Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе.






Трудовое воспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством.

Наука все больше входит в процесс труда как важнейшая производительная сила. На базе новейших научных открытий возникли новые источники энергии, созданы ранее неизвестные материалы, что привело к созданию новых отраслей промышленности и более совершенной технологии.

В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех нас объединяла задача– помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.

Совершенствование подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни – программное требование в современном этапе. Это требование связано с глубокими преобразованиями в содержании труда, необходимостью коренного улучшения общеобразовательной и профессиональной подготовки, созданием единой системы непрерывного образования, уточнением его содержательной базисной основы.

В ходе реформы общеобразовательной и профессиональной школы этапу способствует широкое введение, начиная с 1986 учебного года систематического общественно полезного, производительного труда школьников, более полное и прочное соединение его с учением, переход от производительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду как основе и всеобщему принципу работы школы.

Более полно используются возможности трудовых коллективов взрослых в организации производительного труда учащихся, расширяются прогрессивные, в том числе бригадные формы организации труда школьников, усиливаются профессиональная и творческая направленность их трудовой деятельности. Его положение о ведущей роли труда в целостном процессе формирования личности молодого человека звучит сейчас особенно актуально. Творчески используются его идеи в трудовой и профессиональной подготовке школьников – это значит осмысление с учетом новых возможностей и образовательно– воспитательных задач, стоящих перед современной школой.

В педагогической практике последнего десятилетия творческое применение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только в создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно– производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.

“Хозрасчет – замечательный педагог” – эта мысль А.С.Макаренко приобретает сегодня поистине ключевое значение, при том внимании, которое придается ныне единству трудового и экономического воспитания. Элементы новых форм хозяйствования убедительно показывает практическую необходимость общеобразовательных, общетрудовых, экономических знаний и умений обеспечивающих повышение производительности труда и улучшение его условий. Использование учащимися этих знаний и умений на практике, в трудовой деятельности становится формой проявления творчества в труде, создает чувство глубокого удовлетворения в работе.

Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира, необходимой для удовлетворения физических и духовных потребностей личности в настоящем, так и в будущем.

Сегодня необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

Детский производительный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, образующий, но и экономический эффект.

На примере организации производительного труда учащихся сельских школ можно проследить путь постепенного приобщения к более полному внедрению принципов хозрасчета: учебно-производительная бригада с операционной оплатой труда; коллективный подряд на выполнение определенных работ; коллективный подряд с использованием аренды земли, техники, материалов; организация самостоятельного школьного производства, типа школьного кооператива, фермерского хозяйства и т.п.

Демократизация общественной жизни, движение по пути обеспечения приоритета личности, переход к рыночной экономике– этим главным реалиям нынешнего времени должны соответствовать содержание и формы трудовой подготовки школьников.

В современных школах, имеющих свое производство, хозрасчет, так же как у Макаренко, становится одним из воспитателей. Распределение средств часто идет по макаренковски. Все решает коллектив учащихся, все подчинено воспитанию коллективных интересов и разумному удовлетворению интересов личных. Школы с хозрасчетными предприятиями устраивают по примеру Макаренко интереснейшие походы, служащие могучим воспитательным средством, так как в руки учащихся передается обычно вся организация этих походов. Они сами разрабатывают маршрут, сами обдумывают и закупают все, что нужно для похода, распространяют между собой все обязанности, во время похода сами отвечают за дисциплину. Вот тогда-то и узнаются качества каждого, раскрываются организаторские таланты учащихся.

Под влиянием нового, прогрессивного в формах и методах организации труда происходит в школах и распространение бригадных форм организации труда с использованием хозрасчетных начал. Такая практика позволяет в процессе трудовой деятельности лучше воспитывать коллективизм, взаимопомощь и коллективную ответственность, активизировать такой важный и действенный фактор воспитания в коллективе, как общественное мнение.

Воспитательная работа в ученических бригадах в соответствии с их многопрофильной структурой ведется с учетом специфики хозрасчетных отношений между трудовым объединением школьников и хозяйством в целом, т.е. организацией внутрихозяйственного хозрасчета. Оценка экономических результатов деятельности бригады ведется с учетом прибыли и рентабельности. Заработная плата школьников зависит не только от затрат времени и видов работы, но и от конечного результата работы хозяйства в данной сфере деятельности (валового сбора зерна, надоев молока, продуктивности животноводства и т.д.).

