Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая книга Псалтири. Псалмы 41 – 71 2 страница






 

ПСАЛОМ 51. Бог не допускает торжествовать клеветникам.

Содержание этого псалма вполне соответствует его надписанию, даже и в том случае, если считать его направленным не против Саула, как виновника убийства восьмидесяти пяти невинных священников, но против Дойка, исполнителя повеления Саулова. Доик был человек знатный (1Цар.22: 9) и без сомнения богатый (ср. ст.9 этого псалма). Никто из слуг Саула не решился умертвить священников; один Доик взялся за это; нет ничего вероятнее, что он хвастался этим постыдным действием, как геройским поступком (ст.3). Доик был человек злобный, клеветник и доносчик (ст.4-6), об этом можно заключать из 1Цар.22: 22 (Давид говорит: " я знал, что он непременно донесет Саулу"). К этому Дойку обращается Давид в нашем псалме, после того как спасшийся Авиафар доставил ему ужасное известие об умерщвлении жрецов. Он спрашивает Дойка, как у него достает столько безстыдства хвалиться еще своим постыдным действием (ст.3) [77]; и затем он изображает его человеком злобным, коварным, клеветливым (ст.4-6) [78], которого Бог накажет заслуженным истреблением (ст.7) к радости праведников (ст.8-9) [79]. Псалмопевцу же, находящемуся теперь в бедственном положении предстоит счастливое будущее, которое он очами веры созерцает уже как настоящее. Господь из дома своего (скиния) дарует ему богатое благословение, так что его тогда можно будет сравнить с зеленеющею (так в евр.), плодовитою маслиною, посаженною в доме Божием. Он твердо надеется на Господа и уверен, что будет прославлять Его за ожидаемое теперь с такою уверенностью (сотворил еси) спасение; - для назидания всех праведников он всегда будет надеяться на благость Божию (ст.10-11) [80].

Хотя псалом этот первоначально имел личный характер, однако в нем содержится общее учение (поэтому в надписании: разума), именно, что праведник не должен терять надежды на Бога вследствие постигающей злобы и клеветы сильных врагов. Многие св. отцы под упоминаемым в псалме могущественным клеветником и злодеем разумеют антихриста; другие же разумеют иудейский народ, клеветавший на Христа пред Пилатом, и за это изгнанный из дома (Церкви), между тем как верующие во Христа процветают в Церкви.

 

ПСАЛОМ 52 [81]

 

ПСАЛОМ 53. Молитва о помощи против врагов.

Саул в разных местах искал Давида, не зная, что он находится в пустыне Зиф; зифиты удивляются, что Саул так долго ищет его, так как, по их мнению, местопребывание Давида всем известно; вследствие этого такое своеобразное их показание пред Саулом. Как ты можешь столь долго искать его, хотят они сказать, разве он не у нас находится, как об этом знает полсвета (1Цар.23: 19. ср.26: 1). - Когда Давид узнал о таком жестокосердии зифитов и об угрожающей ему великой опасности, то обратился с молитвою к Богу, прося у Него помощи (ст.34) [82] против нечестивых врагов (ст.5) [83]. - В своей твердой вере и надежде на Бога, он уже как бы пред глазами видит (се) исполнение своей молитвы (ст.6); он испрашивает погибели своих врагов (ст.7) [84] и обещает тогда прославить Его жертвою и благодарением (ст.8) за полученное (прошедш. врем, в ст.9) спасение.

 

ПСАЛОМ 54. Молитва Давида, вероломно оставленного народом и близким другом.

На основании ст.14 и 15 псалом этот следует (вопреки новейшим толковникам) изъяснять в индивидуальном значении и относить его к бегству Давида от гонения Авессалома и вероломного Ахитофела (так думают многие древние толковники; некоторые же относят ко времени Саулова гонения). Давид находится еще в Иерусалиме (ст.10, 11, 12) [85], когда уже дошли слухи о восстании в Хевроне (2Цар.15: 10); в сильном потрясении вследствие полученного известия о заговоре, он придумывает средство уйти из Иерусалима (ст.7-9), молится о даровании ему помощи и наказания врагов, из коих особенно выдается один. Некоторые толковники, на основании изображения беспорядков и беззаконий в городе, относят этот псалом ко времени осады Иерусалима халдеями.

