Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативная функция.






Как уже говорилось, информация по аспекту, воспринимаемому этой функцией, накапливается настолько медленно и усваивается с таким трудом, что полученных знаний едва хватает на удовлетворение самых минимальных потребностей. Понятно, что такое положение дел никого не устраивает. Поэтому мы всячески стараемся эту функцию у себя развивать.

Конечно, возможностей программной функции ей не превзойти (силы не равны), но нам это и не нужно: ведь мы развиваем этот аспект только в силу необходимости, только для того, чтобы быть " не хуже других". А следовательно, и доводим его только до нормативного (оптимального) уровня.

А почему мы ее так стараемся развивать, если она даже по смыслу противоречит нашей программе и не входит в систему основных наших ценностей?

Какую-то ценность, дорогой Читатель, аспект нормативной функции все-таки имеет. Хотя бы уже тем, что по своей " вертности" (экстра- или интровертности) он совпадает с аспектом нашей " программы", представляет собой либо качественные ценности объектов, либо ценность определенной системы взаимоотношений. Поэтому этот аспект мы все-таки уважаем и быть к нему равнодушны никак не можем. Кроме того, мы иногда и выше нормативного уровня стараемся его развивать.

А это еще зачем?

Затем, что иногда нормативный аспект дает вспомогательную информацию нашему программному аспекту. Допустим, что, как на указанной выше схеме, наша " программа" -" этика отношений", следовательно нормативная функция -" логика соотношений".

И что из этого следует? Что программного этика очень заинтересует соотношение сторон треугольников? — иронизирует Читатель.

Это его вряд ли заинтересует, а вот соотношения темпераментов, характеров, возрастные соотношения людей, вступающих в брак, ему интересны. И изучая соционику, программный этик будет развивать именно нормативную функцию. Причем делать будет это очень охотно, потому что все это — вспомогательный материал для его " программной функции".

Кстати, о ценностях.

В рамках нашей модели ценности аспектов уровня СУПЕРЭГО называются " вытесненными" (или " подчиненными") ценностями. По отношению к аспектам уровня ЭГО они являются как бы " оппозиционными".

Итак, что же происходит, если мы начинаем усердно развивать наш нормативный аспект? Понятно, что уделяя ему много сил и внимания, мы стремимся также продемонстрировать результаты наших усилий, что особенно часто происходит, когда мы попадаем в новый круг общения. Именно здесь нам важнее всего произвести благоприятное впечатление (пока нас еще мало знают), поэтому мы и преподносим себя именно с позиций нормативного аспекта, т. е. показываем, что здесь мы тоже " не лыком шиты". Иными словами, общаясь, " разыгрываем" некую " роль". Отсюда нормативная функция получает еще два названия: " контактная функция", или " ролевая".

Увлекаясь развитием нормативного аспекта, мы так радуемся нашим успехам, что иногда ошибочно считаем себя в этой области высокими профессионалами, хотя на самом-то деле мы здесь не более, чем " подтянувшиеся отстающие". По этой же причине часто происходят ошибки в тестировании: человек настолько завышенно оценивает свои слабые аспекты, что в результате причисляет себя к совершенно противоположному типу личности. Кроме того, чрезмерно развивая нормативную функцию, мы рискуем ослабить нашу " программную", хотя бы уже потому, что оба аспекта этих функций находятся на одной шкале и, следовательно, взаимоисключают друг друга.

Поскольку наша деятельность на уровне СУПЕРЭГО сопряжена с дополнительными усилиями, мы здесь особенно остро чувствуем ограниченность наших возможностей и зависимость их от каких-то внешних обстоятельств.

Как же мы справляемся с этой проблемой на уровне СУПЕРЭГО?

Здесь нас опять же выручает наша нормативная функция, обладающая такими " личными" качествами, как аналитичность и маневренность. Поэтому с ее помощью мы можем попытаться проанализировать неудобные для нас обстоятельства и приспособиться к ним.

Ну а поскольку усилий одной нормативной функции бывает недостаточно (тем более, что ее основная задача не столько действовать, сколько " рассуждать"), в работу включается функция, расположенная на 4-й позиции нашего " департамента", которая имеет много названий и заслуживает, чтобы о ней рассказали особо.

Чем же она это заслуживает?

Тем, что в простонародье она называется " комплексом". А также тем, что интенсивное развитие современной психологии, по сути, началось именно с изучения этой функции Зигмундом Фрейдом — этой болезненной точки нашей психики, впоследствии получившей название " комплекса неполноценности", комплекса, который в той или иной мере присутствует в каждом из нас.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.