Что же в конечном итоге поможет нашей школе изжить труд, нужный лишь “для придания ребенку трудового колорита”, поможет кратчайшим путем прийти к организации труда, призванного всесторонне развить школьников, привить им умения все делать, открыть перед ними путь ко многим профессиям, чтобы они смогли правильнее определить свое призвание?

При всех школах создаются учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйственные участки; на крупных предприятиях – учебно-производственные цехи для школьников. Это раскрывает перед школой огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Такие учебные мастерские могут быть полностью производительными, с ответственностью за материал, за точность изготовления и своевременное выполнение заказов. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами. Переживание хозяйственной заботы учащимися становится отправной точкой в организации таких мастерских.

Огромную роль в правильном решении политехнизации школы сыграли ученические сельскохозяйственные бригады. В их находках много интересного, но по существу они практически развивают ценнейшие положения педагогической системы А.С.Макаренко.

Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на тракторах, комбайнах, е только пробуждает у ребят любознательность, интерес к труду, технике, к исследованиям, но и способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными их успехи в учебе.

В современных передовых школах стремятся к тому, чтобы посильный для детей производительный труд был максимально приближен к труду взрослых, чтобы материальная база обеспечивала разнообразный труд, так как дитя утомляется, говорил К.Д.Ушинский, главным образом однообразием и односторонностью деятельности.

В школах в специальных комнатах оборудуются станки для обработки металла, приспособленные для детей, делаются специальных размеров инструменты. Учитывая интересы ребят, их симпатии к детским электростанциям, электрическим железным дорогам, оборудуются специальные комнаты, где пол руководством старшеклассников дети могут заводить и останавливать моторы небольшой мощности, учиться пользоваться генератором, монтировать различные модели, даже микролитражные автомашины с облегченным управлением.

Непосредственное участие в производительном труде всех независимо от возраста приводит легким для них путем к пониманию технологии производства, его основ.

“Наши общеобразовательные школы, – писала Н.К.Крупская, – должны вооружить учащихся общими трудовыми навыками, требуемыми современной техникой и тем открыть им доступ к целому ряду профессий” (25.Соч., т.4, с.581).

Задачи трудового воспитания школа должна решать так, как это необходимо для школы общеобразовательной, трудовой, политехнической. Учебно-производственная база школы, ее связи с предприятиями, традиции общественно полезного труда стали прочной основой дальнейшего совершенствования трудового воспитания учащихся.

В условиях всеобщего среднего образования выпускники средней школы за период обучения должны глубоко овладеть знаниями основных наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией. Решительный поворот школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии – веление нашего времени.

Для организации эффективного трудового обучении и профориентации учащихся используются близлежащие к школе предприятия, коллективные хозяйства. Для трудовой подготовки, всесторонне используются исходя из условий сельской школы межшкольные учебно-производственные бригады, ученические производственные бригады, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты.

В условиях сельской школы складывается система трудового обучения воспитания и профориентации учащихся. Характерным для этой системы является взаимодействие ряда факторов и условий, обеспечивающих формирование готовности выпускников средней школы трудиться. Сюда относятся: трудовое воспитание с раннего детства; преемственность трудового обучения с 1 и IХ классы; единство трудового и нравственного воспитания на уроках, процесс трудового обучения, различных видов внеклассной работы и общественно полезной деятельности учащихся на базе сельскохозяйственного производства; производительный труд в летних лагерях труда и отдыха; ученические бригады; творческая работа в кружках; активное участие в общественно полезном труде; пример родителей (семейные трудовые традиции), новаторов, передовиков и специалистов сельского хозяйства; высокая общественная оценка сельскохозяйственных профессий – повышение их престижа; тесное сотрудничество школы, колхоза, семьи и широкой общественности в решении сложных задач трудового воспитания и ориентации юношей и девушек, оканчивающих школу, на труд в сельскохозяйственном производстве; всемерное укрепление учебно-материальной базы трудового политехнического и производственного обучения.