Свою настойчивую молитву об услышании (ст.2) псалмопевец мотивирует живым изображением своего смятения и скорби, произведенных злобою врагов (ст.3-6) [86]. Невинный псалмопевец готов далеко и поспешно уйти в пустыню от окружающей его опасности, чтобы там быть спокойным и безопасным (ст.7-8) [87]; только одна еще остается у него надежда на Господа, Который может избавить и избавит его от этого состояния внутреннего волнения (бури) и страха (ст.9) [88]. Он молит Бога погубить его врагов, разрознить их (ст.10а); такое вмешательство Божие необходимо, потому что (яко) в городе царствует беззаконие (восстание против поставленного Богом царя) и возмущение (пререкание) против установленного порядка (ст.106); снаружи и внутри, днем и ночью, он исполнен всякого рода беззаконий (ст.11-12) [89]. В подтверждение того, как велико господствующее развращение и для обоснования (яко ст.13) начертанного в ст.10-12 изображения, псалмопевец представляет то, что даже самый близкий друг, с которым он находился в самой искренней дружбе, теперь находится в числе самых злобных врагов его (ст.13-15) [90]. - Начатая уже в ст.10 молитва в ст.16 возобновляется с усиленною энергией; он молит, чтобы Бог истребил всех неправедных врагов его (ст.16) [91], а его услышал (ст.17); он неустанно (вечером, утром, в полдень: три молитвенные часа (Дан.6: 11; Деян.10: 8) вопиет к Богу о своей нужде, и поэтому должен быть услышан (ст.18). Несомненно Бог снова дарует псалмопевцу мир (избавит миром), спасет его от опасности смерти, угрожающей ему со стороны многочисленных (яко во мнозе) [92] врагов (ст.19). Вечный Бог, уже в первобытные времена (прежде век) являвший Себя Судиею, смирит врагов; а они ожесточены и не имеют в себе страха Божия (ст.20) [93]. Наказующая десница Божия уже простерта против них, так как они нарушили завет Его (ст.20 и 21); пылающий от лица судии гнев рассеет их (разделишася) [94], за их коварство против него (ст.22а). Такое наказание тем справедливее, так как враг (словеса его, коллективно, или же Ахитофела, как представителя прочих) показывал Давиду такую любовь и привязанность, но в действительности исполнен был злобы (22б) [95]. В заключение псалмопевец убеждает сам себя к мужеству и надежде на Бога (ст.23) [96], и снова высказывает свою уверенность в истреблении врагов и в собственном спасении (ст.24).

Многие толковники весьма справедливо изъясняют этот псалом в мессианском значении. Как во всех своих страданиях, так и в изображенных здесь, Давид был прообразом Иисуса Христа; что Ахитофель сделал Давиду, то впоследствии Иуда причинил Иисусу Христу, против Которого, как некогда против Давида, восстал весь Иерусалим; чувства, подобные волновавшим псалмопевца, могли происходить в душе Божественного Искупителя, когда он с Масличной горы смотрел на вероломный город; тогда буквально исполнились на Нем слова: сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя.

 

ПСАЛОМ 55. Прилежная молитва и твердая надежда в великой опасности.

