Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мор отношение к

шкала
+5 +4 +3 +2 + 1   -1 -2 -3 -4 -5 т.о.
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

2. Отношение ко мне

  шкала
  +5 +4 +3 +2 + 1   -1 -2 -3 -4 -5 т.о.
                         
                         
                         
                         
"                        
                         
                         
                         
                         
                         

3. Качество выполнения должностных обязанностей

шкала
+5 +4 +3 +2 + 1   -1 -2 -3 -4 -5 т.о.
                         
                         
                         
*                        
                         
                         
                         
                         
                         
                         

4. Интересы организации — личные интересы

шкала
+5 +4 +3 +2 + 1   -1 -2 -3 -4 -5 т.о.
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

5. Нравственные качества

шкала
+5 +4 +3 +2 + 1   -1 -2 -3 -4 -5 т.о.
                         
                         
                         
                         
                         
б                        
                         
                         
                         
                         

6. Профессиональные знания

  шкала  
+5 +4 +3 +2 + 1   -1 -2 ьЗ -4 -5 Т.О.
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

Спасибо за работу!

и) Ситуационный метод исследования конфликтов (А.Я. Анцупов)

Социальный конфликт — сложное, малоизученное явление общественной жизни. О его сложности свидетельствует, во-первых, тот факт, что, по крайней мере, 11 наук нашли в конфликте предмет своего изучения. Во-вторых, человечество явно не преуспело в конструктивном регулировании социальных конфликтов. Это говорит об их недостаточной изученности, одной из причин которой является сложность. Исследование конфликтов выступает главной предпосылкой их предупреждения и разрешения. Одним из перспективных методов исследования является системно-ситуационный анализ конфликтов.

Общая характеристика ситуационного метода исследования

Понятие «ситуация» довольно широко употребляется как в психологической, так и других гуманитарных науках. Однако, несмотря на частое использование, авторы обычно не раскрывают содержание, которое вкладывают в это понятие. Это, с одной стороны, свидетельствует об определенной универсальности явления, обозначаемого данным понятием, и относительной простоте его понимания на обыденном уровне. С другой стороны, говорит о сложности научного выявления сущности и структуры ситуаций, их классификации. Вместе с тем многие авторы подчеркивают эвристическую ценность данного понятия и значимость его разработки для развития психологического знания. Например, Б.Ф. Ломов (1984) отмечал, что в психологической науке на сегодняшний день «мы пока еще не располагаем достаточно строгими способами и средствами описания ситуации (экспериментальной или жизненной) как системы. Их разработка составляет одну из важнейших задач психологии».

Последнее десятилетие в психологической литературе эпизодически появляются публикации, посвященные теоретическим и эмпирическим исследованиям различных типов ситуаций, возникающих в процессе деятельности. Пока еще нет оснований говорить о возрастании интереса к проблеме ситуации, но тем не менее он не ослабевает. В разработке дан

ной проблемы сегодня наблюдается тенденция неравномерного медленного, но устойчивого наращивания знаний.

Сложилось три подхода к пониманию сущности ситуации. Сторонники первого подхода понимают под ситуацией часть объективного мира, в условиях и под воздействием которого человек осуществляет свою деятельность. Представители второго подхода считают, что основным элементом в структуре ситуации является субъективный образ. Человек не отражает бытие, а создает ситуацию в своем сознании индивидуально. Это направление представлено главным образом западными психологами, философской основой воззрений которых является экзистенциализм. Сущность третьего подхода составляет понимание ситуации как единства объективного и субъективного.

В отечественной психологии ситуация чаще понимается как система объективных обстоятельств, в условиях которых разворачивается деятельность. Приоритет в разработке понятия «ситуация» пока в большей степени принадлежит не столько социальной, сколько общей психологии. Можно предположить, что объяснительный потенциал такого понятия, как «конфликтная ситуация», после его разработки окажется высоким. Но «конфликтная ситуация» — это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека.

Сущность ситуационного метода исследования заключается в выборе ситуации в качестве единицы анализа изучаемого явления. Во многих отраслях науки анализ явлений, основанный на выделении единиц, традиционно выступает альтернативой анализу, основанному на выделении элементов. Элемент явления не обладает всеми основными свойствами целого. Единица анализа представляет собой минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого и обладающего всеми основными свойствами последнего. В психологии проблема изучения психики по элементам и по единицам разрабатывалась Л.С. Выготским (1982).

Выделяемые в интересах изучения явления единицы анализа редко бывают универсальными, т. е. позволяющими исследовать объект всесторонне. Выбор той или иной единицы анализа во многом определяется целью конкретного исследования. Так, в психологии в качестве единиц анализа психики выступали ощущения, рефлекс, действие, установка, образ и др. Исследование каждой их этих единиц анализа позволило психологам решить принципиально различные теоретические и прикладные задачи.

