Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века:






Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века:

— золотой век русской поэзии (первая треть столетия);

— эпоха великих романов (нравственно-философская пробле­матика, психологизм, художественное своеобразие);

— роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе.

 

Проверка ЗУН: письменный ответ на вопрос.

 

Русская литература первой половины XIX века

А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

 

«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при­роды. Религиозные мотивы и образы.

«Медный Всадник». Изображение конфликта между государ­ством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов­ной жизни русского общества.

Вн.чт. Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.

 

Проверка ЗУН: выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, сочинение.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изу­ченного).

«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Ма­терь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя­ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из­бытке чувства» (В. Г. Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон­това.

Вн.чт. «Демон».

 

Проверка ЗУН: выразительное чтение наизусть, сочинение.

 

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз­ма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века — ро­мантизм и реализм (общая характеристика).

Проверка ЗУН: тестирование.

Русская литература второй половины XIX века

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат­ство языка.

Проза И. А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро­мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги­ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози­ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав­ственное содержание.

Вн.чт. «Обыкновенная история».

Проверка ЗУН: анализ эпизода, тестирование.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

 

«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар­ством». Символика заглавия пьесы.

Вн.чт. «Бесприданница».

Проверка ЗУН: сочинение, тестирование.

И. С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо­зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Вн.чт. «Дворянское гнездо».

 

Проверка ЗУН: сочинение, тестирование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.