По указанию надписания [97] псалом этот имеет отношение к положению Давида, изображенному в 1Цар.21: 11-16. Преследуемый Саулом, Давид убежал к филистимлянам, которые однако скоро узнали в нем победителя Голиафа, так что и здесь угрожала ему опасность жизни и только хитростью он избежал смерти. Давид мог молиться словами нашего псалма, после того как гефяне уже схватили его, но еще не отправили к Анхусу. Псалом направлен не только против враждебных филистимлян, но и против Саула и его приверженцев, так как они собственно повергли его в настоящую опасность. - Сначала псалмопевец молится о помощи Божией против многочисленных врагов (ст.2-3) [98]. Затем он высказывает свою не поколебавшуюся от многих опасностей надежду на Бога (ст.4), и хвалится дарованным ему обещанием защиты (словеса), укрепляясь на котором, он не боится никакого человека (ст.5) [99] После того Давид изображает злобу своих врагов, причем он преимущественно имеет в виду Саула и его приверженцев; когда он уверяет их в своей невинности (словес моих), то они ругаются за это (гнушахуся); они только и думают о его погибели (ст.6) и подстерегают, чтобы коварно погубить его (ст.7а) [100]. Поэтому он молится, чтобы Бог отверг их за их злоумышление против псалмопевца и погубил филистимлян (люди ст.7б-8). Несомненно Бог сделает это! Псалмопевец изложил ему бедствие своей настоящей жизни, и Господь, согласно своему обетованию, не оставит без внимания слез его и осушит их (ст.9) [101], а врагов его, по молитве его, да обратит Господь вспять; псалмопевец совершенно уверен (познах), что Бог есть помощник его (Бог мой ст.10-11). Радостно хвалится он обетованием (ст.5), которое дал ему Бог, с уверенностию надеется на Него (ст.12); по получении спасения, которое в вере он видит уже совершившимся (ст.14 прошед. времена), он исполнит данные Богу для Его прославления обеты (ст.13) [102].

 

ПСАЛОМ 56. Исполненная надежды ночная молитва в великой опасности.

Освободившись хитростию из рук филистимлян, Давид убежал в Одолламскую пещеру (1Цар.22: 1), чтобы скрыться от Саула; наш псалом содержит мысли и чувства, наполнявшие тогда сердце Давида [103] (кажется вечером, пред отходом ко сну). Он настойчиво молит о помощи Божией, которую Господь тем более окажет ему, что он (яко) на Него, на защиту Его (сень крылу) против враждебной злобы (беззаконие) полагает всю свою надежду (ст.2). В такой надежде псалмопевец взывает к Богу, Который есть Всевышний, и потому может помочь; Он всегда доселе оказывал Давиду помощь, поэтому и теперь не оставит совершить на нем дело благодати (Фил. 1, 6), (ст.3). Несомненно, Господь помогает мне (ст.4; прош. вр., так как будущее вера представляет уже как бы наступившим) [104], сохраняет на мне Свою милость и верность обетованиям в великой моей опасности (от среды скимнов). Велика она; с опасением я ложусь отдохнуть, и враги мои, хотя они слабые только сыны человеческие, жестоки (зубы) и сильны в клевете (ст.5) [105]. Покажи, Боже, против них Твое могущество и величие (вознесися), превышающее небеса, накажи их таким блестящим образом, чтобы сведения о них распространились по всей земле. Они коварствовали и до настоящего часа коварствуют против меня, но несомненно приготовленная ими для меня погибель постигнет их самих (ст.7). Поэтому я исполнен самой смелой уверенности; предстоит еще время, когда я буду прославлять Бога за ожидаемое теперь спасение (ст.8). К такому прославлению псалмопевец вслед за тем возбуждает свою душу (ст.9 слава; Пс.7: 6) и даже свои музыкальные инструменты, заявляя, что он в самое раннее утро [106] (знак великой радости) начнет такое прославление, и что он не только в тесном кругу своих ближних будет прославлять Бога за Его неизреченную (ст.11) милость, но и пред всем светом (ст.10); пусть же Господь скорее только и величественнее явит эту милость! (ст.12). - Св. отцы изъясняют этот псалом, прилагая его частию к страданиям Христа (ст.5-7), частию к славному Его Воскресению.

 

ПСАЛОМ 57. Ожесточенные враги правды и жребий их.

