Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация структурных компонентов психики






Логическая последовательность предполагает сначала рассмотреть эту проблему по степени конкретности—обобщенности психических образований. По этому критерию их можно дифференцировать на общие, особенные и единичные.

К общим психическим образованиям отнесены сенсорно-перцептивные, психомотор­ные, мнемические, интеллектуальные, креативные, аффективные, мотивационные, темпе­раментные, рефлексивные, регуляторные, коммуникативно-речевые, нравственные.

Каждое из них репрезентирует ту или иную сторону психической организации человека в связи с функциональными отношениями его с внешним миром по всем пяти векторам взаимодействия. Это означает, что каждое из этих психических образований вбирает в себя все многообразие психических свойств, правда, в превращенном виде. Эти психические об­разования перекрывают собой всевозможное содержание психической и психологической деятельности человека.

Сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные психические образования складываются в основном из психофизических свойств, выступающих первоосновой их возникновения и функционирования. Другие психические свойства включаются в эти пси­хические образования на ролях второго плана.

К особенным сенсорно-перцептивным психическим образованиям относятся ощуще­ния и восприятие, которые являются феноменами конкретно-чувственного познания.

К особенным мнемическим психическим образованиям относятся представления и па­мять, которые являются феноменами конкретно-логического познания.

Композиция 7

Обобщенная модель структурной организации психики

Психофизиологические образования
Общие Особенные Единичные
Аффективные Эмоции Чувства Радость, горе, печаль, веселость, гнев, стыд, страх
Мотивационные Потребности, влечения, склонности, желания, инте­ресы, намерения, мечты, цен­ностные ориентации Увлеченность, любознатель­ность, мечтательность, сексу­альность, одержимость, безраз­личие, безрассудство, осторож­ность
Темпераментные Энергетизм, динамизм, реак­тивность, нейротизм, тревож­ность Возбудимость, инертность, за­торможенность, вялость, актив­ность, выносливость, утомляе­мость, беспокойность, уравно­вешенность
Регуляторные Воля Внимание Организованность, сосредото­ченность, настойчивость, сдер­жанность, дисциплинирован­ность
Психофизические образования
Общие Особенные Единичные
Сенсорно-перцептивные Ощущение Восприятие Сенситивность, интенсивность, модальность, предметность, целостность, структурность
Мнемические Память Представления Забывчивость, памятливость, фрагментарность, емкость
Интеллектуальные Мышление Воображение Опосредованность, обобщен­ность, абстрактность, логич­ность, аналитичность, понятийность, проблемпость, сущностность, фантастичность, эвристичность, интуитивность, прогностичность
Психорефлексивные образования
Общие Особенные Единичные
Рефлексивные Сознание, самосознание, дух, душа, бог, совесть, вера, на­дежда, любовь Совестливость, робость, духов­ность, душевность, религиоз­ность, самоотверженность, убеж­денность, терпимость, эгоизм
Деятельностно-психологические психические образования
Общие Особенные Единичные
Психомоторные Телесные движения Предметные движения Жесты, мимика, пантомимика, интонации, тембр, громкость, координированность, пластич­ность, ловкость
Креативные Способности, мастерство, та­лант, гениальность, стиль Инициативность, оригиналь­ность, находчивость, парадок­сальность, индивидуальность
Социально-психологические психические образования
Общие Особенные Единичные
Коммуникативно-речевые Язык, речь, средства общения Грамотность, стилистика, по­нятливость, общительность, разговорчивость, косноязычие, молчаливость
Нравственные Общественные отношения Межличностные отношения Справедливость, доброта, ответ­ственность, самостоятельность, симпатия, сочувствие, дружба, сотрудничество, взаимопомощь
         

 

К особенным интеллектуальным психическим образованиям относятся мышление и воображение, которые являются феноменами абстрактно-логического познания.

