свою сексуальную энергию. Но для восточного йога овладение " змеиной силой" не означает необходимость безбрачия, соблюдаемого христианскими монахами, и многие великие риши Индии были женаты и имели детей. И сейчас, как и при жизни Падмасамбхавы, тантрийские священнослужители и ламы могут жениться; безбрачие не является для них обязхательным. Но из лам Ньингмапа школы Падмасамбхавы обычно вступают в брак только нгаг-па (санскр. мандар). Учитель Миларепы Марпа был женат и имел сына. Бодхисаттва Гаутама перед тем, как стать Буддой, также был женат и имел сына, и его сын и жена стали затем преданными учениками Просветленного.

Именно потому, что в различных преданиях о Падмасамбхаве много говорится о поле, те, кто не понимает тантризма, считают Падмасамбхаву полной противоположностью того, кем должен быть святой. Мерки, по которым такие критики судят о Великом Гуру, - это мерки, которыми пользуются непросветленные, и особенно европейцы.

Такие критики существовали и при жизни Падмасамбхавы, о чем свидетельствует эпизод (см. ниже, с. 277), когда некто, считавший себя другом, подозревал его в совершении аморальных поступков и высказал ему свои подозрения. Поэтому, не имея хотя бы некоторого общего представления о тантризме Падмасамбхавы, которое можно получить, прочитав эту главу, трудно будет правильно понять содержание этого тома.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.