Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии на 4 главу






«Ныне я … славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо.”

«Как сложные конструкции колес управлялись руками под крыльями херувимов, так и запутанная игра событий в жизни людей находится под Божественным руководством. Тот, Который восседает над херувимами, управляет и событиями на земле, присутствуя среди борьбы и мятежа народов.” («Воспитание”).

1. Спокоен был. Выражение свидетельствует о том, что царство Навуходоносора находилось в своем расцвете и покоилось в мире. События данной главы относятся к первой половине его царствования 42 годов. И как глупый богатый человек в притче, забыл о своей ответственности перед Тем, Кому был обязан своим благополучием и величием.

2. Устрашил. Резкий переход к совершенно иными событиям, подчеркивает внезапность всего происшедшего (см. 2: 1).

3. Повеление. Как и тогда, когда Навуходоносору приснился сон, так и теперь были приглашены мудрецы. Но в этом случае царь не забыл сон. И его требования относительно истолкования отличаются от прежних.

4. Тайноведцы. Мы уже встречались ранее с представителями вавилонских мудрецов. В данный момент была приглашена лишь одна группа из четырех.

Не могли мне объяснить значения его. Некоторые полагают, что мудрецы Вавилона были мастерами своего дела в истолковании снов и знамений, носящих сверхъестественный характер. Возможно они и дали какое-то объяснение. Но сон был настолько реалистичен и определен по своему содержанию, что царь сам сознавал, что он содержит в себе что-то зловещее. Именно это и тревожило его. Тем не менее, придворный этикет позволял его служителям не высказывать неприятную весть прямо в глаза. Поэтому, если мудрецы в какой-то степени и подозревали что-то роковое в отношении царя, они предпочли скрыть это. Они могли бы частично истолковать сон, но вряд ли это удовлетворило бы царя. Они не были в состоянии истолковать сон так хорошо, как это делал Даниил.

5. Валтасар. Вначале упоминается настоящее имя, под которым был известен Даниил своим соотечественникам, затем его вавилонское имя, данное ему в честь главного бога Навуходоносора (см. 1: 7). Почему Даниил, названный «главой мудрецов” до сих пор оставался в тени, остается непонятным.

Дух святого Бога. Это выражение открывает причину, по которой царь доверял Даниилу. Это также показывает нам, что Навуходоносор имел представление о природе Того, Кому Даниил был обязан своей мудростью и силой. Даниил и его товарищи уверенно несли свидетельство о Боге, Которому они служили.

6. Глава мудрецов. Термин, используемый в данном случае, используется также 2: 48. Царь именует Даниила главным начальником мудрецов.

7. Я видел… дерево. Божественная мудрость часто использует притчи и сравнения для более наглядного разъяснения истины. Этот метод наиболее выразителен и лучше всего запоминается. Сравни с Иез.31: 3-14. В древности люди привыкли придавать значение любому необычному сновидению. Возможно, именно поэтому Бог использует сновидение для передачи человеку Своих намерений.

10. Бодрствующий. В контексте переводов этот термин означает Божьего посланника – ангела.

12. Главный корень его оставьте. Сравните Иов 14: 8, Ис.11: 1. Выражение говорит, о телесном восстановлении царя после болезни. Это пророчество имело в виду только самого Навуходоносора, ане всю нацию.

В узах… В данном случае возможны две трактовки. Это могли быть буквальные цепи, применение которых было связано с состоянием царя. Но это можно понимать и как фигуральное выражение, указывающее на ограничения, которым невольно должен быть подвергнут царь из-за своей болезни.. И в том, и другом случае, вывод будет справедливым

13. Сердце человеческое. Имеется в виду, что царь примет природу зверя.

Семь времен. Большинство древних и современных толкователей трактуют арамейское выражение «идден”, как «время”, имеющее значение года.

14. Бодрствующих. См 10 стих. Форма множественного числа указывает на небесный свет, или собрание (См. Иова 1: 6-12, 2: 1-6).

Живущие. Вынесенный приговор открывает Божественное намерение в его исполнении. Божье действие с Вавилоном и его царем должно было послужить наглядным примером и для других наций в их принятии, или отвержении Божественных планов относительно народов.

Всевышний владычествует. В делах народов Бог «терпеливо и бесшумно выполняет Свою личную волю” («Воспитание” стр. 173).

Как в примере с призванием Авраама, Бог разрешает целой цепи событий продемонстрировать мудрость Его действий. На примере допотопного мира Он позволил злу развиваться его естественным путем, и таким образом показать абсурдность сопротивления принципам истины и справедливости. Но освобождение евреев из Египта было прямым вмешательством Бога, иначе силы зла уничтожили бы средства и пути, определенные для спасения мира. Приказывает ли Бог, позволяет или вмешивается – все говорит о том, что все события, происходящее в мире находятся под Божественным контролем. Во все века действует сила, проявляющая Свое высшее намерение и цель (Рим 13: 1).

