Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии на 5 главу






«…а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил…”

«… Люди взвешиваются на весах святилища, чтобы видеть, отвечает ли их моральный облик и духовное состояние тем благословениям и дарам, какие Бог излил над ними. И после вынесения приговора уже нельзя будет подать прошение о помиловании. В виду торжественности этого часа, все должны быть очень бдительными, чтобы этот решительный период времени, который определяет участь человека, не нашел их легкими…” (Библ. Ком. Т 4, стр. 805).

1 Валтасар. Вавилонское имя «Белсируссур” означает «Бел храни царя”. Валтасар был первородным сыном Набонида, последнего царя ново-вавилонской империи (см. доп. ком. В конце этой главы).

Царь. Когда Набонид находился в Ливане, во время своей болезни, как раз перед походом на Тейму в Западной Аравии, он поручил своему сыну Валтасару управлять царством (см. доп.ком.). Это было в «третий год”, значит было зимой 553-552 году. Некоторые ученые предполагают, что это было в третий год после окончания работ над храмом в Харане. Если это так, тогда назначение Валтасара на второе место после царя произошло двумя, или тремя годами позже, но значительно раньше седьмого правления царя Набонида, когда он был в Тейме. С того времени Валтасар продолжал заниматься делами страны, пока его отец Набонид жил в Тейме в течении немалого времени. Поэтому Даниил не делает ошибки, называя Валтасара царем.

Большое пиршество. От 28 по 30 стих видно, что праздник происходил ночью, когда Вавилон перешел в руки Кира. Это было обычным явлением, когда монархи древности давали пиры для своих придворных. Так например, историки свидетельствуют, что персидские цари ежедневно кормили 15000 человек, а при бракосочетании Александра Великого приняло участие 10000 гостей.

2. Вкусив вина. Есть точка зрения, что данные слова означают, что Валтасар был пьян, когда приказал принести священные сосуды из Иерусалима. Другие считают, что данные слова означают лишь то, что приказ был дан после еды, когда гости покушали и был дан приказ принести вина. Данная точка зрения основана на том, что у персов был обычай вкушать вино после еды. Вместе с тем, осквернение святынь любых религий было необычным явлением для восточных народов. Поэтому приказ Валтасара кажется неестественным для трезвого ума.

Золотые и серебряные сосуды. За всю историю израильского народа, священные сосуды были унесены три раза. 1) Первый раз унесены Навуходоносором, когда он взял в плен израильтян (1: 1).

2) Второй раз, когда царь Иоаким был взят в плен в 597г. 3) Третий раз, когда был разрушен храм. Были унесены остальные металлические предметы, в основном из бронзы (2 Цар 25: 13).

Отец его. Предполагают, что Валтасар был внуком великого царя. А мать, вероятно была дочерью царя. Данное слово должно означать «дедушка” или даже «предшественник”.

Женам его и наложницам. По-арамейски, эти два слова переводятся как «наложница”. Жены представляли из себя более привилегированный класс, нежели наложницы. Хотя женщины и присутствовали на этом празднестве, однако, как это видно из 10-го стиха, царица не принимала в нем участия. Согласно греческому обычаю, женщины не принимали участия в подобных пиршествах.

4. Славили богов. Пьяные мужчины пели песни в честь своих вавилонских богов, чьи изображения украшали храмы города.

5. На извести стены. Престол Навуходоносора находился в южном дворце. Этот зал имел 171 фута длины и 56 футов ширины. В центре зала находился престол. Стены зала были покрыты белоснежным персидским алебастром. Мы можем вообразить, что престол был освещен со всех сторон лампами. И вдруг появилась рука, которая писала на стене, освещенной лампадами…

6. Изменился. Сравни с Ис. 21: 3. Чувство страха усилилось и под давлением виновной совести, которая заговорила в нем, он ощутил мрачные предчувствия. Он тут же вспомнил все те грубые политические просчеты, которые в прошлом не раз подвергали его царство смертельным опасностям. Он вспомнил и свою аморальную жизнь и дела, недавние поражения своей армии, страшные кровопролитные битвы, в которых он принимал личное участие. Не удивительно, что мрачные предчувствия смутили его разум.

