Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краеугольные камни марксизма






Философский камень.

Мир, Вселенная есть движущаяся, т.е постоянно изменяющаяся, материя. Классическое определение понятию «материя» дал В.И.Ленин: «Материя есть объективная реальность, данная нам через ощущения» (см. Ленин. «Философские тетради»). Т.е. материей является всё, что существует на самом деле, реально и о существовании чего мы можем узнать (прямо или с помощью приборов) через наши органы чувств

Материя вечна во времени: она никем не сотворена, никогда не возникала из ничего (теория «большого взрыва») и не может исчезать, т.е. неуничтожима. Материя постоянно изменяется, «течёт», переходя из одного вида и состояния в другой. Время есть форма существования материи, неотделимо от неё. Изменчивость материи, её реальное движение люди воспринимают как продолжительность чего-либо, как длительность процессов. Никакого другого смысла у понятия «время» нет.

Материя бесконечна в пространстве. Т.е. границ пространства не существует, есть лишь границы материальных образований, в т.ч. галактик и галактических систем, численность которых бесконечна. Наша метагалактика (несколько миллиардов звездных скоплений) несомненно всего лишь одна из бесчисленного множества ей подобных.

Таким образом, пространство также есть форма существования материи, а не футляр, в который вложены звезды, планеты и все другие материальные образования. С этих позиций теория большого взрыва, как её трактуют некоторые ученые (14 миллиардов лет назад «ничто взорвалось нигде») просто несостоятельна. Если и взорвалось, то что-то и где-то.

Законы существования материального мира суть диалектические. Диалектика есть учение о противоречиях как движущей силы развития (диалектика природы, диалектика общества).

Прежде всего, следует понимать, что мир един: в нём все значимые процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Причины порождают следствия, следствия становятся причинами. Совершенно изолированных явлений не существует.

Первым законом диалектики (ЗД) является законединства и борьбы противоположностей внутри каждого материального объекта или явления.. Этот закон объясняет причины изменчивости материи.

Второй ЗД – закон взаимопереходаколичественных изменений в качественные, а последних – снова в количественные(эволюция – революция – снова эволюция).Этот закон диалектики объясненяет, как, каким образомпроисходят любые изменения в природе и обществе.

Третий ЗД – это закон двойного отрицания, объясняющий направление развития: оно в природе и обществе происходит по спирали, т.е с возвратом к пройденным ступеням развития, но на более высоком уровне.

Развитие происходит от простого к сложному, к более сложному - вплоть до вершины развития. Затем начинается регресс и распад. Так, например, оплодотворенная яцеклетка превращается в плод, родившийся ребенок – во взрослого, взрослый стареет и умирает. Солнце сформировалось несколько миллиардов лет назад, будет светить еще 5-6 миллиардов лет, выгорит, взорвется сверхновой, превратится в белого карлика, но и в этом виде его существование не может быть вечным. Звезды каждую секунду превращают миллионы тонн своей массы в излучение, но излучение – тоже материально. И с ним тоже происходит цепочка превращений, т.е материя не исчезает.

Из философии диалектического логично материализма следует вывод о познаваемости мира. Нет непознаваемых явлений, но есть пока ещё непознанные. Однако процесс познания бесконечен, как бесконечна сама Вселенная.

Человек как животное относится к классу млекопитающих, позвоночных, вид хоминид, всеядный и т.д., т.е вполне биологическое существо, имеющее общего предка с человекообразными обезьянами. И вместе с ними он является плодом эволюции живой материи на Земле, протекавшей 2, 5 млрд. лет: от одноклеточных – к человеку! (Важно сегодня человекам по уровню разумности не превращаться в одноклеточных).

В процессе эволюции наш предок получил высокоразвитый мозг, что позволило ему от эволюции на уровне генной наследственности (безусловные инстинкты, на выработку которых природа затрачивает многие миллионы лет) перейти в процессе трудовой деятельности к социальной эволюции, связанной с приобретением новых умений и знаний, закреплением их в памяти и передачей детям с помощью общественных механизмов, что резко, в тысячи раз ускорило эволюцию человека.

Важно сразу же понять, что люди живут не так, как они думают жить, не в соответствии со своими представлениями от правильной жизни, а думают так, как они живут. То есть их представления о жизни формируются под влиянием внешних, от их воли не зависящих факторов. Главными факторами, определяющими в конечном счете весь образ жизни человека является способ производства предметов первой жизненной необходимости (СП): пищи, одежды, жилища и т.д. и форма присвоения результатов труда. В понятие СП входят производительные силы (ПС) и производственные отношения (ПО).

Здесь уместно привести соответствующую цитату из классиков марксизма:

- Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи.

— К. Маркс. и Ф. Энгельс. „Соч., т. 20. стр. 278-279.

Главной производительной силой общества на всех ступенях его развития в предыстории человечества являются люди, участвующие в процессе производства. Кроме того к ПС относятся орудия и средства производства. ПС более динамичны в своем развитии, чем ПО, являющиеся экономическим базисом (фундаментом) общества.

В понятие ПО входят отношения собственности на средства производства, обмена, распределения и потребления, закрепленные в законах. На этом базисе после прихода к власти очередного класса выстраиваются в качестве надстройки политические, правовые, идеологические, религиозные и другие отношения неэкономического характера и соответствующие им учреждения: государственные и общественные.

Естественно, что господствующий класс стремится сохранить свое господство и поэтому медленно и неохотно соглашается на изменения, которые требуют динамично развивающиеся ПС. Так, при капитализме производство носит общественный характер, а присвоение и распределение результатов труда основано на частной собственности. В настоящее время это противоречие превратилось в угрозу самому существованию человеческого общества.

На первых ступенях каждый член человеческих сообществ (стадо, первичный коллектив, род) был универсален, т.е. владел всей суммой знаний и умений своего коллектива. Поскольку трудовые навыки были вначале весьма примитивны (собирательство, примитивная охота с помощью палки-копалки и необработанного камня), а объем знаний чрезвычайно мал, то для передачи умений и знаний подрастающему поколению было достаточно простого подражания взрослым, основанного на свойственном всем высшим животным безусловном инстинкте подражания.

Таким образом на этой ступени (Архаический СП) вырабатывались необходимые для выживания СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ индивидуумов.

Движущей силой развития человеческих коллективов и человека на первых ступенях является противоречие между природной универсальностью человека и крайней ограниченностью его разума и умений, что делало его почти беспомощным перед силами природы. Очень медленно и противоречиво, в течение многих и многих тысячелетий человек совершенствовал орудия труда, свою руку и себя самого, всё в большей степени овладевая силами природы. По мере усложнения орудийной деятельности в сообществах людей возникла необходимость обучения детей, что требует более устойчивой организации, чем стадо. На смену первобытному стаду приходит первичный коллектив. При отсутствии письменности, чтобы закрепить передаваемые детям знания, требовалось многократное повторение ими приёмов изготовления орудий труда, собирательства и охоты с доведением вырабатываемых навыков до автоматизма, т.е. до стереотипа поведения - обычая. Это достигалось с помощь тщательно разработанных РИТУАЛОВ поведения и трудовой деятельности внутри коллектива. Ритуал – это условный рефлекс, вырабатываемый воспитанием и обучением на основе безусловного рефлекса свободного подражания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.