Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе первой части тренинга 4 страница






Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями — сначала в свободной форме, затем тренер просит их ответить на вопросы. Что бы вы хотели улучшить (сделать более ярким, интересным, правдоподобным и т. д.) в каждой из скульптур? Можно ли создать скульптуру клиента, который бы был идеален для каждого консультанта, или понятие «идеального клиента» носит субъективный характер? Можно ли воссоздать образ среднестатистического клиента для всех консультантов или у каждого консультанта будет свой «среднестатистический» клиент? С чем это связано?


232 Глава 4. Программа тренинга

Комментарии для тренера. Данное упражнение может носить как серьезный, так и шуточный характер. В любом случае в процессе обсуждения делаются серьезные выводы, касающиеся взаимоотношений между клиентом и консультантом. Так, например, для начинающих консультантов, скорее всего, большинство клиентов попадут в разряд «неудобных» и лишь незначительная часть — в разряд «идеальных», в то время как для опытных специалистов картина может оказаться диаметрально противоположной.

Упражнение «Карта тренинга»

Цель. Подведение итогов тренинга.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Индивидуальная работа каждого участника. Перед началом упражнения каждый участник получает бланк, на котором обозначены все занятия данного тренинга, — это пустая карта тренинга. Затем тренер просит участников обозначить на карте те события, которые являются значимыми для каждого участника, и оценить степень их значимости, располагая их в соответствующем прямоугольнике.

Образцы чистого и заполненного бланков «Карты тренинга» даны в приложении 20.

Этап 2. Проходит в парах в форме психологического консультирования. Один из участников пары (клиент), используя записи, сделанные в его бланке, в свободной форме рассказывает второму участнику (консультанту) о тех событиях, которые он считает наиболее значимыми. Каким образом эти события повлияли на состояние, эмоции или мысли клиента? Чему он научился? Какой положительный и отрицательный опыт приобрел? Почерпнул ли что-то для себя лично? Насколько оправдались или не оправдались его ожидания по поводу тренинга?

Консультант слушает, используя нерефлексивное и рефлексивное слушание, техники постановки вопросов и при необходимости дает обратную связь. В конце сессии делается резюмирование. Затем участники пар меняются ролями.

Время. По 5—10 минут на каждую сессию (по усмотрению тренера).

Обсуждение. Группа возвращается в круг и в свободной форме делится полученным в ходе упражнения опытом. Если кто-то из участ-


Часть II. «Структура сессии»



ников хочет рассказать группе о значимом событии, которое произошло с ним на тренинге, он может это сделать.

Комментарии для тренера. Перед началом заполнения бланка тренер предупреждает участников о том, что их записи никто, кроме них, читать не будет, поэтому можно использовать любые обозначения, сокращения и символы. После заполнения бланков участники будут рассказывать только о тех событиях, о которых посчитают нужным рассказать.

Второй этап упражнения — консультирование — должен быть регламентирован. Тренер либо сам решает вопрос о том, сколько времени отвести на каждую сессию, либо совещается с участниками. Но в любом случае перед началом сессии время должно быть установлено для всех одинаковое.

Упражнение «Пророчества, которые сбудутся»

Цель. Отработка умения давать и получать положительную обратную связь.

Содержание. Перед началом упражнения стулья расставляются так, чтобы образовался большой полукруг. Все участники садятся на стулья лицом в полукруг, а один из участников садится напротив всех остальных, но спиной к полукругу и закрывает глаза.

После того как пространство организовано, участник, сидящий напротив остальных, произносит свое краткое предсказание на будущее относительно той цели, которую он поставил перед собой, придя на тренинг, и кратко объясняет, почему его «пророчество», скорее всего, сбудется. Произнося свои слова, он должен использовать следующую формулу: «Я знаю, что буду (смогу, сделаю и т. д.)... потому что я...» Все «предсказание» должно уместиться в одно предложение.

После того как участник, сидящий напротив полукруга, сообщил группе свое предсказание, остальные участники по очереди или в любой другой последовательности (можно передавая мяч желающему высказаться) говорят участнику, сидящему на стуле напротив, свое напутствие, используя следующую формулу:

П «Я знаю...»

О «Я верю...»


234 Глава 4. Программа тренинга

П «Я надеюсь, что ты (слова участника, сидящего напротив), потому что...» О «Я считаю...» П «Я полагаю...» П «Я уверен...»

Например: участник, сидящий перед полукругом, произнес следующую фразу: «Я знаю, что буду настоящим консультантом, потому что я понял, как надо слушать клиента». После этого следующий участник (участник полукруга) продолжает: «Я верю, что ты будешь настоящим консультантом, потому что ты очень внимательно относишься к своим клиентам». Следующий участник: «Я уверен, что ты будешь хорошим консультантом, потому что ты умеешь быть самим собой» и т. д.