Единица анализа конфликтов всегда системна. Выступая как интегральное синтетическое понятие, она позволяет описывать конфликтное противодействие более целостно, глубоко и конкретно, чем это можно сделать при самом детальном анализе по элементам. Критерием правильности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявить целостные свойства конфликта — его структуру, динамику раз

вития, функции. Единица анализа дает возможность осуществлять комплексно системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ конфликта.

В качестве единицы анализа деятельности Б.Я. Швединым (1989) в психологии была предложена и успешно апробирована «ситуация». Она позволяет анализировать деятельность не вообще, абстрактно, а в субъек-тно-объектной определенности. Ситуация рассматривается в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности, объективные условия деятельности. Ситуация — целостная часть деятельности, за определенное время развития которой решается одна из задач деятельности.

Ситуационный метод исследования позволяет выделить в изучаемом объекте такую структурную единицу, в которой представлены все основные свойства объекта. Затем можно собрать банк ситуаций. Его исследование с помощью ЭВМ позволит установить такие закономерности в развитии объекта, какие другими методами выявить невозможно. Применение ситуационного метода при исследовании конфликтов имеет особенности. Они определяются спецификой объекта исследования, который более сложен по сравнению с деятельностью.

Особенности ситуационного исследования конфликтов

Конфликты, так же как деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам. Например, анализ конфликтов на территории бывшей Югославии по элементам может иметь следующие варианты. Можно изучать роль сербов в этих конфликтах, их политику за 10 последних лет. Можно оценивать за это же время политику НАТО на Балканах. Можно изучать конфликт сербского и хорватского руководства в течение 1998 года. Все это будет анализ конфликтов по элементам, поскольку в первых двух случаях изучаются действия только одной стороны конфликта или одного третьего участника. В последнем случае, казалось бы, исследуется конфликтное взаимодействие в целом. Однако здесь не учитывается роль других участников конфликта помимо двух основных. Кроме того, берется только часть конфликта длительностью 1 год, что приводит к потере целостного представления о нем.

Изучение этих конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход. Устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. Другими словами, конфликтная ситуация — это наименьшая, целостная, неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ. Конфликты на территории бывшей Югославии состоят из многих

конфликтных ситуаций. Их выделение и последующий анализ дает возможность установить ряд существенных закономерностей в развитии этого макроконфликта.

Использование в качестве единицы анализа конфликтной ситуации дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп.

Структурные границы конфликтной ситуации определяются составом ее основных и второстепенных участников. Важным компонентом ситуации является социальная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт. Объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами также входят в конфликтную ситуацию. Временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы один из этих трех основных компонентов качественно изменился, начинается развитие новой конфликтной ситуации. Конфликт в целом может состоять из многих, нескольких или одной конфликтной ситуации.

Например, конфликт, связанный с захватом террористами заложников, может включать следующие ситуации. Во-первых, конфликтную ситуацию от момента начала захвата заложников до его завершения. Во-вторых, ситуацию переговоров террористов с руководством группы по освобождению заложников. В-третьих, ситуацию от момента принятия решения на силовое освобождение заложников до его начала. В-четвертых, силовое освобождение заложников. В-пятых, следствие поданному делу. В-шестых, суд. В зависимости от задач изучения данного конфликта эти ситуации могут быть объединены в одну макроситуацию. В структуре каждой из шести ситуаций могут быть выделены конфликтные ситуации в узком смысле слова. Их длительность определяется временем, в течение которого основные участники конфликта обмениваются единичным действием. Конфликтные ситуации могут анализироваться ретроспективно и непосредственно. Ретроспективный анализ может осуществляться путем, во-первых, изучения документов, характеризующих конфликт; во-вторых, опроса участников и свидетелей конфликта. Непосредственный ситуационный анализ конфликта осуществляется исследователем во время реального развития событий.

Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются все основные характеристики конфликта. Конфликтная ситуация должна по возможности описываться системно. Например, бланк ситуационного анализа, с помощью которого изучено более 3000 межличностных конфликтов, включает следующие блоки вопросов (см. Приложение 19): характеристика даты начала кон-

фликта, места, особенности деятельности организации и коллектива, в которых произошел конфликт; источник информации о конфликте; отношения оппонентов до конфликта; описание сути конфликта; особенности личности первого оппонента; особенности действий первого оппонента; особенности личности второго оппонента; особенности действий второго оппонента; влияние конфликта на оппонентов и коллектив; вмешательство третьей стороны в конфликт; причины конфликта; характер и результаты его разрешения. Бланк включает 60 вопросов, ответы на которые характеризуют более 80 параметров конфликта.

