Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кем проводится ГЭЭ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (ГЭЭ)- установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Появление такого государственно-правового института, как ГЭЭ, обусловлено необходимостью исполнения Россией международных обязательств - Конвенции ЕЭК ООН " Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте".

СТРАНЫ-УЧАСТНИКИ Конвенции берут на себя обязательство перед началом любой деятельности проводить ОЦЕНКУ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС), считая любую деятельность опасной. РЕЗУЛЬТАТ ОВОС - вывод о возможности реализации намечаемой деятельности либо отказ от деятельности (если предполагаемое воздействие недопустимо и качество окружающей среды ухудшится).

В соответствии с принятыми обязательствами по выполнению Конвенции в России в 1995 году принят Федеральный закон " Об экологической экспертизе" от 23.11.95 № 174-ФЗ.

 

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

 

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

 

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

 

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

 

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

 

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

 

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

 

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 

КЕМ ПРОВОДИТСЯ ГЭЭ?

 

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

 

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

 

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

 

3) проекты соглашений о разделе продукции;

 

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон " О лицензировании отдельных видов деятельности") (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ " О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ " Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ " О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

 

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)

 

Положение подпункта 7.2 статьи 11 не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ (часть 6 статьи 49 названного закона)

 

7.2 ) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;

(пп. 7.2 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

 

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

 

3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом " О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГЭЭ установлен:

1. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 " Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы".

2. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2000 № 372 " Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации".

3. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 822 " Об утверждении правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы".

4. " Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня", утв. приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 283.

 

ГЭЭ проводится при наличии комплектности материалов, включающих:

 

- документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

 

- положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля;

 

- материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

 

ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ по объектам обезвреживания и размещения отходов должна включать:

 

1. Материалы инженерных изысканий.

2. Общая пояснительная записка (исходные данные для проектирования, краткая характеристика предприятия).

3. Генеральный план и транспорт (краткая характеристика района и площадки строительства, мероприятия по благоустройству территории, инженерные сети и коммуникации)

- ситуационный план;

- разбивочный план;

- сводный план инженерных сетей с согласованиями служб;

- границы СЗЗ;

- план благоустройства и озеленения;

- картограмма земляных масс.

4. Технологические решения (технология производства; данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу; сбросов в поверхностные водные объекты; вид, состав и объем отходов, подлежащих обезвреживанию, использованию и размещению; решения по предотвращению выбросов и сбросов; оценка возможных аварийных ситуаций и решения по их предотвращению, структура управления предприятием)

- схемы технологических процессов;

- технологическая планировка по корпусам (цехам) с указанием размещения оборудования и транспортных средств.

5.Архитектурно-строительные решения.

6.Инженерное оборудование, сети и системы.

7.Охрана окружающей среды - раздел выполняется в соответствии с требованиями " Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела " Охрана окружающей среды" и должен содержать следующие подразделы:

- охрана и рациональное использование земельных ресурсов;

- охрана воздушного бассейна;

- охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения.

В течение 7 дней с момента приема документации на ГЭЭ проверяется ее комплектность.

 

В случае некомплектности готовится Уведомление о некомплектности, в котором содержится условие о необходимости доукомплектования материалов в 30-дневный срок.

 

Если материалы в 30-дневный срок не доукомплектованы, заказчику направляется уведомление о возврате материалов в связи с некомплектностью.

 

При полной комплектности заказчику направляется письмо о приеме документации на ГЭЭ и счет на оплату.

 

ГЭЭ проводится за плату. В Смету включаются расходы на оплату услуг привлекаемых внештатных экспертов, а также накладные расходы Управления, связанные с проведением ГЭЭ.

 

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты.

 

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, но не должен превышать шесть месяцев.

 

ГЭЭ ПРОДИТСЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИЕЙ.

 

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними.

 

Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы осуществляется приказом Управления.

 

 

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВНЕШТАТНЫМ ЭКСПЕРТОМ?

 

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу.

 

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

 

Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

 

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;

 

соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

 

соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

 

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

 

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

 

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

 

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются (согласно ст. 30 174-ФЗ):

1) нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;

2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;

3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;

4) сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 174 - ФЗ (т.е. наличие заинтересованности в результатах ГЭЭ).

 

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе кредитными организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены иные виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

 

Статья 31. Уголовная ответственность

 

Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

 

Статья 32. Административная ответственность

 

Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.8.4 КоАП РФ).

 

Статья 33. Материальная ответственность

 

Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

 

Статья 34. Гражданско-правовая ответственность

 

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:

получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

 

получать для ознакомления от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;

 

обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, организующий проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;

 

представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;

 

оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;

 

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

 

 

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с установленными требованиями;

 

оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;

 

передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;

 

осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

 

передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

 

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

1) непредставление документации на экологическую экспертизу;

2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;

4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;

5) уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;

6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭЭ может быть положительным или отрицательным.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭЭ содержит выводы:

- о соответствии представленной документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;

- о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду;

- о возможности реализации объекта экспертизы.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭЭ может содержать выводы двух видов:

1. О необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией.

2. О недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ.

" Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности" утверждена приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 29.12.1995 № 539.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Окончание работы на контрольно- кассовой машине | Правовое регулирование рынка ценных бумаг




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.