Аффективные, мотивационные, регуляторные и темпераментные (психодинамические) психические образования складываются в основном из психофизиологических свойств, которые трансформируются в процессах субъектной активности в особенные аффективные психические образования, к которым относятся эмоции и чувства — феномены субъектив­ного переживания собственных состояний и субъектных отношений в мире вещей и лю­дей; в особенные мотивационные психические образования, представленные потребностя­ми, влечениями, склонностями, желаниями, которые являются продуктами субъективного отражения психофизиологических состояний телесной организации человека. К мотивационным психическим образованиям относятся еще и интересы, намерения, ценностные ориентации, мечты — продукты отражения внешней среды как предмета актуальных и по­тенциальных потребностей человека.

К особенным регуляторным психическим образованиям следует отнести волю и внима­ние — продукты психического и психологического самоуправления. При этом необходимо заметить, что регуляторную функцию выполняют практически все частные психические образования, так как она является сквозной функцией психической деятельности.

К особенным темпераментным психическим образованиям следует отнести энерге­тизм, динамизм, реактивность, нейротизм и им подобные, которые являются продуктами нейропсихической деятельности мозга.

Психомоторные и креативные психические образования формируются в процессах предметно-практического взаимодействия человека, особенность которого — деятельностное отношение со средой. Задачи такого отношения решаются посредством телесных движений, перемещающих человека в пространственно-временной перспективе и вместе с тем преобразующих объекты внешнего мира в предметы потребностей человека. В этих психических образованиях происходит трансформация деятельностно-психологических свойств психической организации человека.

К особенным психомоторным психическим образованиям следует отнести все телес­ные движения человека (произвольные и непроизвольные, а также идеомоторные акты), которые приобретают различные формы выразительного (экспрессивного) поведения (не­вербального и вербального). В их ряду нужно рассматривать и манипулятивные предмет­ные действия.

К особенным креативным психическим образованиям следует отнести общие и специ­альные способности, мастерство, талант, гениальность, стиль деятельности, которые яв­ляются продуктом деятельностно-психологической активности человека как творца пред­метной среды, субъекта преобразовательной деятельности.

Коммуникативно-речевые и нравственные психические образования формируются в процессах взаимодействия людей друг с другом по поводу совместных проблем жиз­недеятельности. Они относятся к социально-психологическим образованиям в структуре психики. Обязательным условием их возникновения и существования является общение людей, в процессе которого происходит трансформация психического потенциала первич­ных свойств психики (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных).

К особенным коммуникативно-речевым психическим образованиям следует отнести речь (внутреннюю и внешнюю; устную и письменную), языки (словесные, жестовые и др.), средства общения (непосредственного и опосредствованного), которые являются продук­том социально-психологического взаимодействия людей при жизни их в сообществах.

К особенным нравственным психическим образованиям нужно отнести все многообра­зие человеческих отношений, среди которых выделяются общественные отношения (право­вые, экономические, этнические, конфессионально-религиозные, политические); межлич­ностные отношения (моральные, этические, эстетические, половые, возрастные, волевые, лидерские, эмоциональные, дружеские, конфликтные, состязательные и др.), являющиеся продуктами социально-психологического взаимодействия людей.

Рефлексивные психические образования, производные от трансформации психореф­лексивных процессов психической и психологической деятельности, включаясь в различные контексты жизнедеятельности, продуцируют особенные психические образования, раскры­вающие содержание внутреннего мира человека. К их числу относятся следующие психореф­лексивные образования: сознание и самосознание, дух и душа, Бог и совесть; вера, надеж­да, любовь. Они являются результатами самоотражающей идеальной деятельности психики человека. Итоговые продукты этой деятельности — Я-образы, Я-концепция, картина мира.

В итоге классификационную модель психических образований можно представить в виде композиции общих, особенных, единичных психических образований с дифференциа­цией их по пяти классам психических свойств (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных, деятельностно-психологических, социально-психологических).

Основное назначение этой композиции состоит в содержательной конкретизации си­стемы теоретических понятий, в которых описывается психическая организация человека. По логике этой композиции возникает эмпирическая определенность психических явлений, рассматриваемых научно-теоретической гносеологией. Конкретизированные абстракции становятся доступными для эмпирических исследований по логике науки.

Особенно важно, что данная модель позволяет содержательно интерпретировать на­учные конструкты психической организации человека.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.