Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика сотрудничества.






Педагогика сотрудничества имеет некоторое сходство с креативной педагогикой, которая учит детей творчески относиться к процессу обучения и самим становиться созидателями своего будущего. В обоих этих направлениях педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

 

 

11. Технология Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» и ее возможности в реализации принципа комфортности в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии: «Школа жизни», которая по своему характеру является обучающей и воспитательной.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации.

Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Основные целевые ориентации технологии:

1. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

2. Облагораживание души и сердца ребёнка.

3. Развитие и становление познавательных сил ребёнка.

4. Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.

5. Идеал воспитания – самовоспитание.

Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.

Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

Общение между людьми, считает автор, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общение между учителем и детьми.

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Амонашвили Ш. А проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

1. Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

2. Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

3. Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

4. Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

5. Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

6. Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

7. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

8. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

9. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

10. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.