Воспитание в труде как педагогическая проблема требует планомерного и целенаправленного сочетания всех средств формирования трудолюбия и готовности к активному включению в общественное производство с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием детей. Задача состоит в подведении учащегося к осознанию необходимости труда как для общества, так и для разностороннего развития самого человека. И главный наставник в этом – сам трудовой образ жизни.

Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, “научились жить и работать в коллективе”, “уважать труд других”, “считаться с мнением товарищей”, “подчиняться воле коллектива”, “узнать цену труду”, “научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т.д.

Возросло и доверие родителей к участию детей в трудовых объединениях.

Вопрос об оплате труда школьников, вызывающий споры, находит правильное решение столько тогда, когда учитывается и направляется педагогами характер внутрисемейных отношений. Но, во-первых, школьники назвали в качестве побудительного мотива участия в производительном труде “возможность заработать”, во-вторых, как показывает педагогическая практика, “портят детей” так называемые карманные деньги, которые получены от родителей, деньги же, цену которым ребята постигли собственным трудом, вызывают бережное отношение уже не только к этим личным, но и родительским средствам.

Ценить деньги человек начинает лишь тогда, когда сам зарабатывает, пусть хотя бы вначале и небольшие суммы. Такой подход будет способствовать экономическому воспитанию, даст возможность получить представление о заработной плате, научить ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи, т.е. на личном опыте позволит усвоить связь труда и потребления.

Новая система отношений в труде помогает школьникам осознать и учебу как разновидность трудовой деятельности, имеющей не только личный, но и общественный характер, требующей определенных усилий, планомерности и целеустремленности в решении поставленных задач, правильной организации самого процесса познавательной деятельности.

Этого удается добиться в тех коллективах, в которых правильно решается проблема непрерывности педагогического воздействия в учебном году, и в условиях летних практических работ. Решается она не только с позиций использования знаний и умений учащихся, сформированных в учебном процессе ил в процессе их производительного труда, но и с позиций закрепления тех воспитательных результатов, которые дал общественно-полезный коллективный труд.

Бережное отношение достигнутого воспитанием в труде имеет большое социальное значение. По справедливому замечанию В.А.Яковлева в труде формируется не только отношение к самому процессу труда, “… благодаря труду совершенствуются и другие системы отношений учащихся к обществу – его интересы стали ближе и понятнее им; к людям – повысилось уважение к рабочим и колхозникам; к самим себе – возросла уверенность в своих силах и возможностях; к производительному труду пришло глубокое осознание его общественного значения; к народному достоянию – появилась забота”.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский подчеркнул, что воспитание в труде – это, прежде всего воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называют труд.

Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат.

Как видим, Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.

1. Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности;

2. Деятельностно-творческий аспект, связанный с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи.

3. Ценностный аспект, связанный с формированием ценностного отношения к труду как к способу всестороннего развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности, имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу и всему этого уважаемой людьми, коллективам;

4. Поведенческий аспект, предполагающий воспитание желания и умения трудиться в коллективе, совместно с другими людьми, строить свои отношения с учетом интересов трудового коллектива, правильно регулировать свое поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя способность к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде.

Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Заключение

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.

Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.

Каковы ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?

Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.

Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.

В-третьих, в труде воспитывается отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка. Это правильное отношение состоит в том, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда.

В-четвертых, физическое развитие в труде, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

В-пятых, объединение детей разного возраста дает большой эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие “постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.

“Преемственность поколений” имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.

В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

Трудовое воспитание – важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях.

Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.

Для педагогического дела две самые полезные характеристики личности – отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) – мостик от общественной культуры, общественного бытия к миру личности, к его индивидуальному бытию.

Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты – проявления ценностного мира личности.

Основная педагогическая идея, миссия школы, философия школы: “Самое ценное – человек”. Главная цель – его рост, развитие и воспитание.

В систему ценностей могут входить:

– единое представление о духовных и нравственных ценностях;

– единое понимание цели деятельности коллектива;

– единый подход к личности ученика как субъекта.

В микросреде создаются благоприятные условия для самореализации, самоактуализации, саморазвития личности. Для их реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы. При таких условиях ученик находится в коллективе среди людей. Быт его относительно благоустроен.