Псалом этот по характеру своему сходен с предыдущим и последующим псалмами (поэтому и надписание их одно и то же, да не растлиши); подобно им, он также, кажется, относится ко времени Саулова гонения. Саул и придворные его считали Давида узурпатором, преследование его признавали справедливым против него судом, себя же фактически - судьями (ср.2Цар.24: 13). Поэтому Давид взывает к ним: если вы действительно судьи, как выдаете себя (правду глаголете), то судите справедливо (ст.2) [107]. Я имею достаточное основание убеждать вас к этому; потому что (ибо) вы только злобу измышляете против меня и постоянно обрабатываете ее (ст.3) [108], следовательно вы несправедливо судите. - Вслед за тем Давид изображает лично враждебных ему противников людьми, которым злоба так сказать прирождена (ст.4) [109], которые ядовиты, как змеи, и ожесточены, как аспиды, глухи к заклинаниям преследуемой невинности (ст.5-6) [110]. Но Сам Бог (в евр. обращение с молитвою к Богу) укротит их и наказанием сокрушит их власть (ст.7) [111]; бесследно они погибнут (ст.8а-9а). Господь совершенно уничтожит их (ст.86-9б) [112] и притом неожиданно быстро (ст.10) [113]. Давид же и всякий праведник возрадуется (ст.10) в виду такого наказания врагов его и такой победы (умовение рук в крови побежденных) и торжественно заявит, что на земле есть Праведный Бог (ст.12).

 

ПСАЛОМ 58. Молитва невинного о помощи против злобных врагов.

По надписанию, псалом этот относится ко временам Саулова гонения. Давид счастливо уклонится от брошенного в нем Саулом копья и убежал в свой дом; тогда Саул послал своих слуг, чтобы они ночью окружили дом Давида и утром, когда он будет выходить из дому, убили его (1Цар.19: 11). Только хитростию Мелхолы был спасен Давид. В нашем псалме он высказывает свои чувства, какие наполняли его сердце в роковую ночь пред его спасением, следовательно, в то время, когда он еще находился в своем доме, окруженном со всех сторон слугами Саула. Настоятельно он просит Бога избавить его от этих несправедливых, кровожадных врагов (Саула и его сыщиков) (ст.2-3); они как за диким зверем гонятся (уловиша) за ним (ст.4), невинным (ст.5) [114] Пусть Бог Всемогущий (Бог сил), страж завета (Бог Израилев), придет ему на помощь и безпощадно истребит всех беззаконных язычников (ст.6) [115] Как бы мотивируя эту молитву, псалмопевец изображает злобу своих врагов. С дикою алчностью они рыщут по городу и около дома, в котором находится Давид, подобно диким, голодным собакам, которые на востоке днем блуждают по полям, а вечером с голодным лаем возвращаются в город и бегают по улицам, ища добычи (ст.7) [116]. Так как эти враги его не имеют никакой справедливой причины злоумышлять на его жизнь, то они должны прибегать ко лжи и клевете, что они и делают самым бессовестным образом (ст.8) [117]. Но псалмопевец не унывает; Господь легко (посмеешися) может уничтожить и уничтожит всех язычников (ст.9); у Него Всемогущего и Милосердного - крепость Давида; несомненно Он скоро поможет ему (ст.10) [118]; покажет Свою власть над врагами [119]. Но псалмопевец молит Бога, чтобы Он не внезапно умертвил их, но мало-помалу приводил их к погибели, дабы на судьбе их можно было иметь предостерегающий пример и свидетельство того, что Бог многомилостив к Своим праведникам (ст.12а) [120]. Пусть Господь сокрушит силу врагов (ст.126); соответственно тому, что они заслужили клеветою своею, да погибнут они в гордости своей (ст.13а) [121]; когда же потом наступит время, когда суд Божий над ними достигнет высшей своей степени, и в полной мере откроется на них гнев Божий, их публично будут представлять в пример (возвестятся), они совершенно будут истреблены и в этом узнают, что Бог (а не они) есть Владыка над народом завета (Иаковом) и над всею землею (ст.14) [122]. Затем псалмопевец снова изображает алчность подстерегающих его врагов (ст.15), они разбежались вокруг дома его, подобно собакам, высматривающим добычу, - но намерение их не исполнится и от этого они придут в гнев (ст.16); меня же Бог спасет от настоящей опасности, и я буду за это прославлять Его (ст.17-18) [123].