«Каждому народу Бог определяет особое место в Своем великом плане и дает им возможность исполнить цель и намерение Бодрствующего и Святого. Согласно Божественному плану, каждое правительство несет на себе задачу способствовать безопасности и развитию данной нации и предоставить своему народу возможность к познанию Творца, а также позволить другим народам сделать то же самое ” («Воспитание” стр.175). (См. Деян. 17: 27).

«Каждая нация сильна в такой степени, с какой степенью верности она исполняет Божьи намерения относительно нее. Ее успехи и рост зависят от исполнения доверенной ей силы и власти, ее согласованности с Божественными принципами. Это является мерой ее процветания и участь ее зависит от выбора руководителями верных принципов”(«Воспитание” стр. 174, 175, 177, 178. «Патриархи и пророки” стр. 536).

«Бог дает мудрость и силу тем, кто остается верен Ему, но оставляет тех, кто приписывает свою славу человеческим усилиям и действует независимо от Него” («Пророки и цари” стр. 501).

Уничиженного. По-арамейски «шепал”, что значит «смиренный”.

15. …скажи значение его. См. 4 ст.

16. В изумлении. Переводится как «быть напуганным”, «недоумевать”, «испытывать неловкость”. Эти слова характеризуют чувства, испытанные Давидом, поскольку он сразу же понял значение сна и его последствия. Он был крайне озадачен, каким же образом все это преподнести царю (см. 2: 5).

Около часа. По-арамейски «единица времени” не дает точного определения. Это может быть момент, или более длительный период времени. Как бы не трактовался этот термин, но ясно совершенно определенно, что Даниил нуждался в некотором времени для того, чтобы подыскать нужные выражения и слова, чтобы как-то изложить царю весьма неприятные факты относительно его дальнейшей участи.

Царь начал говорить. Царь ясно увидел ужас на лице Даниила. Он сам понимал, что сон не несет ничего доброго для него. Тем не менее, он все же нашел в себе мужество подбодрить своего преданного слугу и заверил его, что он может совершенно не опасаясь царского гнева, высказать свое толкование.

Твоим бы ненавистникам. Хотя Даниил стал пленником, был лишен своей родины, чтобы служить чужестранцам, притеснителям своего народа, все же он не питал никакой ненависти к Навуходоносору. Напротив, его слова свидетельствовали о расположении к царю, на что были не были способны многие из иудеев его времени. С другой стороны, эти слова не свидетельствовали о личной враждебности к царским ненавистникам, а скорее воплощали в себе любезный ответ в восточном духе.

19. Это ты, царь. Не мучая больше царя неопределенностью, хотя и сам царь уже начал подозревать это, Даниил сказал, что дерево представляет самого царя.

Достигло до небес. Возможно некоторым может показаться, что такое выражение является преувеличением пророка, но мы должны помнить, что Даниилу пришлось выражаться придворным восточным языком. Такие выражения замечательным образом сравниваются с хвастливым языком Навуходоносора, как свидетельствуют о том археологические исследования.

22. С полевыми зверями. Хотя слова небесного посланника ясно говорили о суде, мудрецы не могли понять природу этого наказания. Царь лишался разума. Это становится явным не только в данном стихе, но из в дальнейшем выражении: «Разум мой возвратился ко мне” (31 стих). Предположения о том, что царь был изгнан недовольными членами правительства являются несостоятельными.

23. Царство твое останется при тебе. Многих удивляет, почему обезумевший царь не был убит, или его место не было занято другим. Для этого были веские для того времени причины. В древности люди верили, что все умственные расстройства причинялись злыми духами, которые приобретали власть над своей жертвой. Если кто-то убивал помешанного, тогда дух жертвы переходил на убийцу. Если же больной лишался своего места, или состояния, то тяжкое наказание ожидало всех виновных в этом. По этим причинам умалишенный лишь изолировался от всего общества, но все остальное сохранялось за ним (1 Царств 21: 12 – 22: 1).

24. Искупи грехи твои. Этими словами был представлен Божественный принцип правосудия. Вынесенный приговор может быть отменен, в случае покаяния и обращения (Ис 38: 1, 2, 5. Иер 18: 7-10. Иона 3: 1-10). Хотя Бог и сообщил Навуходоносору о суде, однако Он дал ему целый год для покаяния и предотвращения этого страшного события (см. 4: 29). Но царь не переменил своего образа жизни, соответственно этому и был вынесен приговор суда. В противоположность этому, вспомните Ниневию, которой было дано 40 дней для раскаяния. Тот город воспользовался этой последней возможностью и никто не погиб (Иона 3: 4-10). «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам” (Амос 3: 7). Бог всегда предупреждает народы и нации о предстоящей их участи. Он и сегодня посылает миру специальную весть, предупреждающую его о надвигающейся погибели. Но лишь немногие внимают этой вести. Но поскольку предупреждение было дано, то люди останутся без извинения в день своего бедствия.

