Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы группы






Работа психотерапевтической группы не может быть эффективной, если нет договоренности по важнейшим вопросам ее функционирования. Нормы группы как раз и являются такой договоренностью, которая поддерживается всеми участниками, – что нужно и чего нельзя делать во время работы группы. Это основа контроля в группе. Когда участники видят смысл этих правил в жизни группы и начинают, считать их нормами своего поведения, это становится важным психотерапевтическим и сплачивающим группу фактором.

Нормы группы формируются в начальной стадии ее работы на основании ожиданий участников и оценок терапевта. Терапевт может двояко влиять на формирование норм группы:

1. устанавливая правила работы группы и поддерживая или подавляя определенное поведение участников группы;

2. собственным примером.

Сформировавшиеся на начальном этапе работы нормы " накладывают печать" на дальнейшую жизнь группы, и позднее их очень трудно изменить. Поэтому очень важно формирование терапевтических норм группы с самого начала ее работы.

Можно выделить следующие основные нормы психотерапевтической группы (I.D.Yalom, 1985; M.S.Corey, G.Corey, 1987):

1. Регулярное посещение занятий группы без пропусков и опозданий.

2. Активное участие в работе группы, постоянное реагирование на участников.

3. Отдача предпочтения чувствам и их раскрытию, а не интеллектуальному обсуждению проблем.

4. Ориентация на обсуждение личных и межличностных проблем, возникающих в процессе работы группы, на разрешение конфликтов, на непосредственное реагирование на постоянно меняющиеся ситуации в группе.

5. Оказание постоянной психотерапевтической поддержки другим участникам группы.

6. Принятие на себя ответственности за работу группы. Если этого нет, участники будут пассивными и зависимыми от терапевта. Как говорит I.D.Yalom (1985), " моя цель – помочь участникам понять, что они и есть кино: если они ничего не делают, экран пуст".

7. Высказывания о себе и от своего имени. Это абсолютно необходимая часть психотерапевтического процесса. Однако раскрытие должно происходить не в порядке очереди, а в удобное для каждого участника время (но оно обязательно должно происходить). Раскрытие – это межличностное действие. Поэтому оно важно не само по себе, а в контексте отношений с другими.

Терапевту следует обратить внимание и на то обстоятельство, что по тем или иным причинам в группе могут формироваться и антитерапевтические нормы, к примеру, сокрытие и подавление чувств, возникновение подгрупп и эротических пар, избегание обсуждения некоторых тем (враждебность к терапевту, сексуальные проблемы, плата за участие в группе и др.). Важно с самого начала не позволять утверждаться таким нормам, а это можно сделать лишь благодаря немедленному выявлению и обсуждению в группе тех вопросов, которые могут стать источником антитерапевтических норм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.