Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История создания произведения. Творческая личность Рихарда Мюльфельда






Как уже говорилось, в 1891 году Иоганнес Брамс закончил работу над Струнным квартетом соч. 111 и объявил об окончательном прекращении композиторской деятельности. Однако всё изменило знакомство с Рихардом Мюльфельдом (Richard Mü hlfeld; 1856-1907) - кларнетистом, состоящим на службе у герцога Мейнингена.

Первые уроки музыки Ричард - в будущем один из самых влиятельных кларнетистов второй половины XIXвека - получил от своего отца, обучался игре на скрипке и кларнете. В 1873 году Мюльфельд занял место скрипача при дворе герцога Заксе-Майнингенского, а шесть лет спустя стал первым кларнетистом в Майнингене и служил на этом посту до самой смерти. Ганс фон Бюлов, бывший в это время дирижёром оркестра, отметил высокое качество исполнения Мюльфельда и поручил ему проводить репетиции с отдельными группами музыкантов оркестра. Вскоре Мюльфельд заслужил репутацию лучшего исполнителя сложнейших концертов для солирующего кларнета В. А. Моцарта и К. М. Вебера. Мюльфельд руководил также мужским хором, а в 1890 году был назначен директором придворного театра.

В марте 1891 года в Майнинген приехал Иоганнес Брамс, и дирижёр Фриц Штайнбах отрекомендовал ему Мюльфельда как отличного кларнетиста. Услышав его исполнение, Брамс, не сочинявший до того в течение года, взялся за создание двух произведений с участием кларнета. 12 декабря того же года в Берлине Мюльфельд впервые исполнил Трио a-moll с фортепиано (его партию играл сам Брамс) и виолончелью, а также квинтет h-moll со струнными. Мюльфельду же посвящены две сонаты Брамса (f-moll и Es-dur) для кларнета и фортепиано, ор. 120, написанные в 1894 году и впервые исполненные 7 января 1895 года. Брамс проникся таким уважением к Мюльфельду, что отчислял ему все гонорары за исполнение своих сочинений для кларнета и передал ему рукописи обеих сонат после их публикации.

Мюльфельд приобрёл международную известность, неоднократно гастролировал в Англии, где выступал в сопровождении квартета Иоахима и Фанни Дэвис. Его исполнение отличалось глубоким драматизмом и искренностью интерпретации. Благодаря творческой деятельности Мюльфельда, кларнет стал рассматриваться не только как непременный участник оркестра, но и как инструмент, способный достичь высшего предела выразительности в сольной и камерной музыки. Влияние Ричарда Мюльфельда на музыкальное искусство его времени было чрезвычайно благотворно, а сам исполнитель быв неоднократно удостоен наивысших наград. Мюльфельд был награждён Королевской Баварской золотой медалью Людвига. Мюльфельд был в 1884-1896 первым кларнетистом на байройтских представлениях.

Среди композиторов, сочинявших для Мюльфельда - Карл Райнеке, Анри Марто, Вальдемар фон Бауснерн, Густав Йеннер (Соната G-dur, op. 5), Чарльз Стэнфорд (Концерт a-moll, op. 80) и другие.

Напомним, что премьера Трио для кларнета, виолончели и фортепиано a-moll ор. 114 состоялась в Берлине 12 декабря 1891 года и прошла с громадным успехом; затем последовала премьера новых камерных сочинений Брамса в Лондоне.

Известно, что в Трио ор. 114 кларнет может быть заменен альтом. Историю альтового варианта можно проследить по переписке Брамса и Иоахима. Из письма Иоахима от 9 сентября 1891 года: «знал от госпожи Шуман, что ты написал два камерных сочинения и намереваешься услышать их в Майнингене (из-за кларнета)» [Цит. по кн.: 6, с. 60]. Приглашая в Майнинген Иоахима и его коллег по квартету для репетиции новых опусов, композитор писал 28 сентября 1891 года: «Итак, ты занят собственно лишь в Квинтете, однако я с удовольствием порепетировал бы также и Трио с тобой и альтом (вместо кларнета)» [Цит. по кн.: 6, с. 60].

Очевидно, исполнение Иоахимом на альте партии кларнета убедило автора в соответствии тембра альта музыкальным образам сочинения, а значит, и в возможности исполнения Трио таким составом. Однако при разборе этого опуса мы остановимся на кларнетовом варианте, так как Трио ор. 114 чаще всего звучит именно в оригинале.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.