 

ПСАЛОМ 59. Молитва испытующего бедствия о помощи Божией.

Довольно трудно указать в этом псалме переход от одной мысли к другой, вследствие чего толковники расходятся в определении исторических обстоятельств, лежащих в основании его. Мы думаем, что псалом этот легче всего может быть объяснен, если согласно с надписанием [124] признать его молитвою Давида об успехе военной экспедиции против Идумеи (ст.11-14), молитвою, получающею особенную уверенность в исполнении просимого ввиду недавней помощи Божией против сириян (ст.3-7) и на основании древнего Божественного обетования (ст.8-10). Поэтому нужно полагать, что псалом этот написан прежде победы в Соляной долине (2Цар.8: 13) и считать его молитвою об этой победе.

В то время, когда Иудеи на северо-востоке воевали с Сириянами, Идумеяне вторглись на юге Палестины и произвели страшное опустошение (ст.4 - образ землетрясения). Допустив это, Бог, по-видимому, отвергал Свой народ (ст.3); но в то же время Он оказал ему и Свое милосердие (ущедрил), даровал победу над Сириянами, и псалмопевец молится теперь, чтобы Бог, в опустошениях от Идумеян показавший народу Своему такую жестокость (ст.5), подал победу над ними (исцелением причиненного вреда) как Он в других случаях (как например недавно против Сириян) давал Своему народу победное знамя против врагов (ст.6) [125]. Указывая далее повод к своей молитве о помощи против Идумеян, псалмопевец приводит изречение Божественное, в котором Ханаан называется собственностию Божиею, владение коим обеспечивается Израильтянам и обещается подчинение им враждебных соседей, в особенности Идумеян (ст.8-10) [126]. Основываясь на этом Божественном изречении, псалмопевец теперь спрашивает, кто будет предводительствовать войском, кто поведет против идумейской крепости (Восора; Ис.63: 1) (ст.11); и отвечает: Тот же Бог, который при вторжении к нам Идумеян на время отверг нас и по-видимому удалился от нашего войска (ст.12). Поэтому в заключение псалмопевец снова обращается с молитвою о помощи (ст.13) и надеется, что молитва его будет иметь блестящие последствия.

 

ПСАЛОМ 60. Молитва и твердая надежда изгнанного царя.

Псалом этот произошел во время преследования Давида. Молящийся, по словам псалма, находится на границах земли (ст.3), т.е. удаление его от места служения Господу, странствование вне отечества для него все равно, как если б он изгнан был на край земли; Давид же мог говорить это во время Саулова или Авессаломова гонения. Ст.7 и 8 предполагают уже данное Давиду чрез Нафана (2Цар.7: 12) божественное обетование; поэтому псалом этот может относиться ко времени Авессаломова гонения. Изгнанный из св. земли (восточная заиорданская земля, где находился Давид, в тесном значении, не принадлежала к Ханану) и лишенный престола Давид молит Господа, чтобы Он услышал его, находящегося теперь в изгнании (от конец земли) и в тоске сердечной взывающего о помощи ст.2-З) [127]. Только Бог, Который есть надежда и крепость псалмопевца, может возвести его из опасного наводнения страданий на спасительную скалу и надежно руководить его, как это Он неоднократно уже доказывал (ст.3-4) [128]. Во время молитвы псалмопевец пришел к уверенности, что Бог услышит его, поселит его в жилище Своем и примет его под Свою защиту (ст.5) [129]; Он всегда обыкновенно внимает (прошед. = настоящ.) молитве псалмопевца и доставляет боящимся Его обладание св. землею (достояние ст.6). И не только обыкновенным образом Бог окажет милость царю, находящемуся теперь в изгнании, но в силу данного ему обетования (2Цар.7: 12) в потомстве его Он дарует ему вечное царство с необычайными, явными всему миру благословениями (ст.7-8) [130]; и за это он вечно будет прославлять Господа (ст.9).

