Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Численность детей-инвалидов в РФ






(на конец года; тыс. человек, жен. и муж.)

Возраст, лет              
Все население детей-инвалидов  
До 18 лет              

 

Рис.3 Динамика численности детей-инвалидов

С 2008-го года по 2009 год наблюдается незначительно увеличение численности детей-инвалидов (4 тыс.), однако, с 2009-го года по 2010 год численность детей-инвалидов резко возросла (22 тыс.) и так тенденция увеличения численности детей-инвалидов прослеживается вплоть до 2014 года. Это еще раз подтверждает тот факт, что проблема детской инвалидности несет масштабный характер и требует необходимости в изучении проблем детей-инвалидов и осуществление мер по улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов и их семей, улучшению доступности их к социальным услугам, формирование новых технологий в предоставлении медико-социальной и реабилитационной помощи [43].

Изучая статистические данные о численности детей-инвалидов, необходимо уделить внимание возрастному составу количества детей-инвалидов в России. Итак, на рис.4 представлено процентное соотношение возрастного состава от общего количества детей-инвалидов. На данной диаграмме мы подробнее рассмотрим, какой возрастной категории численность детей-инвалидов преобладает в нашей стране.

Рис.4 Распределение детей-инвалидов по возрасту

(в % от общей численности населения детей-инвалидов)

Анализ возрастной структуры (состава) детей-инвалидов в России показывает, что большее количество детей-инвалидов является возрастной группой 10–14 лет (47%), далее 29% (от общей численности детей-инвалидов) составляет возрастная группа 5–9 лет, 14% - детей в возрасте 0–4 лет, а наименьшее количество детей-инвалидов зафиксировано в возрасте от 15 до 18 лет, они составляют 10% (от общей численности детей-инвалидов) [43].

Эти данные, прежде всего, говорят о том, что большее количество детей-инвалидов является школьного и подросткового возраста и здесь очень важна их социальная адаптация среди сверстников, в учебном процессе, и в обществе в целом, данная категория детей особенно нуждается в медико-социальной помощи, реабилитации и в постоянном особом наблюдении квалифицированными специалистами [51].

В последнее десятилетие в связи с увеличением доли детей-инвалидов в общем составе населения страны активно обсуждаются различные аспекты проблем и причин инвалидизации, это, как правило, болезни как врожденные, так и приобретенные, рост детского травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей и др. Рассмотрим (данные Минтруда России) распределение детей-инвалидов в возрасте 0–18 лет по заболеваниям, послужившим причиной возникновения инвалидности, данные по состоянию на 2013 год (см. приложение 2). Исходя из этих данных за последние года, мы видим целый спектр заболеваний, которые послужили причиной возникновения инвалидности у детей (см.рис.5) [43]

Рис.5 Распределение детей-инвалидов по причинам, обусловившим возникновение инвалидности

Наибольшую распространенность заболеваемости среди детей-инвалидов, как мы видим, имеют заболевания психического расстройства и расстройства поведения и болезни нервной системы (почти 14тыс.). Почти у 5-ти тысяч детей наблюдаются болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ и почти у 4-х тысяч детей наблюдаются болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани и почти 4 тысячи детей страдают от болезни глаза и его придаточного аппарата; 2370 детей наблюдаются с болезнью уха и сосцевидного отростка, далее мы видим, что у 1, 5 тысячи детей выявлены болезни органов дыхания и так же почти 1, 5 тысячи детей с болезнями мочеполовой системы, в меньшей степени, но так же имеются дети с заболеваниями органов пищеварения [43].

Мы рассмотрели, основные заболевания детей по причине которых у них возникает ограничения в жизнедеятельности. Это не только отягощает их жизнь, но и усложняет уход персонала за данной категорией детей, так как дети-инвалиды с трудом приспосабливаются к новым условиям пребывания, болезненно переносят любые изменения режима в новых условиях проживания. Именно поэтому они особенно остро нуждаются в медико-социальной помощи и реабилитации в центрах социального обслуживания [11].

Из анализа статистических данных состояние здоровья детей в Новгородской области тоже нельзя назвать удовлетворительным, практически каждый третий ребенок рождается уже больным (367 на 1000 новорожденных), что тоже оказывает большое влияние на повышение численности детей-инвалидов в области и говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам детской инвалидности. Анализ данных по заболеваемости новорожденных в области показывает, что возникновение заболеваний у новорожденных зачастую связано с состоянием здоровья беременных женщин и в основном с социальными факторами [37].