Анализ базы данных, созданной на основе ситуационного исследования межличностных конфликтов, позволил обнаружить ряд важных особенностей и закономерностей их развития. Наиболее интересные из них следующие: заметное возрастание вероятности конфликтов, если оппоненты находятся в отношениях подчиненности; влияние интенсивности взаимодействия оппонентов на частоту конфликтов между ними; цикличный характер изменения частоты конфликтов в группе в течение года; убывание частоты конфликтов с сослуживцами по мере адаптации сотрудника к новой должности; различный характер влияния конфликта на настроения, взаимоотношения, деятельность участников и свидетелей; различное влияние третьей стороны на разрешение конфликта в зависимости от стратегии ее действий и др. Использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов разных уровней позволяет выявить такие закономерности развития конфликтов, которые другими методами установить затруднительно. Этим методом можно успешно пользоваться во всех областях конфликтологии и в других сферах социальной практики.

Приложение 19 Бланк анализа конфликта между руководителями

Уважаемый коллега!

Мы проводим исследование, направленное на повышение эффективности работы руководителей, в интересах выработки рекомендаций по предупреждению межличностных конфликтов в сфере управления. В связи с этим мы хотели бы узнать некоторые данные и Ваше мнение о реальном конфликте, имевшем место в Вашей деятельности или деятельности Ваших коллег. Ответьте, пожалуйста, по порядку на все вопросы бланка (ответы желательно обосновать). Из описания должно быть ясно, где приводятся факты, а где их анализ и предположения. Если нет информации для ответа, ее не надо домысливать. Главное в анализе — это соответствие того, что написано, тому, что было на самом деле, а также детальность описания.

Анонимность Ваших ответов гарантируется. Информация будет использована только в обобщенном виде.

Заранее благодарны Вам за сотрудничество!

1. Год начала конфликта_

2. Месяц начала конфликта____

3. Учреждение (организация), в которой произошел конфликт

4. Кратко опишите характер и особенности деятельности этого коллек-

тива (место, город, регион)_

5. На основе чьей информации анализируется конфликт?

• основного участника конфликта (кого именно?);

• второстепенного участника конфликта;

• свидетеля, не принимавшего участия в конфликте;

• другого источника информации (какого именно?).

6. Находились ли оппоненты в отношениях подчиненности?

• конфликт между подчиненным и его непосредственным начальником;

• конфликт между подчиненным и его прямым начальником;

• конфликт между руководителями, находящимися в других отношениях подчиненности (каких именно?);

• конфликт между руководителями, не находящимися в отношениях подчиненности.

7. Характер межличностных отношений участников конфликта до его на-

чала:

• хорошие;

• скорее хорошие, чем нейтральные;

• нейтральные;

• скорее плохие, чем нейтральные;

• плохие;

• плохо знали друг друга.

8. Тип конфликта и его краткое обоснование:

• новатор—консерватор;

• борьба за качество деятельности;

• борьба против унижения личной чести и достоинства;

• борьба за определенную роль в трудовом колллективе, власть и влияние;

• борьба с несправедливым получением и распределением материальных благ;

• борьба начальников (подчиненных) за право независимых от подчиненных (начальников) решений и действий, за право самому принимать решение;

• борьба за справедливую оценку результатов деятельности;

• борьба за выдвижение на вышестоящую должность, перевод на лучшее место работы;

• другой тип конфликта (дайте характеристику)

9. Кратко опишите суть конфликта и основные моменты в его возникновении, развитии и разрешении, динамику, влияние на оппонентов, коллективов, результаты разрешения (пользуйтесь ключевыми словами п. 8)___

10. Кто был инициатором конфликта? __

11. Чьи и какие действия привели к началу конфликта? _

12. Характеристика первого (начальника) оппонента.

• занимаемая должность_

• возраст ___

• в течение какого времени находится в данной конкретной должности _

• время нахождения в подобной должности вообще (примерная дата поступления в должность — год, месяц)__

• профессиональная подготовка. Оцените в баллах от +5 до —5 +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5, где +5 — в профессиональном отношении подготовлен отлично;

0 — в профессиональном отношении подготовлен средне; —5 — в профессиональном отношении подготовлен неудовлетворительно;

• нравственные качества:

+5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5, где +5 — в высшей степени порядочный;

0 — нравственные качества не выражены ни в положительную, ни

в отрицательную сторону; —5 — в высшей степени непорядочный;

' • другие психологические характеристики_

13. Способы борьбы, действия первого (начальника) оппонента на всех всех этапах конфликта_

14. Каковы мотивы вступления в конфликт первого (начальника) оппонента? Из-за чего он пошел на конфликт? _; _

15. Пытался ли он скрыть свои истинные мотивы от окружающих?