 

ПСАЛОМ 61. В бедствиях нужно ожидать помощи от Бога, а не от людей.

Псалом этот может относиться как ко времени Саулова, так и Авессаломова гонения на Давида; в том и другом случае Давид подвергался гонению за свою царскую власть, которую хотели отнять у него (ст.5); во время того и другого гонения он полагал надежду свою на Бога, а не на людей [131]. Хотя и тяжко страдает псалмопевец, но он безусловно подчиняется Господу, от Которого приходит спасение (ст.2); Он единственный Помощник псалмопевца, и конечно не допустит его сделаться еще несчастнее (ст.3) [132]. Затем Давид изображает свои настоящие страдания; многочисленные враги (еси вы) устремляются на него с уверенностию, что они наносят ему уже последний удар (ст.4) [133]. Все усилия и стремления их направлены к тому, чтобы лишить его царского его достоинства, и для достижения своей цели они прибегали к постыдному притворству (ст.5) [134]. Тяжело псалмопевцу, но он возбуждает себя к безусловной преданности Богу, Который дарует в спокойном терпении ожидаемую им помощь; Он есть Спаситель его и не доведет его до бегства пред врагом (ст.7), и на Него псалмопевец полагает всю свою надежду (ст.8). Испытавши на себе, какое успокоение доставляет надежда на Бога, псалмопевец и соотечественников своих побуждает возложить надежду свою на Бога; возносить (излияйте сердца) свои молитвы к всегда готовому Помощнику своему; и при этом предостерегает их от надежды на людей, которые лживы и суетны (ст.10.5) [135], а также и от надежды на силу и богатство (ст.11). В заключение псалмопевец показывает основание, почему нужно надеяться не на людей, но единственно на Бога, и почему нельзя полагаться на насилие и неправду: неоспоримая (единою глагола) [136] псалмопевцу хорошо известная двойная истина, что только Бог имеет власть, и что Он - угнетенному милостиво помогает, а неправедника наказывает (ст.12).

 

ПСАЛОМ 62. Бог - мое все, а потому и победа моя.

По смыслу надписания [137] над этим псалмом, он мог быть написан только во время Авессаломова гонения; Давид уже царь (ст.12), но коварные враги изгнали его в пустыню. Там он должен был ночевать; на постели своей, прежде напоминания о необходимости внезапного перенесения своего лагеря (2Цар.17: 21), он размышлял о Боге своем (ст.7); проникнутый [138] горячею любовью к Нему, он и в пустыне так живо поставляет себя в присутствии Божием, как если бы он находился при скинии и взирал ко святилищу, где пребывает Господь над кивотом (ст.3) [139]. Псалмопевец потому живо представлял себя в присутствии Божием и проникался размышлением о нем, что (яко) для него Бог и милость Божия гораздо выше бедствен ной жизни; и на основании этой милости Божией, он твердо убежден, что Бог поможет ему, и этим доставит новый повод к прославлению Его (устне мои похвалите тя) [140]. Таким образом - т.е. если спасительная Твоя милость подаст мне ожидаемый повод к прославлению Тебя - я всегда буду прославлять Тебя и воздымать руки для благодарственной молитвы (ст.5) [141]. Да излиется при этом (именно в молитве) в мою душу богатое благословение от Господа, и я буду радостно прославлять Его за это (ст.6) [142]. Псалмопевец снова уверяет Господа, как он всецело привержен к Нему; когда он пробуждается ночью, то первая его при этом мысль: о Боге, и о Нем размышляет он - на постели своей до утра. Такая совершенная преданность Богу и приверженность к Нему имеет свое основание в том, что (яко) псалмопевец знает, что Бог есть Помощник его и за такую приверженность (прильпе душа) защитит его против врагов (в крове крилу и проч.: ст.7-9). Равным образом он несомненно знает, что теперешние враги его бедственно погибнут (ст.10-11) [143], между тем как он - царь - на радость всем благочестивым и к посрамлению всех клеветников, спасен будет (ст.12) [144].