В Новгородской области по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстат) проживает более 83 тысяч инвалидов и это составляет около 13% всего населения области. Из данной численности инвалидов 60% - инвалиды 1 и 2 группы, что говорит о том, что в большей степени это нетрудоспособные граждане, которые нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Из данного количества инвалидов численность детей-инвалидов - 2400 человек, данная категория детей и их семьи в особенности нуждается в медико-социальной помощи и реабилитации, помощи как со стороны государства, так и со стороны общества. Так же высокий уровень инвалидности в Новгородской области наблюдается, в связи с такими заболеваниями как: болезнь системы кровообращения, онкологические заболевания и болезни костно-мышечной системы [37].

Несмотря на незначительное увеличение численности детей-инвалидов (2% детского населения) в Новгородской области, показатель инвалидизации остается высоким. Увеличение удельного веса семей с детьми-инвалидами, которые особо нуждаются в медико-социальной помощи и реабилитации еще раз подтверждает необходимость изучения предоставления данных услуг детям-инвалидам в комплексных центрах социального обслуживания. Возникает необходимость выявления проблем в предоставлении и доступности медико-социальных и реабилитационных услуг детям-инвалидам и их семьям, а так же необходимость формирования новых технологий в предоставлении данных услуг. Что еще раз доказывает актуальность данной работы.

Поговорим подробнее о медико-социальной помощи и реабилитации, в которой особо нуждаются дети-инвалиды и их семьи и изучение которых по нашему мнению, становится на первое место, касаясь решения проблем детской инвалидности.

Медико-социальная работа - вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, который направлен на восстановление, сохранение и укрепление здоровья граждан [44].

Становлению медико-социальной работы как специализированного направление социальной работы в области укрепления здоровья способствовало законодательное закрепление участия социальных работников в оказании медико-социальной помощи населению (в статье 20 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан») [42].

Всю медико-социальную работу можно разделить условно на две составляющие: медико-социальную работу профилактической направленности и медико-социальную работу патогенетической направленности. Однако профилактические медико-социальные технологии применяются в деятельности специалистов по социальной работе, а патогенетические – преимущественно в учреждениях здравоохранения, так как здесь уже появляется необходимость обследования и лечения определенной медицинской патологии. Медико-социальная помощь имеет нечто общее с медицинской помощью в органах здравоохранения. Но при этом не превышает пределы своей компетенции, не выполняет лечебных функций, а лишь предусматривает тесное взаимодействие с медицинскими учреждениями и персоналом (см.рис.6) [25].

Рис.6 Структура направленности медико-социальной работы

Таким образом одним из направлений медико-социальной работы является медико-социальная помощь, оказываемая в учреждениях социального характера. Медико-социальная помощь представляет собой оказание социальными работниками медико-социальных услуг. Цель медико-социальной помощи – достижение оптимально возможного уровня здоровья лиц с физической и психической патологией, полного или частичного функционирования и адаптации в обществе [25].

Медико-социальную помощь так же можно разделить на два основные аспекта: медико-социальную помощь профилактической направленности и медико-социальную помощь патогенетической направленности (см.рис.7).

Рис.7 Структура направленности медико-социальной помощи

Медико-социальная помощь профилактической направленности применяется для предупреждения состояний здоровья обусловленных заболеваний. Сюда относятся все профилактические мероприятия, применяемые в сфере социального обслуживания для предупреждения нарушений соматического и психического здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение медико-социальной помощи на различных уровнях.

Медико-социальная помощь патогенетической направленности с детьми-инвалидами, освидетельствованных с помощью медико-социальной экспертизы, осуществляется при реабилитационных мероприятиях, когда происходит вмешательство в заболевание с целью его устранения или улучшения состояния здоровья при данном заболевании [23].

Таким образом, медико-социальная помощь приобретает не только профилактическую направленность, но и ярко выраженную реабилитационную, что имеет особое значение для отдельных категорий населения, в частности для детей-инвалидов.

Содержание медико-социальной помощи в учреждениях социального обслуживания состоит из следующего: взаимодействие с учреждениями здравоохранения, содействие в получении бесплатной медицинской помощи, взаимодействия с учреждениями санаторно-курортного плана, содействие в адаптации к нормальному образу жизни в обществе, установка на здоровый образ жизни, содействие в организации досуга, содействие в психологической помощи, содействие в правовом консультировании в области медицины, таких как:

- медицинская помощь для детей-инвалидов предоставляется бесплатно;

- в течение шести месяцев ребенок-инвалид имеет право на получение бесплатных лекарственных средств;

- ребенок-инвалид имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение в течение двух недель с момента выписки из стационара;

- медико-социальная работа с семьей ребенка-инвалида [7].

К методам медико-социальной помощи относят: беседы, групповые занятия, тренинги как с детьми-инвалидами, так и с его родителями, диагностика оказанной помощи, информирование и обеспечение специальной литературой для детей-инвалидов и их семей, проведение разъяснительной работы с семьями с детьми-инвалидами, медико-социальный патронаж, консультирование [8].