16. Какое представление о причинах конфликта он пытался создать у окружающих? _

17. Опишите характерные эмоциональные реакции первого (начальника) оппонента во время конфликта_

18. Изменилось ли во время конфликта качество выполнения служебных обязанностей первым (начальником) оппонентом?

• стал работать заметно хуже, чем обычно;

• стал работать несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на качество работы;

• стал работать несколько лучше, чем обычно;

• стал работать заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

19. Как изменилось качество выполнения служебных обязанностей первым (начальником) оппонентом после конфликта по сравнению с качеством его работы до конфликта?

• стал работать заметно хуже, чем обычно;

• стал работать несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на качество работы;

• стал работать несколько лучше, чем обычно;

• стал работать заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

20. Изменилось ли во время конфликта настроение первого (начальника) оппонента?

• настроение было заметно хуже, чем обычно;

• настроение было несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на его настроение;

• настроение было несколько лучше, чем обычно;

• настроение было заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

21. Как изменилось настроение первого (начальника) оппонента после конфликта по сравнению с его обычным настроением?

• настроение было заметно хуже, чем обычно;

• настроение было несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на его настроение;

• настроение было несколько лучше, чем обычно;

• настроение было заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

22. Как повлиял завершившийся конфликт на отношение коллектива к первому (начальнику) оппоненту, на его положение и авторитет?

• отношение к нему заметно улучшилось;

• отношение к нему улучшилось;

• отношение к нему фактически не изменилось;

• отношение к нему ухудшилось;

• отношение к нему заметно ухудшилось;

• трудно сказать.

23. Какое общественное, служебное воздействие оказано на первого (начальника) оппонента и за что? _

24. Кто и на каком этапе конфликта поддержал первого (начальника) оппонента? _

25. Какими действиями, как поддержал своего (начальника) оппонента?

• открыто;

• неофициально;

• однозначно;

• половинчато.

26. Почему поддержали первого (начальника) оппонента? _

27. Характеристика второго (подчиненного) оппонента:

• занимаемая должность;

• возраст;

• в течение какого времени находится в данной конкретной должности;

• время нахождения в подобной должности вообще (примерная дата вступления в должность — год, месяц);

• профессиональная подготовка. Оцените в баллах от +5 до —5 +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5, где +5 — в профессиональном отношении подготовлен отлично;

О — в профессиональном отношении подготовлен средне; —5 — в профессиональном отношении подготовлен неудовлетворительно;

• нравственные качества:

+5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5, где +5 — в высшей степени порядочный;

О — нравственные качества не выражены ни в положительную, ни

в отрицательную сторону; —5 — в высшей степени непорядочный;

• другие психологические характеристики__

28. Способы борьбы, действия второго (подчиненного) оппонента на всех этапах конфликта_

29. Каковы мотивы вступления в конфликт второго (подчиненного) оппонента? Из-за чего он пошел в конфликт? _

30. Пытался ли он скрыть свои истинные мотивы от окружающих? _

31. Какое представление о причинах конфликта он пытался создать у окружающих? _

32. Опишите характерные эмоциональные реакции второго (подчиненного) оппонента во время конфликта______

33. Изменилось ли во время конфликта качество выполнения служебных обязанностей вторым (подчиненным) оппонентом? *

• стал работать заметно хуже, чем обычно;

• стал работать несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на качество работы;

• стал работать несколько лучше, чем обычно;

• стал работать заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

34. Как изменилось качество выполнения служебных обязанностей вторым (подчиненным) оппонентом после конфликта по сравнению с качеством его работы до конфликта?

• стал работать заметно хуже, чем обычно;

• стал работать несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на качество работы;

• стал работать несколько лучше, чем обычно;

• стал работать заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

35. Изменилось ли во время конфликта настроение второго (подчиненного) оппонента?

• настроение было заметно хуже, чем обычно;

• настроение было несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на его настроение;

• настроение было несколько лучше, чем обычно;

• настроение было заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

36. Как изменилось настроение второго (подчиненного) оппонента после конфликта по сравнению с его обычным настроением?

• настроение было заметно хуже, чем обычно;

• настроение было несколько хуже, чем обычно;

• конфликт практически не повлиял на его настроение;

• настроение было несколько лучше, чем обычно;

• настроение было заметно лучше, чем обычно;

• затрудняюсь ответить.

37. Как повлиял завершившийся конфликт на отношение коллектива ко второму (подчиненному) оппоненту, на его положение и авторитет?

• отношение к нему заметно улучшилось;

• отношение к нему улучшилось;

• отношение к нему фактически не изменилось;

• отношение к нему ухудшилось;

• отношение к нему заметно ухудшилось;

• трудно сказать.