Сегодня общественное воспитание поставлено в такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.

И семейное воспитание как источник народного воспитания поднимает личность с микросреды семьи, т.е. иначе говоря, с понятия аласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.

Воспитательные традиции каждого народа имеют свои особенности. Можно утверждать, что и в трудовом воспитании присутствует ядро народной мудрости. Исследователи народной педагогики различных народов (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, А.Э.Измайлов, Г.С.Виноградов, А.К. Миноваров, Т.У.Сарсенбаева, Т.Ормонов, И.Орщибеков, Ш.А.Мирзаев, А Рабиев и др.) отмечают прогрессивные национальные традиции семейного воспитания:

1. Приобщение детей с раннего возраста к труду. Детский труд был одним из необходимых средств укрепления экономики семьи.

2. Народный кодекс на первый план выдвигает служение своей стране.

3. Уважение к старшим.

4. Важным элементом культуры поведения народ считал вежливость и отзывчивость.

5. Большое внимание уделяется эстетике быта и воспитанию у детей любви к прекрасному.

6. Семейное наставничество потомственных специалистов по той или иной сфере профессиональной деятельности.

В современных условиях развиваются и совершенствуются принципы, традиции, обычаи народной педагогики. Поэтому семья является транслятором духовной культуры рода, творцом и созидателем духа и очага, где в воспитании детей большое внимание уделяется к роли отца как главы семьи. Отцы только отцы должны помочь школе стать большой семьей, где каждого понимает без показной жалости, сарказма, занудства, диктата и унижения.

Школа должна стать крепостью для души. Известно, что сельская школа является важнейшим самообразующим фактором. Всегда было социо – культурным центром. На эффективность работы сельской школы существенное влияние оказывает состояние материально-технической базы, а также существуют механизмы обеспечения сельских школ оборудованием, мебелью, информационными технологиями и другими. Как показывает жизнь традиции сохраняются до тех пор, пока ребенок будет усваивать и развивать родной язык, а потом и те трудовые умения и навыки своего народа, при помощи которых будет осваивать окружающий мир.

Региональная образовательная область по трудовой подготовке работает на освоение молодежью лучших трудовых и культурных традиций своего народа.

Технологическое пространство охватывает всю учебно-материальную базу общего среднего образования: территорию, подсобное хозяйство, мастерские, кабинеты, предметы школьного обучения, кружки, факультативы, дополнительное образование и людей.

Первоочередными условиями должны быть названы:

· Кабинеты, классы, лаборатории;

· Учебная мастерская, учебно-производственная мастерская, различные студии;

· Учебно-опытный участок (пришкольный участок), обрабатываемая земля, сельскохозяйственные угодья, теплицы и другие;

· Подсобные хозяйства;

· Учебно-производственная и транспортная техника;

· Кадры трудовой подготовки школьников и лица, причастные к этому делу.

“Опыт работы школ с углубленным изучением предметов профильной и профессиональной подготовки показал, что они оказались наиболее приспособленными к новым экономическим отношениям, положительно решают проблемы подготовки и закрепления кадров на селе. Это обеспечит подготовку выпускников к жизни и работе на родной земле, усилит приток свежих сил в село” (42.с.91).

Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых, и в часы досуга выбирают занятия, достойное своего высококультурного труда.

Именно в раннем детстве у человека закладывается психологическая настроенность на труд и трудовые ценности семьи и коллектива.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

Список использованной литературы:

1. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. –М: Педагогика, 1976.– 68 с.

2. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с

3. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. – М.: Знание, 1988. – 79с.

4. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. – Ростов-н/Дону, 1986. – 110 с.

5. Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии – 1983 – “2– с76 – 77

6. Введенский Б.А.Большая советская энциклопедия. –М.: Гос.науч.издание “БСЭ”., 1954. – Т.26. – 89-91 с.– 652 с

7. Варнакова Е.Д. Творческое использование педагогического наследия А.С.Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. – М.: Высшая школа., 1991. – 445с.

8. Варнакова Е.Д., Зарецкая И.И. Летние практические работы как средство трудового воспитания школьников.//НИИ общей педагогики. АПН СССР.Сб.науч.т. – М., 1978-82 с.

