Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути достижения качества образования в начальных классах






Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.

Из чего оно складывается?

· Из высокого уровня профессионализма педагогов

· Из создания комфортности в обучении школьников

· Прочности знаний учащихся

· Соблюдение санитарно-гигиенических норм

· Из материально-технического обеспечения школы.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.

Составляющие качества образования:

Ø качество обученности школьников по образовательным областям;

Ø качество сформированностиобщеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);

Ø качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);

Ø качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);

Ø качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:

• целеполаганием учащихся;

• мотивацией их деятельности;

• формированием умений учащихся;

• созданием обратных связей «учитель – ученик»;

• созданием проблемных ситуаций;

• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Методическая работа в начальной школе:

Ø следование традициям и внедрение новации;

Ø повышение компетентности учителя;

Ø освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;

Ø определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;

Ø выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;

Ø накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;

Ø организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

Ø Целевые направления:

Ø совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

Ø создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

Ø обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

Ø создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

Ø совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;

Ø обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;

Ø совершенствование материально-технической базы школы.

Ø Задачи:

Ø обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

Ø формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;

Ø создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;

Ø организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Ø Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.

Ø Технологии и методики, применяемые в начальной школе:

Ø технология личностно-ориентированного образования;

Ø технология уровневой дифференциации;

Ø технология игрового обучения;

Ø технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

Ø проектная деятельность;

Ø здоровьесберегающие технологии;

Ø информационно-коммуникационные технологии.

1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Таким образом, для повышения качества образования необходимо:

Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

Ø продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;

Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.