38. Какое общественное, служебное воздействие оказано на второго (подчиненного) оппонента и за что? _

39. Кто и на каком этапе конфликта поддержал второго (подчиненного) оппонента? _

40. Какими действиями и как поддержали второго (подчиненного) оппонента?

• открыто;

• неофициально;

• однозначно;

• половинчато.

41. Почему поддержали второго (подчиненного) оппонента? _

42. Длительность конфликта (дней, месяцев, лет)_

43. Кто разбирался в конфликте по поручению вышестоящих организаций? Какими способами лица, разбиравшиеся в конфликте, пытались повлиять на ход и его результаты? _

44. Опишите, каким образом лица, разбиравшиеся в конфликте, пытались повлиять на его хорошие результаты? _

45. Как повлияло вмешательство вышестоящих инстанций на ход и результаты конфликта?

34— 1253

• оказало заметное положительно влияние;

• оказало положительное влияние;

• фактически не повлияло;

• оказало отрицательное влияние;

• оказало значительное отрицательное влияние;

• трудно сказать.

46. В какой степени разрешено противоречие между оппонентами, приведшее к конфликту?

• полностью разрешено;

• частично разрешено;

• фактически не разрешено;

• противоречие еще больше обострилось.

47. Кто одержал победу в конфликте? Оцените результаты количественно (для оценки используйте одно из следующих чисел):

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%, где: 100% — полностью победил первый оппонент; 50% — никто не одержал победы; 0% — полностью победил второй оппонент.

48. Обоснуйте оценку_

49. Как изменилось взаимоотношение оппонентов после конфликта по сравнению с их взаимоотношениями до него?

• отношения стали заметно лучше;

• отношения стали несколько лучше;

• отношения фактически не изменились;

• отношения стали несколько хуже;

• отношения стали заметно хуже;

• трудно сказать.

50. Как изменились взаимоотношения оппонентов после конфликта по сравнению с их взаимоотношениями во время конфликта?

• отношения стали заметно лучше;

• отношения стали несколько лучше;

• отношения фактически не изменились;

• отношения стали несколько хуже;

• отношения стали заметно хуже;

• трудно сказать.

51. Как изменилось качество совместной деятельности членов коллектива во время конфликта по сравнению с качеством работы до конфликта1.

• коллектив стал работать заметно лучше;

• коллектив стал работать несколько лучше;

• конфликт практически не повлиял на качество работы коллектива;

• коллектив стал работать несколько хуже;

• коллектив стал работать заметно хуже;

• затрудняюсь ответить.

52. Как изменилось качество совместной деятельности членов коллектива после конфликта по сравнению с качеством работы до него1?

• коллектив стал работать заметно лучше;

• коллектив стал работать несколько лучше;

• конфликт практически не повлиял на качество работы коллектива;

• коллектив стал работать несколько хуже;

• коллектив стал работать заметно хуже;

• затрудняюсь ответить.

53. Что конкретно изменилось в деятельности коллектива в результате конфликта? _

54. Как конфликт повлиял на взаимоотношения в коллективе?

• во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно лучше;

• во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько лучше;

• конфликт практически не повлиял на взаимоотношения в коллективе;

• во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько хуже;

• во время конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно хуже;

• затрудняюсь ответить.

55. Как в результате конфликта изменились взаимоотношения в коллективе?

• после конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно лучше;

• после конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько лучше;

• конфликт практически не повлиял на взаимоотношения в коллективе;

• после конфликта взаимоотношения в коллективе стали несколько хуже;

• после конфликта взаимоотношения в коллективе стали заметно хуже;

• затрудняюсь ответить.

56. Что конкретно изменилось во взаимоотношениях в коллективе в результате конфликта? _

57. На ваш взгляд, можно ли было избежать конфликта? Обоснуйте свой ответ._

58. Другая информация о конфликте, которая не отражена в предыдущих пунктах_

59. Дата заполнения бланка_

60. Должность заполнявшего бланк_

34*

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ, КОРРЕКЦИИ

7.1. НЛП на службе задействования резервных возможностей человека

В числе приоритетных направлений работы практического психолога выделяется развитие как собственной способности, так и способности клиентов эффективно осуществлять общение в различных жизненных и деловых ситуациях. Умение правильно общаться является весьма сложной проблемой для многих людей независимо от возраста, пола или жизненного опыта. Поэтому развитие креативного мышления, овладение методологическим и практическим инструментарием эффективного общения и взаимодействия, умение управлять как собой, так и другими людьми сегодня выступают приоритетной задачей практического психолога.

Одна из современных областей практической психологии — нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — основывается на осознании того, что большую часть своего опыта человек получает из собственного восприятия окружающей действительности. В жизни и в любом виде деятельности на психофизиологическом уровне человек систематически испытывает затруднения перед решением предельно простых задач. В то же время овладение НЛП позволяет ему с помощью определенных приемов и способов чувствовать себя и в сложной ситуации довольно свободно.