7. Обаятелей. (Астрологов) См. 1: 20.

Халдеев. См. 1: 4.

Гадателей. См. 2: 27.

Багряница. Древняя царская одежда была пурпурного цвета.

Золотая цепь. Еще за много столетий, до описываемых событий, был обычай публично награждать любимых слуг золотой цепью и другими украшениями. Этот обычай был весьма распространен среди древних народов.

Третий властелин. Валтасар управлял своим государством еще при жизни своего отца, а потому не мог считаться первым правителем. Соответственно, не мог обещать ничего, кроме третьего места в царстве.

8. И вошли все мудрецы. На первый взгляд может создаваться впечатление о противоречии между 7 и 8 стихом. Однако, не исключено, что до этого на банкете уже присутствовала часть мудрецов, а когда царь приказал явиться всем, то пришли и остальные.

Но не могли прочитать. Видимо эти слова были написаны на арамейском языке. Этих слов было слишком мало и они были так загадочны, что никто не смог раскрыть их полного значения. Трудно сказать, почему сам царь не мог их прочесть. То ли царь был слишком пьян, то ли сами буквы горели ослепительным светом, то ли написанное было представлено не совсем обычным образом… Если же предположить, что слова были написаны на древнееврейском языке, то все ученые Вавилона не могли бы это прочесть, поскольку они не знали этого языка. Его знали в то время только финикийцы и прочие народы западной Азии.

10. Царица. Комментаторы считают, что это была мать царя или бабушка. Согласно восточных обычаев, никто, кроме матери монарха не имел права войти к царю без приглашения. Даже жена царя не имела на это права (См. Есфирь 4: 11, 16). Сохранившиеся клинописные документы вавилонян свидетельствуют о глубоком уважении и почтении, которое оказывали цари своим матерям.

Царь, вовеки живи! По поводу этого обычного приветствия см.

11. Есть в царстве твоем муж. Неудивительно, что Даниила не было среди созванных мудрецов. Его полномочия в общественной работе вероятно закончились по смерти Навуходоносора. Но все же, он был известным, как человек того же поколения, к которому принадлежала и мать царя.

Дух святого Бога. Сравните с заявлением Навуходоносора в 4: 5, 6. Это говорит о том, что царица вероятно была дочерью Навуходоносора. Ее рассказы о Данииле и о том, какую роль он играл в прошедшие годы, при царствовании Навуходоносора, по-видимому были новостью для Валтасара. Это доказывает то, что Даниил не занимал никакой должности при дворе, во время разворачивающихся событий. Следовательно, его знали лишь некоторые, из оставшихся при дворе при новом царе.

Навуходоносор, отец твой. См. 2 стих.

Тайноведцы. См. 1: 20, сравни 2: 2, 27.

12. Узлы. Позднее, это выражение использовалось в Сирии и Аравии как магический термин. В данном случае, это слово означает «трудные задачи”, «сомнения”, «проблемы”.

13. Ты ли Даниил. Такое обращение говорит о том, что Валтасар знал Даниила и раньше, но лично с ним не был знаком. Это еще раз доказывает, что Даниил уже не был главой мудрецов при царском дворе (см. 2: 48, 49).

После смерти Навуходоносора возможно, Даниил впал в немилость из-за своих убеждений. Валтасар и люди его окружения по-видимому знали об отношениях Навуходоносора с Богом (5: 22). Но несмотря на это, новый царь отверг политику Навуходоносора в признании истинного Бога и сотрудничестве с Его волей (4: 28-37, 5: 23). Тот факт, что Даниил вновь начал работать при царском дворе

(6: 13) свидетельствует о том, что его уход со службы не был обусловлен плохим здоровьем, или преклонным возрастом. Суровое порицание, высказанное Даниилом в адрес Валтасара, говорит о царской ненависти к принципам и убеждениям пророка. Неодобрительное отношение Даниила к действиям вавилонского двора, вероятно и послужило весским доводом к его новому назначению при дворе персидского царя.

14. Дух Божий. В отличие от царицы и Навуходоносора (4: 8), Валтасар опускает слово «Святого”.

