Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль исследовательских методов обучения в реализации задач ФГОС НОО учителем начальных классов






 

Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследование как метод обучения – это способ организации познавательного процесса, в результате которого обучающийся получит абсолютно новое для юного исследователя знание.

Роль исследовательских методов обучения:

1.являются необходимым и полноценным условием для личностного развития каждого ребёнка;

2. способствуют формированию активной позиции учащихся в учебном процессе;

3.являются решающим фактором в формировании у школьника умения учиться;

4.способствуют развитию познавательных навыков учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления.

Требования к механизму исследовательского обучения были выделено американскими педагогами (Р. Драйвер, Б. Белл, П. Крайзберг):

1. «Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение»

Структура урока при исследовательском методе обучения младших школьников:

1. Определение темы исследования и выбор проблемы для исследования.

При постановке проблем для исследования, в начальной школе учитель использует, как правило, игру. Игровой приём, когда дети ставятся в ситуацию первопроходцев… «Представь себе, что вы попали в лес, что бы вы хотели знать о нѐ м?..». При решении проблемы дети самостоятельно формулируют ряд вопросов, которые затем становятся и проблемами их исследований.

2. Составление плана действий исследования. Ученики должны отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в основном пути ее решения. Для данного этапа необходимо с детьми повторить все методы исследовательской деятельности, и на доске сопроводить их опорными знаками. Здесь можно выделить следующие исследовательские методы (по

А.И. Савенкову): «подумать самостоятельно», «спросить у другого челове-

ка», «провести наблюдение», «провести эксперимент», «звонок специалисту», «просмотр фильма», «изучение учебной, специальной литературы или ресурсов Интернета». Затем, определить из них самые потенциальные (от 1 до 3-5). Этот приѐ м позволяет обучающимся визуально представить весь план действий на уроке (занятии). Остальными методами обучающиеся могут воспользоваться дополнительно во внеурочное время для расширения собственного индивидуального исследования.

3. Самостоятельный сбор информации с использованием выбранных способов (методов) деятельности.

4. Обработка информации и подготовка текста-сообщения. При исследовании проблемы ребѐ нка необходимо обучать фиксировать свои результаты в особые тетради (листочки). Именно данный подход позволит «разложить» информацию по степени еѐ важности. В начальной школе хорошим упражнением для данной деятельности является метод работы с деформи-

рованным текстом, который используется в основном на уроках русского

языка. Необходимо при этом научить ребѐ нка называть вначале главную

идею, а затем подтверждать еѐ фактами.

5. Представление результатов исследования и его обсуждение. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко рассказать об этом людям. Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. После выступления исследователя необходимо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задавать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно

задавать вопросы. Проведение этой важной части исследовательской работы

требует особого педагогического такта и мастерства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.