9. Воробьев А.И.теория и практика производительного труда учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы. – Ташкент. “ФАН”., 1986. – 110 с.

10. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для студентов педагогов и учителей. –М.: Педагогическое общество России. – 1999.-192 с.

11. Гордин А.Ю. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. Кишинев: Штиинца, 1987. – 28 с.

12. Гордин Л.Ю. А.С.Макаренко 1888-1923. –М: Учебно-педагогическое.1963. – 213с.

13. Гермогенова М.Д. Формирование коллектива в лагере труда и отдыха школьников. – Якутск: книжное изд., 1963. 213 с.

14. Грищенко А., Петухов В.Летняя трудовая четверть. –М: Молодая гвардия, 1981. – 205с.

15. Гущин Л.Н., Хилтунен В.Р. Учитель по имени Труд. –М: Политиздат, 1986. – 223 с.

16. Ефимова К.А. Воспитательное пространство: концепция и проблемы моделирования.// Народное образование Якутии. – 1999. – №1. – с.144-147.

17. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1990.– 159с.

18. Иванович К.А. Андрианов П.Н., Каракашев Г.И. Организация и содержание работы межшкольных учебно-производственных комбинатов// Сб.науч.т. – М: академия пед.наук, 1983. – 102 с.

19. Каиров И.А. Петров Ф.Н.Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – Т.3, 4. – 879, 911с.

20. Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. – 1988. – № 3. – с.21-25.

21. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО –Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. – 96с.

22. Константинов Н.А. и др. История педагогики. Учебник для студентов пед. институтов/ – М: Просвещение, 1982. – 447 с.

23. Крупская Н.К. Сочинение: т.4.с.581.т.5. – 256с.

24. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Книга для учителя / сост. и автор вступ.ст..М.Коротов. – М: Просвещение, 1987. – 159с.

25. Легков Л. Диалектика воспитания // Семья и школа. – 1988. – №12. – с.17-19.

26. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.

27. Макаренко А.С.Педагогические сочинения в 8 томах /Сост.М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М: Педагогика, 1984. – 400 с.

28. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М: Политиздат, 1990. – 415с.

29. Михайлова Е.И. О создании необходимых условий для развития сельской школы // Народное образование Якутии. – 1999, – №1. – с.11-18.

30. Неверов В.В.Союз труда и красоты. – М.: Просвещение, 1979. – 152 с.

31. Нежинский Н.П. А.С.Макаренко и современная школа.– Киев: Радянська школа, 1970. – 311 с.

32. Неустроев Н.Д. Семья как источник народного воспитания// Народное образование Якутии. – 1999. – №4. – с. 111 – 114

33. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб.документов и материалов. – М.: Политиздат, 1984. – 51с.

34. Павлова М.П.Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М.: Высшая школа, 1980. – 287с.

35. Панорама образования /Авт. – сост.Сивцева Н.С., Винокурова Н.Н. Ред.Расторгуева Н.А., Заморщикова Е.М., Якутск.1999. – 98 с.

36. Сухомлинский В.А.Рождение гражданина. Пер.с украинского.М.: Молодая гвардия, 1971. – 336с.

37. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию./под ред. к.э.н. В.А. Похвощева. – М.: 1994. – 235 с.

38. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. /Под ред.к.э.н. В.А.Похвощева. – М.: 1994. – 235 с.

39. Селезнева В.И. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. – Воронеж.: изд.Воронежского университета, 1981. – 238с.

40. Сидельковский А.П., Кулешова Л.Н., Гуренская Е.С. Актуальные вопросы теории и практика сознательного отношения школьников к труду.// Межвузовский сб.науч.ст.– Ставропольский гос.пед.инст., – Ставрополь, 1983. – 153с.

41. Тимофеев Д.И. К вопросу формирования современного человека// Народное образование Якутии.1999. – №3. – С24-26.

42. Фрадкин Ф.А. В поисках новых педагогических путей.М: Знание, 1988. – 129 с.

43. Федоров М.П.Отец – опора семьи и лбщества // Народное образование Якутии. – 1999. – №3. – с. 3-9

44. Хмыров С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

45. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.