 

ПСАЛОМ 63. Коварный клеветник посрамлен будет.

Основная мысль этого псалма следующая: " где больше всего опасность, там ближе всего и помощь Божия; поэтому не должно унывать". Эту истину Давид часто испытывал на себе во время Саулова гонения; поэтому и происхождение этого псалма можно относить ко времени Саулова, а также и Авессаломова гонения. Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (от страха вражия), Давид молится Богу о помощи [145]; так как только Он один может защищать его от нападения этих врагов (ст.3) [146]. И в такой защите псалмопевец сильно нуждается; потому что враги его в высшей степени опасные люди, подобные разбойникам, которые в тайном месте подсматривают путешественника, не предчувствующего никакой опасности, и внезапно нападают на него, чтобы умертвить его; это люди, не имеющие в себе страха Божия, уже твердо установившие свои пагубные планы и ни о чем больше не говорящие, как только о том, как бы хитростию погубить невинного псалмопевца (ст.4-6) [147]. Враги псалмопевца исследовали всю область человеческой злобы, чтобы осуществить свой пагубный план, и вот теперь они готовы (ст.7) [148]; вот они приближаются с глубоко задуманными в сердце [149] (глубоко) планами против меня; но вместо торжества надо мною, как они с уверенностию ожидали, Бог показывает свою высоту (вознесется), наказывая их и спасая меня. Стрелы, которые они направляют против меня, оказываются безвредными детскими стрелами, и клеветливые языки их притупились, сделались безвредными (ст.8-9a) [150]. Это наказание, которое Господь посылает против врагов Давида, имеет самые благодетельные последствия; страх обнимает всех, видевших это (ст.9), и они должны признать, что здесь перст Божий и праведное наказание (ст.10). Псалмопевец же и с ним все праведные (праведник поставлено коллективно) возрадуются о победе доброго дела, еще большую возымеют надежду на Бога и будут хвалиться тем, что принадлежат Ему (ст.11).

Многие толковники изъясняют этот псалом в пророчески-преобразовательном значении и относят его к страждущему Христу, Который, как на масличной горе, так и на кресте, молился о помощи против своих врагов, клеветавших на Него пред Пилатом и измышлявших планы лишить Его жизни и проч.

 

ПСАЛОМ 64. Молитва о благословении Божием на поля и на нивы.

По переводу с еврейского этот псалом можно считать благодарственною песнию, которую собравшийся у скинии народ воспел Богу после обильного, долго ожидаемого дождя, оживившего природу. По переводу же LXX и Вульгате мы должны [151] считать его молитвою, в которой общество верующих просит Бога подать земле дождь и благословение внешней природе. Собравшееся для молитвы общество заявляет сначала, что подобает прославлять Бога, живущего на Сионе и приносить Ему благодарственные обетные жертвы (за полученные благодеяния). Чтобы доставить повод к такому прославлению и принесению благодарственных жертв, да услышит Бог настоящую молитву народа (о дожде); к Нему обращается всякая плоть (люди и животные: Пс.103), и все приходит к Нему, чтобы испросить необходимое (ст.3). Хотя народ и обольстился грехом и чрез это сделался недостойным божественной милости; но Бог милостив и прощает грехи (ст.4) [152], и народ, молящийся Ему - избранный народ Его, удостоенный права являться в жилище Божием, где Святый и Праведный Господь царствует в величии, и получать там от Него великие милости (ст.5) [153]. Услышь нас, продолжает далее псалмопевец, Ты, на Которого уповает весь мир и тем более народ Твой (ст.6) [154]; Ты - всемогущий Бог (ст.7-8), от великих дел Которого трепещут все народы, но если Ты захочешь, то можешь сделать их радующимися (ст.9) [155]. Ты в другие времена обыкновенно милостиво посещал землю, подавая обильный дождь и чрез него полноту благости; никогда не иссякает Твоя река, из которой падает дождь; таким образом Ты в другие времена снабдевал нас хлебом, приготовлял землю для произведения его (ст.10) [156]. Сделай это и теперь! Напой борозды земли и таким образом умножь ее производительную силу; произрастения радуются орошению дождем, так как без дождя не могут давать плодов (ст.11) [157]. Несомненно, Ты исполнишь то, о чем мы просим! Пославши дождь, Ты сделаешь этот год благодатным годом (ст.12) [158]: во всем пошлешь урожай и за это будешь прославляем (ст.13-14) [159].