Благодаря разработанной на основе НЛ П технологии становится возможным изучение внутреннего мыслительного процесса конкретного человека с достаточно высокой степенью точности. Это позволяет психологу получить богатейшую информацию о человеке, а получив ее, испытать чувства и реакции, адекватные чувствам и реакциям исследуемой личности.

Человек рождается, живет и умирает в мире, который он не в состоянии до конца понять, исследовать и осознать. Он обречен жить среди тайн и загадок. И, может быть, самая главная из всех существующих тайн — он сам... Развитие цивилизации предполагает рост информированности человека об окружающем мире, но в первую очередь — более глубокое постижение им собственной сущности. В решении этого вопроса психо

логу в известной мере поможет психотехника с использованием основ нейролингвистического программирования.

В чем же состоит притягательность НЛП? Способен ли каждый практический психолог овладеть этим неординарным методом? Предлагаем небольшой экскурс в теорию НЛП, а также представляем определенные упражнения, с помощью которых становится возможным дальнейшее совершенствование человека на основе развития резервов его психики.

Некоторые теоретические основы НЛП

Нейролингвистическое программирование — одно из современных направлений прикладной психологии. Оно позволяет осуществлять эффективную коммуникацию, быстро вызывая специфические желательные изменения в человеке. Словосочетание «нейролингвистическое программирование» расшифровывается следующим образом: нейро- (греч. neuron — жила, нерв) — часть сложных слов, указывающих на отношение к нервной системе; лингвистика (лат. lingua— язык) — наука о языке человеческого общения, его строении и функционировании. Программирование — процесс подготовки многоэтапных задач для последующего их решения. Следовательно, нейролингвистическое программирование является одним из основных направлений практической психологии, изучающей внутренние процессы человеческого мышления, опыта, поведения, а также технологию общения.

Психотехнология НЛП

Возникла в начале семидесятых годов XX века в Соединенных Штатах Америки и развивалась на базе изучения деятельности многих выдающихся психотерапевтов, таких, как В. Сатир, М. Эриксон, Ф. Перлз и др. Результаты изучения как новое направление практической психологии отразились в работах Р. Бэндлера, Л. Кемерон-Бэндлера, Дж. Грин-дера... [22]. Первоначальное изучение процесса построения человеческого опыта и поведения позволило исследователям выделить ряд феноменов и закономерностей, которые и легли в основу нейролингвистического программирования. Опыт показал, что с помощью НЛП можно:

• детально описать любой род человеческой деятельности и на основе этого произвести в ней достаточно глубокие и устойчивые изменения;

• за сравнительно короткое время помочь людям преодолеть имеющиеся психологические барьеры;

• развить умение быстро и эффективно устанавливать взаимоотношения с людьми, направлять разговор в нужное русло, а также выходить из сложных ситуаций;

• осуществлять необходимые изменения в отношениях между людьми, страдающими от отсутствия взаимопонимания, за несколько сеансов устранять нежелательные привычки и многое другое.

Следовательно, наличие систематизированной информации о человеке обеспечивает возможность создания совершенно иной стратегии любого типа поведения.

Ознакомление с практикой НЛП убеждает в том, что по своей сути данное направление является оригинальным способом изучения человека, его обучения и управления им. В настоящее время оно по праву рассматривается как одно из наиболее эффективных.

Основные исходные положения НЛП определяют подход к пониманию способов и приемов его работы как новой модели человеческой коммуникации и поведения. Человек обладает рядом входных информационных каналов, по которым поступает информация об окружающей действительности. В числе наиболее значимых Р. Бэндлер и Дж. Грин-дер выделили визуальный, аудиальный и кинестетический (эмоционально-чувственный) каналы. Так, людям, у которых наиболее развита визуальная репрезентативная система, не представляет особого труда вообразить красный квадрат, затем представить его зеленым и, наконец, голубым.

Первая мысль, которая обычно в этой связи приходит в голову: «Это может сделать любой». Вместе с тем уровень развития репрезентативных систем у людей бывает абсолютно разным. По этой причине и модель мира, выстраиваемая для себя человеком, неизбежно будет отличаться от представлений других людей, настроенных на другие каналы связи. Более того, один и тот же реальный факт, свидетелями которого стали разные люди, может быть воспринят и пережит ими по-разному [84]. Наличие той или иной репрезентативной системы, ее развитие формируют адекватные ей процессы мышления и памяти человека, а в итоге дают возможность классифицировать три взаимосвязанные системы. Репрезентативная система — одна из систем восприятия, о которых идет речь.