17. У тебя. С одной стороны, отказываясь принять подарки от царя, Даниил будучи пророком Божиим, не мог проявлять чувства корысти. С другой стороны, Даниил знал будущее Валтасара и не был заинтересован в благосклонности того, кто в эту же ночь лишится всего. Кроме того, он это считал опасным и вредным для себя, в виду интересов народа Божия. В принципе, Даниил не отказывался от поста. Он принял это назначение, потому что заботился о своем народе и народе Божием, и надеялся своим влиянием облегчить его положение.

18. Навуходоносор. Прежде, чем объяснить Валтасару значение увиденных слов, Даниил напомнил царю о пережитом Навуходоносором, когда он отказался исполнить Божественное поручение относительно себя и народа. Кроме того, он подчеркнул, что высокое положение, какое занимал Навуходоносор, не исключало смирения в характере. Что Навуходоносор был смиреннее Валтасара. Что внук великого царя совершил низкий поступок в отношении Бога, Господина своей жизни, что он ничему не научился из опыта своего царственного дедушки.

25. И вот что начертано. Даниил прочел написанное на стене. Конечно, бесполезно делать какое-либо сравнение слов, написанных этим языком (см 8 стих). «И вошли мудрецы царя, но не могли прочитать написанного”. Но даже после того, как слова были прочитаны, без Божественного просвещения они не могли быть поняты. Каждое слово было ключевым, в котором содержалась определенная истина. Это требовало объяснения.

26. Мене. По-арамейски означает «считать”. Но находясь под Божественным вдохновением, Даниил в одном этом слове прочел: «Бог исчислил царство твое и положил ему конец”.

27. Текел. Масоретский перевод этого слова: «весы”. Даниил сообщил царю его вес в глазах Божиих. И Валтасар оказался совершенно легким в моральной оценке.

Найден очень легким. Эти страшные слова, обращенные к безнравственному царю Вавилона, осуждают всех тех, кто подобно Валтасару, пренебрегают данными им Богом обязанностями и преимуществами.

Ныне во время следственного суда (см. 7: 10) люди взвешиваются на весах святилища, чтоб было видно их моральный облик и духовное состояние. И после вынесения приговора уже нельзя будет подать прошения о помиловании. В виду торжественности этого часа, всякий должен быть очень бдительным, чтобы этот решающий период времени, который определяет участь человека, не нашел бы их очень легкими. (Сравни 2 Кор. 5: 10, Отк. 22: 11, 12).

28. Перес. Это слово стоит здесь в форме единственного числа.

Упарсин. В форме множественного числа. «Перес” означает «часть”. «Упарсин” означает части «куски”. Даниил объясняет: «Твое царство разделено”. Т.е. твое царство разбито на куски. Логическое ударение делается на разделении царства на две разных половины между мидянами и персами. Царство будет разделено, разрушено и опустошено. Эта роль отводилась мидянам и персам.

29. Тогда по повелению Валтасара. Царь выполнил свое обещание, данное Даниилу. Но как бы то ни было, надвигающиеся события свели на нет всякие обещания царя.

30. В ту же самую ночь. Хотя имя Валтасара и не упоминается в клинописях, описывающих падение Вавилона, все же Ксенофонт говорит о «неблагочестивом царе”, который был убит, когда войска Кира вошли во дворец. Согласно клинописям, Набонид отсутствовал во время нападения на столицу. Когда Набонид сдался, Кир отправил его в далекую Карманию. Таким образом, убитый царь не мог быть никем иным, как Валтасаром.

31. …и Дарий Мидянин. Царь, о котором упоминается в данном стихе, во всей 6 главе является все же непонятной личностью для светской истории. См. доп. примечание в конце 6 главы. Союз «и”, поставленный в самом начале стиха говорит о том, что автор этой книги очень тесно связывает вместе такие события, как смерть Валтасара и восшествие на престол «Дария мидянина”. В отпечатанных изданиях еврейской Библии этот стих является первым стихом 6 главы. Тем не менее, перевод 70-ти, объединяющий 30-й стих с 31-м стихом в 5-й главе является более приемлемым.

Будучи шестидесяти двух лет. Возрастом Дария вероятно и объясняется непродолжительность его царствования. Дарий умер спустя два года после падения Вавилона.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.