Находившиеся в вавилонском плену иудеи, вероятно, очень часто употребляли этот псалом, как просительную молитву о прощении грехов (ст.4), о возвращении народа на Сион и оплодотворении св. земли, лежавшей в запустении (ст.10-14). Такое употребление песни со стороны синагоги могло подать повод к надписи: " песнь Иеремиева и проч."; по словам бл. Феодорита и св. Василия В., этой надписи не было в экзаплах Оригена и она находится в самом незначительном числе греческих кодексов; нет ее у св. Илария, но есть она у бл. Августина.

В древнем Вавилоне, о котором упоминает надпись псалма, многие святые отцы и древние толковники видели тип язычества с его мерзостями (Апок.14), и толковали псалом как молитву язычников о принятии их в церковь, о прощении их грехов (ст.4), о допущении к пользованию благами царства Божия (ст.5). Действительно, Бог для обращения языческих народов (ст.6) поставил апостолов в мире подобно высоким горам и проповедью Евангелия потряс уже многие народы и для усиления этой проповеди совершил величественные чудеса (ст.7-9); поэтому да посетит Он теперь всех находящихся в пустынях язычества плодотворным дождем своей благости и преобразит их (ст.10-14).

 

ПСАЛОМ 65. Благодарственная песнь народа за чудесное спасение.

Многие древние и новые толковники считали этот псалом благодарственною песнию за освобождение из вавилонского плена [160]; но ст.9 (не давшаго во смятение), затем ст.17 (воззвах и вознесох - скорое" услышание) и особенно ст.18 (плен был следствием тяжелых грехов) говорят против такого толкования, а также и то обстоятельство, что благодарящие Бога в этой песне побуждают себя идти в храм (который следовательно должен стоять еще) для принесения благодарственной жертвы (ст.13). Если искать определенного исторического положения для происхождения этого псалма, то его можно относить ко времени чудесного спасения Израиля из рук Сеннахерима и сравнивать его с Пс.45 (особ. Пс.65: 5 с Пс.45: 9). Поражение Сеннахерима произвело большое впечатление и на языческие народы; из этого и они могли заключать, что Бог евреев могущественнее их богов, что Он один истинный Бог. Поэтому псалмопевец побуждает всю землю, следовательно, и язычников, признать Бога и прославлять за Его страшное величие (ст.2-4) [161]Чтобы побудить себя к такому признанию, они должны обратить только внимание на великие дела Божий, которые Он совершил в величии Своем (страшен ст.5) [162]; к великой радости евреев Он провел их чрез море и Иордан (ст.6) [163]; Он есть вечный Царь и язычников, упорство коих Он не оставит без отмщения (ст.7) [164]. Поэтому, язычники, признайте и прославьте и вы Бога (ст.8), особенно ввиду недавнего чудесного спасения своего народа, самому существованию коего угрожала (от ассириан) опасность (ст.9) [165] и подвергшегося тяжелому посещению Божию (ст.10-12) [166], теперь же чудесно спасенного своим Богом, в благодарность Которому народ тотчас приносит на месте жилища Его обещанные жертвы (ст.13-15). Но недостаточно однако принесения одних внешних жертв; поэтому благодарный народ соединяет с ними и духовные жертвы хваления; он призывает всех богобоящихся идти ко храму и слушать повествование, в котором приносящие жертвы рассказывают о великих делах Божиих (ст.16); Он скоро услышал взывающих о помощи, и дал таким образом повод к прославлению Его (ст.17) [167]. За такое услышание молитвы и откровение милости должно прославлять Бога (ст.20).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.