Последовательность работы названных систем позволяет после выявления алгоритма увидеть внутренние процессы мышления конкретного человека. С помощью этих систем человек получает, обрабатывает и оценивает информацию, поступающую из окружающего мира. Причем визуально мы воспринимаем от 60 до 80% информации, а аудиально —лишь 10—15%. На другие органы приходится намного меньший процент получаемой информации. Уникальность самого человека позволяет ему пополнить информацию через другие органы чувств. В тех случаях, когда определенные органы по различным причинам утрачивают свои функции, их компенсируют другие. Такого рода феномены общеизвестны. Например, слепые «видят» органами слуха и чувств, а глухие «слышат» за счет зрения и т. д. В то же время нам известно, что люди, в принципе «не обиженные Богом», не видят того, что видят другие, не слышат того, что слышат другие, не чувствуют того, что чувствуют другие, и т. д. Иначе говоря: «Смотрит, но не видит, слушает, но не слышит...»

Итак, рассмотрим последовательно перечисленные выше системы. Для этого вначале проведем небольшой эксперимент. Предлагаем Вам

ответить на ряд вопросов, обратив при этом внимание на движение своих глаз:

• Какого цвета шторы в Вашей комнате?

• Сколько этажей в Вашем доме?

• Что Вы увидели сегодня утром, когда вышли из дома?

Видимо, Вы заметили определенную закономерность в движении своих глаз. Теперь постарайтесь ответить на другие вопросы и опять последите за своей реакцией.

• Какой звук издает электродрель в процессе работы?

• Вспомните мотив Вашей любимой песни.

• Как хлопает дверца легкового такси? Еще вопросы.

• Что Вы чувствуете, встав под ледяной душ?

• Кислый ли ломтик лимона во рту?

• Представьте себя в объятиях любимой (любимого).

Что Вы наблюдали сейчас? Уловили ли связь между обдумыванием вопроса и своими глазодвигательными реакциями? Вот еще группа вопросов:

• Как, по-Вашему, выглядят инопланетяне?

• Какими бы Вы видели себя в зеркале, если бы родились чернокожим?

• Как выглядит тигренок, у которого исчезли полосы? Несомненно, между последними вопросами и теми, которые были

заданы ранее, присутствует существенная смысловая разница. Вместе с тем имеет место и общее: те и другие так или иначе связаны с визуальной репрезентацией. Но отвечая на первую группу вопросов, Вам предстояло всего лишь вспомнить, воскресить в памяти нечто знакомое по прежнему Вашему опыту. Ответ на последнюю группу вопросов предусматривал конструирование чего-то совершенно необычного, нового. Движение глаз человека, размышляющего над каждым из этих вопросов, для большинства «правшей» выглядит следующим образом (рис. 29).

Рис. 29. Примерная схема ГДС (глазные сигналы доступа) (для «правшей»)

Справка: 1 — конструирование зрительных образов;

2, 3, 5 — воспоминание зрительных образов; 4 — конструирование звуков; 6 — воспоминание звуков;

1, 8 — кинестетические (эмоционально-телесные) ощущения;

9 — «проговаривание» про себя.

Рассмотренная схема убеждает в том, что возможен уверенный прием информации, поступающей к нам из внешнего мира. В то же время мы лишены возможности каким-то образом отмечать собственные врожденные реакции, повторяющиеся постоянно.

Они могут быть зафиксированы только извне и другим человеком. Сигналы доступа — это элементы внешнего поведения человека, указывающие, к какой репрезентативной системе он обращается в данный момент (ГСД — глазные сигналы доступа и т. п.). Практическому психологу может помочь определенная схематизация модальности восприятия и элементов, указывающих на закономерные ее проявления. Они отражены в табл. 52.

Таблица 52

Модальность восприятия Элементы, подтверждающие «систему» в каждой модальности
Зрительная Визуальная картинки Движение глаз только в направлении стрелок (номеров) 32 1 Манипуляции рук при разговоре, в основном в верхнем уровне Голос. Начинается ровная речь, но в конце предложения усиливается (графич. пок.)
Слуховая, аудиальная: звуки, разговор (уши) Движение глаз только в направлении стрелок (номеров) 456 Манипуляции рук при разговоре в основном в среднем уровне Голос. Начинается, продолжается и заканчивается ровно (графич. пок.)
Чувственно-двигательная кинестетическая Движение глаз только в направлении стрелок (номеров) Манипуляции рук при разговоре, в основном в нижнем уровне Голос. Начинается ровно, но в процессе разговора переходит (графич. пок.)

Ранее мы говорили, что если человек воспринимает мир в картинках, то его опыт состоит из одних образов. Такую категорию людей условно можно назвать «визуалистами». Они, как правило, обладают прекрасной зрительной памятью, впечатлительны и активны. Обращение человека к своему зрительному каналу в процессе разговора позволяет фиксировать движение зрачков его глаз в секторах 1, 2 и 5.