Существуют формы медико-социальной помощи как индивидуальные так и групповые. При индивидуальной медико-социальной помощи происходит: исследование проблемы, побудившее нужду в медико-социальной помощи – здесь, специалист социальной работы и клиент согласовывают цели, которые нужно достигнуть и задачи, которые нужно решить для достижения конкретной цели, а так же построение стратегии решения проблем и реализация (см.рис.8).

Рис.8 Формы медико-социальной помощи

Групповой метод медико-социальной помощи подходит в период реабилитационной работы. При реабилитационных групповых мероприятиях человек становится членом какой-либо группы, с целью решения конкретной проблемы. Группа в своем единстве представляет собой сборное «Я», где проблемы клиентов приобретают некоторую целостность. Групповая работа выполняет защитную функцию в преодолении страха, что способствует решению конкретной цели (Например: реабилитация ребенка-инвалида, пройдет наиболее успешным образом в групповых занятиях посредством общения, игровых занятий и тд.) [45].

Рассмотрим подробнее, что представляет собой социальная реабилитация с детьми-инвалидами в учреждениях социального обслуживания населения.

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой комплекс реабилитационных услуг, направленных на устранение или полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций его организма; обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях [9].

Основная цель социальной реабилитации – восстановление способностей инвалида к самостоятельной семейно-бытовой и общественной деятельности, т.е. восстановление социального статуса (восстановление человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции) [10].

На основе Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и национальных стандартов Российской Федерации: услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:

1. Социально-средовую реабилитацию: обследование жилищных условий, обучение навыкам самообслуживания в домашних условиях; информирование о социально-значимых объектах по место жительства и о технических средствах реабилитации, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, а так же консультирование по адаптации жилого помещения. Процесс формирования готовности ребенка-инвалида к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки – процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор в области профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения и владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами [39].

2. Социально-педагогическую реабилитацию: индивидуальные беседы, наблюдение, мотивация, групповые занятия, тренинги, взаимодействие с учреждениями образования по определению формы обучения ребенка-инвалида, обучение навыкам общения. Очень важно для специалистов социальной работы выработать у ребенка уверенность в собственной полноценности, нужности и полезности в обществе, направление ребенка на профессиональную деятельность, необходимо создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве [39].

3. Социально-психологическую реабилитацию: выявления уровня развития ребенка-инвалида (посредством анкетирования, тестирования), индивидуальные и групповые беседы, практические занятия, тренинги, трудотерапия, систематическое наблюдение за ребенком-инвалидом в целях корректировки индивидуального развития и поведения. Психологическая реабилитация чаще всего проходит в рамках групповой работы с детьми, основными задачами которой является создание помощи для членов групп, и создание системы взаимопомощи. В рамках групповых занятий может быть рассмотрен метод арттерапии – искусство играет огромную роль в реабилитации и становлении ребенка как личности, особенно если у ребенка есть ограничения в двигательной сфере. Доказано, что творчество стимулирует в малыше желание общаться с окружающими и развить межличностные отношения. Помимо групповой работы, важно и уделять внимание индивидуальной работе с ребенком. В эту работу входит анализ индивидуальных потребностей ребенка, определение его уровня функционального ограничения, и его возможная корректировка, также необходима работа над воспитанием ребенка и его возможности решать проблемы, самооценкой, уровнем зависимости от родителей и прочее. Все эти факторы решаются в строго индивидуальной работе психолога с ребенком [39; 11].

Социально-психологическая реабилитация важна и для родителей ребенка-инвалида, оказание социально-психологической помощи родителям помогает наладить межличностные отношения, как в семье, так и с окружающими ребенка людьми. Ведущее значение и меет оказание комплексной психологической помощи семье с ребенком-инвалидом, которые испытывают множество трудностей различного характера, начиная от психологических и заканчивая финансовыми, зачастую нерешенные вопросы, и слишком большие переживания и ответственность за ребенка создает нервные расстройства, которые и могут стать причиной чувства вины перед ребенком. Задача психолога помочь в решении психологических проблем в семье, создании благоприятной атмосферы в семье, посредством беседы, тренингов, групповой работы [11].

4. Социокультурную реабилитацию: посещения библиотек, музеев, участие в выставках и фестивалях, проведение культурно-массовых мероприятий, литературные занятия. На основе решения специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида социокультурная реабилитация строится на основе таких методов как: психотерапии, игротерапии, библитерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гардeнотерапии, и др [39].

