Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образцы карточек к упражнению






Самораскрытие

— «Я помню, как я испытывала чувство вины перед своей на
чальницей, когда я решила уйти с работы. Я начала искать другое
подходящее место, а ей ничего не сказала. Я знала, что она расстро
ится, когда я уйду».

— «Честно говоря, меня тоже раздражает, когда люди звонят
рано утром, особенно если я еще не проснулась».

— «Я тоже всегда расстраиваюсь, когда опаздываю на электрич
ку. Я проклинаю все на свете, свою нерасторопность, неумение
планировать и все другое... и этими отрицательными эмоциями
я заряжаюсь на весь день».

Техника нормализации

— «Я думаю, что это нормально, когда человек отказывается
делать то, что доставляет ему массу неудобств».

— «Мне кажется, что вполне приемлемо говорить о подобных
вещах со своим свекром».

— «Я считаю, что вполне оправданно интересоваться тем, как
ребенок тратит деньги, которые мы ему даем на мелкие расхо
ды».

Конфронтация

— «Я нахожусь в растерянности. Я помню, что в начале сессии
вы сказали, что не хотите играть эту роль, а сейчас вы говорите,
что недовольны тем, что ее дали вашей коллеге. Не могли бы вы
прояснить ситуацию?»

— «Мне кажется, что я не совсем верно понимаю вас. Я заме
тила, что каждый раз, когда вы говорите о том, как вам приятно


Часть II. «Структура сессии»



путешествовать вместе, у вас на лице появляется напряжение, как будто бы что-то сильно беспокоит вас. Как вы думаете, с чем это может быть связано?»

— «Я не могу до конца понять... Вы говорите, что все хорошо,
но я вижу, что у вас на глазах слезы».

Активизация сильных сторон клиента

— «Как вы сказали, в вашем коллективе трудно не стать объ
ектом насмешек и сплетен, и ваше хорошее чувство юмора иногда
помогает вам быть на высоте».

— «Вы говорите, что вам трудно ладить с этим человеком, и
вместе с тем вчера вы завоевали его признание тем, что были тер
пеливы по отношению к его критике».

— «Что вы делали, чтобы не довести ваши отношения до край
ности?»

— «Как вы справлялись с вашим чувством безысходности все
это время?»

— «Насколько я вас поняла, рассудительность — это одно из
самых главных ваших достоинств».

Совет

— «А что, если вы и вправду познакомитесь с техникой само
регуляции?»

— «Я ничего не могу вам сказать в этой ситуации. Мы с вами
совершенно разные, и то, что делаю я, может не подойти вам».

— «Я думаю, что ответить на это вопрос — наша с вами основ
ная задача».

Прерывание затянувшейся паузы

— «Вы о чем-то задумались? Не могли бы вы поделиться со
мной своими мыслями?»

— «С чем связано ваше молчание?»

— «Что останавливает вас продолжить рассказ?»

Информирование

— «Это лекарство при необходимости назначает врач. Я не имею
к этому никакого отношения».


254 Глава 4. Программа тренинга

Направление клиента от разговора о других к рассказу о себе — «Я думаю, что теперь я имею достаточно полное представление о ваших родственниках и о том, как они постоянно нуждаются в помощи, но при этом я ничего не знаю о том, как это отражается на вашей жизни».

Упражнение «Воспоминания о клиентах»

Цель. Предоставление участникам возможности обобщить полученный в ходе тренинга опыт взаимодействия с клиентом.

Содержание. Упражнение проходит в кругу. Перед его началом тренер предупреждает участников о том, что в ходе упражнения необходимо делать записи, которые будут носить конфиденциальный характер. Поэтому можно использовать любые сокращения, аббревиатуру и знаки, понятные только автору.

Затем тренер просит каждого участника вспомнить те сессии, которые он проводил в ходе тренинга, и выделить из них (делая пометки на листе бумаги):

О самые интересные, на его взгляд;

П самые скучные;

О самые трудные;

П самые продуктивные, то есть те, где был достигнут положительный результат и/или получен большой опыт.

Затем тренер просит участников вспомнить тех клиентов, с которыми каждый из них имел дело в процессе консультирования на тренинге, и выделить среди них:

О самого интересного клиента;

О самого скучного клиента;

П самого трудного клиента;

П самого запоминающегося клиента.

Далее упражнение может проходить по-разному — в виде психологического консультирования (работа в парах) или в кругу в свободной форме.

Обсуждение. Если обсуждение проходило в кругу, то, как правило, оно не требует дополнительного обсуждения. Если упражнение про-


Часть II. «Структура сессии»



 


ходило в парах, то по возвращении в круг участники могут поделиться своими мыслями и эмоциями.

Комментарии для тренера. В данном упражнении мы говорим не об участниках, которые были в роли консультантов, а о тех ролях, которые они играли. Это следует подчеркнуть при объяснении выполнения упражнения. Так, например, один и тот же участник мог сыграть одновременно роль самого скучного и самого интересного клиента, самого трудного и самого запоминающегося.

Упражнение «Я обо мне»

Цель. Осознание каждым участником своих сильных и слабых сторон в процессе консультирования.

Содержание. Участники получают экземпляры приведенного ниже бланка или листы бумаги, на котором они должны перечислить свои навыки, умения и личностные качества, помогающие и мешающие им в процессе психологического консультирования. Семь пунктов должны содержать положительные, сильные качества (это те навыки, которыми участник овладел и использует их уверенно), а остальные три — те, над которыми он хотел бы еще поработать.

Прежде чем участники начнут делать свои записи, тренер предупреждает их, что все, что они напишут, будет зачитываться группе, поэтому следует писать понятным почерком и рекомендуется не упоминать то, что они хотели бы сохранить в тайне. Для того чтобы участники могли быть более объективными к себе, тренер предлагает им постараться взглянуть на себя со стороны и написать так, как будто бы это писал кто-либо из членов группы.

Когда все участники готовы, тренер просит их сложить листы с записью в четыре сложения (с тем, чтобы было невозможно определить автора написанного) и положить в специально подготовленную коробку. Затем каждый участник достает из коробки по одному листу. Первый участник разворачивает лист и зачитывает его содержание. Прочитав анкету, участник пытается отгадать ее автора, группа помогает ему. Затем участник, читающий анкету, добавляет от себя то, что он считает нужным (например, те навыки и умения, которыми обладает автор анкеты, но о которых он не упомянул, делая записи). Если он затрудняется, группа помогает ему снова и анкета возвращается к ее автору.



Глава 4. Программа тренинга


Таким образом, выявив автора письма и высказав свое мнение, группа переходит к рассмотрению следующей анкеты и т. д. Упражнение продолжается по кругу, пока не будут рассмотрены записи всех участников.

Обсуждение. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями от упражнения, рассказать о том, насколько их оценка своих положительных качеств и качеств, которые следует развивать, совпадает с мнением группы. Услышали ли участники что-то неожиданное или необычное о себе?

Комментарии для тренера. Если группа насчитывает более 14-16 человек и при этом участники очень активны в обсуждениях, упражнение можно проводить в двух одинаковых по численности подгруппах. При этом обсуждение всего упражнения проводится в кругу, где присутствуют все участники.

Данное упражнение лучше всего проводить во время одной из последних встреч, когда, с одной стороны, участники уже хорошо знакомы друг с другом и уже осознали свои положительные качества, которые помогают им проводить встречи с клиентом, а с другой стороны, они уже готовы к тому, чтобы услышать конструктивную критику в свой адрес.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.