В случае когда человеку предстоит ответить на вопросы, которые заставляют вспомнить картину, обратившись к своему прошлому опыту (Какого цвета глаза матери?., галстук? и т. д.), зрачки глаз занимают положение 2, 3 и 5. Если человеку необходимо что-то представить, увидеть себя в проектируемой ситуации, его глаза находятся в положении 1. При определенной тренировке практический психолог может обеспечить слежение за движением глаз клиента, даже не слушая его, увидеть внутренние процессы мышления человека, знать, о чем он хочет поведать, а в процессе использования определенных приемов изменить его внутреннюю стратегию.

Далее имеет смысл рассмотреть слуховой анализатор человека и выяснить, как связаны глаза с этой репрезентативной системой (модальностью).

Параметры модальностей

У визуалистов У аудиалистов У кинестетиков
цвет, глубина, расстояние, четкость, длительность, контраст, пределы, движение, скорость, оттенок, прозрачность, пропорции, ориентация, план (передний), текстура, увеличение, печатный, симметрия, освещение, плотность, цветное-черно-белое, размер, яркость, трехмерный высота, скорость, громкость, ритм, расстояние, контраст, фигура, фон, четкость, дискретный, длительность, расположение, количество, симметрия, моно- стереоисточник, внешний, внутренний, тембр, тональность давление, расположение, протяженность, текстура, температура, количество, движение, длительность, интенсивность, форма, частота

Человек может воспринимать внешний мир и получать информацию с помощью своего слуха. Указанная категория людей обладает большим объемом опыта в аудиальной сфере. Люди, связанные по роду своей деятельности с внешним миром посредством звуковых образов (например, радисты, музыканты и т. д.), обладают хорошей аудиальной памятью — это так называемые «аудиалисты». Они могут слышать то, что никогда не смогут услышать другие. Процесс слушания человеком полностью отражается в движении его глаз. Глазные сигналы доступа четко указывают на то, что их движение осуществляется на среднем уровне. В частности,

нахождение глаз в положении 6 позволяет сделать вывод о том, что человек обращается к своему прошлому опыту. Положение глаз в положении 4 свидетельствует о конструировании звуков.

Свои особенности проявляют люди, которые имеют преимущественно кинестетическую репрезентативную систему. В этом случае человек воспринимает мир чувствами, эмоциями и другими ощущениями. Его глаза пребывают в нижней части. Фиксация зрачков глаз в положениях 7 и 8 — обращение к своему прошлому опыту, а в 9-м — прогова-ривание информации про себя. Очевидным является то, что кинестети-ки в силу определенных обстоятельств конструированием своего опыта заниматься не могут. Такие люди весьма чувствительны, восприимчивы, бурно реагируют на любой раздражитель.

Движения глаз в рассматриваемых нами трех взаимосвязанных системах закономерны, и их можно отследить, если обратить на это внимание либо иметь в этом определенный опыт.

В целом практическому психологу следует понимать, что НЛП, косвенно характеризуя внутренние мыслительные процессы человека, указывает на три взаимосвязанные системы: визуальную систему оперирования зрительными образами; аудиальную систему оперирования звуками, словами, речью; кинестетическую систему оперирования ощущениями, чувствами и эмоциями.

При этом не следует упускать из виду, что людей, осуществляющих внутренние мыслительные процессы на основе только одной или двух перечисленных систем, в природе не существует. Исследования и практика показывают, что такого рода работа осуществляется с опорой на все системы, последовательность использования которых у каждого человека строго индивидуализирована.

В то же время имеет место и ряд исключений из описанных правил.

Человек, прежде чем строить зрительный образ, может обратиться к аудиальной или кинестетической модальности (может быть, и наоборот). Это связано с разновидностью его памяти.

Вспоминая, человек может видеть событие как сторонний наблюдатель. В этом случае возникает зрительная конструкция. Создавая визуальный образ, человек может достаточно ярко вспомнить увиденное, а движения его глаз могут быть фиксированы в области визуального воспоминания.

Глядя вниз и вправо, человек может видеть зрительные образы, но с весьма сильной эмоциональной окраской.

Указанные исключения встречаются довольно часто. Поэтому их следует учитывать в процессе изучения клиента.

В контексте изложенного следует уточнить, что обонятельные и вкусовые системы, в сущности, малоинформативны и поэтому четкой взаимосвязи с движением глаз не имеют. Вместе с тем существуют и другие индикаторы, с помощью которых возможно выявление модальности человека. В частности, положение рук объекта:

• у визуалистов при разговоре руки совершают манипуляции в верхней части тела, начиная от середины груди и выше, на уровне головы;

• у аудиалистов р

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исковое заявление. О взыскании неустойки по алиментам | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.