Важной задачей психотерапии детей-инвалидов является воспитание у них социальных (установка на общение в коллективе, преодоление социальных барьеров), трудовых (установка на труд, взаимопомощь, самостоятельность) и эстетических установок (познание искусства, литературных произведений). Игрoтерапия – этот метод способствует освобождению от внутреннего напряжения ребенка, здесь применяются такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах ватмана, рисование мелками на доске, асфальте и т.д. Так же на эмоциональное и духовное состояние детей-инвалидов благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия – этот метод, подразумевает пение, игры на музыкальных инструментах – что помогает повысить его самооценку, самоутвердиться, духовно возвыситься. Хобби-терапия - здесь ребенок может реализовать себя в различных видах деятельности: рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, пение, танцы, спорт и др., что тоже повысит его уверенность в себе и поможет приобрести чувство полезности для общества. Следующий метод социокультурной реабилитации гарденотерапия – относится к той категории деятельности и развития детей-инвалидов, когда их социокультурная реабилитация проходит в саду, посредством выращивания цветов и растений. Например: когда ребенок-инвалид вместе с педагогом занимается выращиванием цветов и растений – педагог не только помогает посадить и ухаживать за ними, но и в свою очередь, объясняет детям, какие условия необходимы при выращивание цветов и для чего предназначены те или иные растения, что пробуждает у ребенка-инвалида интерес к жизни, стремление преодолеть недуг и вести активный образ жизни [11].

5. Социально-бытовую адаптацию: консультирование по вопросам предоставления мер социальной поддержки - выдача памяток, проведение индивидуальных занятий с детьми-инвалидами по обучению навыкам личной гигиены, навыки самообслуживания в быту, навыкам самостоятельности в быту, и навыкам взаимопомощи в семье.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт: обучающие индивидуальные и групповые спортивные занятия с детьми – инвалидами, обучение родителей техникам развития двигательных функций при помощи спортивных упражнений, занятия адаптивной физической культурой, в том числе с использованием реабилитационного оборудования, участие в районных и краевых соревнованиях, посещение физкультурно-оздоровительных комплексов, разработка и распространение памяток, буклетов спортивной тематики [39].

Медико-социальная помощь и реабилитация детей-инвалидов может эффективно осуществляться как в учреждениях здравоохранения, так и в учреждениях социального обслуживания, а именно: центрах социального обслуживания, территориальных центрах социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, детских домах-интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками детей. Поговорим подробнее о медико-социальных и реабилитационных услугах, оказываемых в учреждениях социального обслуживания населения [44].

Социальное обслуживание, согласно Федеральному закону 442 «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации», представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, а социальная услуга представляет действие в сфере социального обслуживания по оказанию помощи гражданину (постоянной, периодической, разовой, срочной), в целях улучшения его жизнедеятельности, условий и возможностей самостоятельно обеспечивать свои потребности. Так же социальное обслуживание населения (в том числи и детей-инвалидов) оказывается в стационарных, полустационарных формах обслуживания и на дому [40].

Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – это своего рода социально-медицинские учреждения для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин и женщин пенсионного возраста) и инвалидов, которые частично или полностью утратили способность самообслуживания и нуждаются в постороннем уходе. Сюда относятся: дома-интернаты для пожилых граждан и инвалидов, реабилитационный центр для детей-инвалидов, психоневрологический интернат, социально-оздоровительный центр, геронтологический центр, и другие [17].

Детям-инвалидам, которые проживают в стациoнарных учреждениях социального обслуживания, им предоставляются: материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания), так же социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание - бесплатная медицинская помощь, постоянный уход и наблюдение, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях; а так же получение образования инвалидами с учетом их физических и умственных способностей и конечно же предоставляются правовые услуги [45].

Учреждения полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвaлидов (предоставление социального обслуживания в определенное время суток). Куда относятся: дома ночного (дневного) пребывания, социальный приют, гостиница, центр социальной адаптации, социально-реабилитационное отделение, центр дневного или временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов [14].

В отделениях полустационарного (дневного или ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание детей-инвалидов. Социальное обслуживание предусмотрено для детей-инвалидов, способных к самообслуживанию и активному передвижению. В данных учреждении оказывается следующие медико-социальные услуги: содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведение реабилитационных программ для инвалидов, содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение, а так же содействие в получении образования и профессиональной подготовке; содействие в трудоустройстве; предоставление правовых услуг [46].

Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (включая социально-медицинское обслуживание). Данным отделением реализуется медико-социальная помощь, постоянный уход и систематическое наблюдение за данной категорией граждан, содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинские организации и помощь в получении лекарственных препаратов. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении инвалидов (в том числе детей-инвалидов), которые нуждаются в надомном обслуживании, страдающие тяжелыми заболеваниями (психическим расстройством), которые нуждаются в особом внимании и помощи [16].


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.