После того как все участники выскажутся, участник, сидящий напротив полукруга, благодарит их и предоставляет место следующему желающему получить положительную обратную связь от группы. Таким образом, в ходе упражнения каждый участник должен выслушать предсказания своих товарищей и узнать, какие его положительные черты, по мнению группы, должны помочь ему в дальнейшем профессиональном росте.

Обсуждение. Как правило, данное упражнение наполнено глубоким эмоциональным смыслом и не требует специального обсуждения. Однако если участники хотят высказаться, не стоит препятствовать их желанию и нужно предоставить им возможность сделать это в свободной форме.

Комментарии для тренера. Для данного упражнения можно использовать уютное кресло или большой стул с подлокотниками для участника, который принимает обратную связь от своих коллег. Также для усиления эмоционального эффекта можно включить негромкую спокойную музыку, которая бы не заглушала слова участников.

Обратная связь

По аналогии с предыдущими встречами.


Часть II. «Структура сессии»




Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе второй части тренинга

Дополнительные темы для консультирования (работа в парах: консультант, клиент)

Цель. Развитие умения слушать и понимать свою персональную историю и свои индивидуальные особенности. П «Как я строю деловые отношения с людьми». П «Что значит для меня дружба и что я от нее получаю». П «Люди, которые помогли мне стать тем, кто я есть сейчас. Как они смогли повлиять на мою персональную историю».



Глава 4. Программа тренинга


П «Люди, которым я хотел бы сказать спасибо».

П «Люди, которым я всецело доверяю».

П «Вещи, которые дороги мне».

П «Во что я верю».

П «Печальный опыт, который я приобрел однажды».

П «Люди, с которыми мне трудно общаться».

П «Что я получаю от общения с участниками данного тренинга».

О «Что бы я хотел еще узнать об участниках тренинга».

О «Каким меня видят другие».

О «Вещи, которые меня раздражают, и как я справляюсь со своим

раздражением». О «Мои планы на будущее». П «Мой идеальный клиент/клиент, с которым легко и интересно

работать». О «Клиент, который мне не подходит/клиент, с которым трудно

и неинтересно работать».

Дополнительные темы для консультирования (работа в тройках: консультант, клиент, супервизор)

Цель. Развитие эмпатического понимания и навыков работы с различными категориями клиентов.

Клиент говорит от имени человека, который ненавидит людей других национальностей.

Темы:

П Клиента раздражает, что люди говорят с акцентом.

П Клиент хотел бы жить в районе, где проживают только люди его национальности.

Клиент говорит от имени человека противоположного пола.

Темы:

П Клиент жалуется на то, что его жена тратит слишком много

времени на болтовню по телефону. О Клиент жалуется, что в квартире полный беспорядок.


Часть II. «Структура сессии» 237

П Клиентка жалуется, что муж пьет и не приносит домой зарплату. О Клиентка жалуется, что муж ревнует ее к другим мужчинам без всякого повода.

Клиент говорит от имени человека, который на 30лет старше его.

Темы:

П Проблема со здоровьем.

П Трудно устроиться в этом возрасте на новую работу.

Клиент говорит от имени подростка.

Темы:

П Конфликт с учителем.

П Родители не разрешают поздно приходить домой.

«,

Клиент говорит от имени знаменитости, которую знает весь мир.

Г VJ Г

Темы:

П Нет никакой личной жизни. П Невыгодные контракты.

Клиент говорит от имени человека, у которого проблемы с речью и который не может ясно выражать свои мысли. Темы:

О Соседи избегают его/ее компании. П Родственники не хотят говорить по телефону.

Клиент говорит от имени человека, который только что вышел из тюрьмы. Темы:

О Трудности в адаптации в обществе. П Не устроиться на работу. П Не создать семью.


238__________________________________________ Глава 4. Программа тренинга

Дополнительные игры и упражнения

Упражнение-приветствие «Сладкое знакомство» (модификация упражнения Э. Клиэр и Д. Kappa [Clear A., Carr D. Disability Equality Training])

Вариант 1

Цель. Проведение знакомства в нетрадиционной форме.

Содержание. Тренер выносит тарелку или поднос с различными конфетами (различной формы и в различных по цвету обертках) и предлагает участникам выбрать по одной конфете, которая отражала бы одно или несколько его личностных качеств. В ходе представления участников по кругу каждый называет свое имя, цель посещения тренинга и объясняет, почему он выбрал именно эту конфету (как она отражает его личностные качества).

Обсуждение. Как правило, не требуется.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.