Милосердием. Царь получил предупреждение, чтобы он поступал справедливо со всеми своими подчиненными, чтобы был милостивым к угнетенным и несчастным (Михей 6: 8).

26. …царским чертогам. Неизвестно откуда царь смотрел на свой город, либо с вершины знаменитых висячих садов, либо из летнего дворца, находящегося в северной секции нового города..

27. Который построил я. Исследователи древней истории знакомы с таким гордым высказыванием царя, сохранившимся среди развалин Вавилона. Вот несколько таких изречений надменного монарха: «Тогда я построил дворец – престол моего царства, место поклонения людей, центр радости и веселья..” В другом месте он говорит: «В Вавилоне, моем любимом городе был дворец – предмет всеобщего восхищения народов, центр земли, прекрасный дворец, обитание величия на земле Вавилона”. Претенциозное заявление Навуходоносора «построил” не относится к основанию города вскоре после потопа Быт 11: 1- 9). Эти слова относятся к грандиозной строительной работе, развернутой его отцом Набополассаром и завершено Навуходоносором. Масштаб строительных работ Навуходоносора был необычайно велик. Строго говоря, эти слова не были преувеличением. По свидетельству надписей царя, по результатам археологических раскопок Р.Колдевея, можно понять, что Вавилон и в самом деле был созданием Навуходоносора. Размер нового Вавилона в два раза превышал старый за счет строительства новых районов и пригородов по обе стороны Евфрата.

Однако, столь горделивые слова царя звучат как вызов Верховному Владыке вселенной.

28. Как был с неба голос. (Сравни Ис 9: 8). Вслед гордым словам монарха последовало его унижение.

30. Исполнилось. Многие комментаторы относят болезнь царя к известной форме безумия, когда человек воображает себя каким-либо животным, подражая его повадкам и образу жизни. Во время раскопок был найден древний клинописный документ подтверждающий этот факт. Поэтому нет надобности сравнивать болезнь Навуходоносора с подобными заболеваниями, известными современной медицине. Пережитое царем было весьма необычным. А факты изложены слишком кратко и различные предположения необоснованны.

31. По окончании же дней тех. То есть, когда окончились «семь времен”, другими словами – семь лет.

Я, Навуходоносор, возвел глаза мои. Важно отметить, что рассудок вернулся к царю только тогда, когда он признал истинного Бога. Когда смирившийся царь с молитвой поднял глаза к небу, к нему снова вернулось человеческое обличье, носящее на себе образ Божий. И тот, кто в течении целого ряда лет влачил жалкое и унизительное существование, был снова поднят до уровня человека, который был дан ему Богом при сотворении. Важно отметить, что примерное то же самое происходит при обращении любого грешника, разумеется, в несколько ином масштабе.

Благословил я Всевышнего. Эти слова говорят в пользу некогда гордого и надменного монарха, у которого после всего пережитого появилось побуждение поблагодарить Бога, прославить Его как Вечного и признать Его вечное правление.

32. Ничего не значат. (Сравни с Ис 40: 17. Вторая половина этого стиха имеет общее с Ис 43: 13) Некоторые предполагают вероятность знакомства царя со словами Исаии из бесед с Даниилом. Возможно, он в нужный момент вспомнил о них. Царь имел свой собственный опыт с Богом и научился чтить Его.

33. Возвратился ко мне. С возвращением рассудка, Навуходоносор вновь занял свое царственное положение и трон. Для того, чтобы подчеркнуть близкую связь между возвращением рассудка и восстановлением его в царственных правах здесь снова повторяется это выражение в стихе 31.

Взыскали меня. Выражение «взыскали” совсем не означает, что в течение всего времени безумия, царь был оставлен без присмотра и заботы. Это скорее говорит о возвращении его к служебным делам. Когда стало известно о выздоровлении царя, все сановники царства воздали ему должное почтение. Во время болезни царя, эти же сановники несли на себе ответственность государственного правления.

34. Славлю, превозношу. Это заключительные слова Навуходоносора, в которых раскаявшийся грешник признает праведность Божию. Признавая Бога «Царем небесным”, он тем самым выражает свое глубокое благоговение к своему вновь обретенному Богу. Исцеленный монарх Вавилона понял преподанный ему урок.

«Царь, сидящий на вавилонском троне стал свидетелем Божьим, свидетельствуя о Нем искренно и красноречиво, от всего сердца, которое черпало милость и благодать, праведность и мир от Божественной природы (Нас. Юношества 13 дек. 1904 г.)”






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.