Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помощник терапевта






Присутствие второго профессионала в лечебной груп­пе может быть частью контракта, чтобы избежать адми­нистративных трудностей и терапевтических неясностей.

Ко-терапевт (второй терапевт). Второго профессиона­ла в группе можно назвать ко-терапевтом только в том случае, если во всех отношениях он не уступает самому терапевту. Такая ситуация в практике возникает редко. И если возникает, то всегда встает вопрос: лучше ли функционирует группа с двумя лидерами? Часто второй профессионал присутствует потому, что терапевт не хо­чет принимать на себя всю полноту ответственности. Та­кое положение в других сферах медицины встречается крайне редко: о втором хирурге (ко-хирурге) приходится слышать, например, лишь в исключительных случаях, по­тому что опыт показал: дела в операционной идут луч­ше, если все ясно понимают, кто руководит операцией.

Стремление избежать ответственности путем привле­чения второго терапевта часто обосновывается утвержде­нием, что один терапевт представляет отца, а второй — мать. Такие утверждения и теоретически и клинически вызывают большие сомнения: теоретически они чрезмерно самонадеянны, а клинически — наивны. И так достаточ­но трудно понять, что на самом деле происходит в груп­пе, и любое усложнение ситуации может запутать мно­гие положения, которые, возможно, наиболее важны. Опыт свидетельствует, что присутствие ко-терапевта не­редко приводит к «динамическому смятению», которое обычно перевешивает то, что второй терапевт может пред­ложить интеллектуально или терапевтически.

Однако если после учета всех возможных отрицатель­ных последствий терапевт почувствует, что по личным причинам или по причинам, связанным с проведением эксперимента, хочет разделить ответственность лидерства с человеком, не уступающим ему в профессиональном и административном отношении, такого человека правиль­но будет называть ко-терапевтом. Такая ситуация может возникнуть у двух друзей или у двух резидентов, одно­временно проходящих подготовку. Если эта проблема ре­шается на административном уровне или на уровне на­учного руководства, руководитель должен быть уверен, что оба терапевта на самом деле не уступают друг другу. Слиш­ком часто ко-терапевта называют так только из вежливос­ти. Пациенты быстро разбираются в ситуации лицемерия и могут заключить, что в данной группе вообще допусти­мо лицемерие. Такого, разумеется, нельзя допускать.

Иногда возникает аномальная ситуация, когда титул «ко-терапевт» оправдан, хотя один терапевт уступает дру­гому. В одном центре подготовки социальный работник, хорошо разбирающийся в групповой терапии, постоян­но, хотя и на ограниченное время назначался в качестве ко-терапевта к начинающим резидентам. Социальный ра­ботник обеспечивал постоянный состав группы и прове­дение обычных терапевтических процедур, в то время как резидент занимался психиатрической работой с пациен­тами. В этом случае желательно четко определить и раз­граничить ответственность каждого во время группового занятия и сделать так, чтобы все пациенты понимали это разграничение. Поскольку в таком случае оба работника не вмешиваются в сферы ответственности друг друга, но совместно решают вопросы приема или ухода из группы пациентов, их по справедливости можно назвать ко-терапевтами. Но даже в таком случае возможны затрудне­ния при столкновении профессиональной гордости только что назначенного резидента и социального работника.

Помощник терапевта. Однако существуют законные функции, которые может исполнять в группе второй про­фессионал. Ситуация для пациентов яснее, если второй профессионал в административном и профессиональном отношении уступает терапевту, таким образом удается из­бежать описанных выше недостатков, трудностей и про­явлений лицемерия. Терапевту в таком случае легче по­нять, что происходит. Если второй профессионал счита­ет себя обиженным тем, что его называют помощником терапевта, а не ко-терапевтом, его следует освободить от должности.

Помощник терапевта, возможно, выдвинутый на эту роль из наблюдателей, может во время своего учениче­ства многое постигнуть и окажется полезным при выпол­нении некоторых рутинных обязанностей, давая терапев­ту возможность сконцентрироваться на самом важном. В сущности, он будет действовать как «аппарат» группы (глава шестая), в то время как терапевт действует как ли­дер. Таковы административные функции помощника те­рапевта. Во время обсуждений, следующих за каждой встречей группы, он может оказаться очень полезным те­рапевту, указывая на то, что тот упустил или недоисполь­зовал возможности каких-то ситуаций. Это его профес­сиональные функции.

Наблюдатель. Наблюдатели бывают трех типов: про­веряющие, обучающиеся и гости. Проверяющий — это руководитель или другой профессионал, целью которо­го является указать на то, что упустил терапевт, или под­нять вопросы, касающиеся методики. Обучающийся — это коллега с меньшим опытом, чем у терапевта, кото­рому после встречи группы терапевт объясняет, что про­исходило, и на вопросы которого отвечает как можно определенней. Гость — это коллега, который приходит раз или два, чтобы узнать или предложить что-нибудь. Подлинный наблюдатель неделю за неделей — сколько времени его просят присутствовать — хранит полное молчание. Если к нему обращается пациент, он отвечает веж­ливо и недвусмысленно, но не побуждает пациентов включать его в разговор, хотя о нем они могут говорить свободно. Его следует представить по имени и по орга­низации, а также кратко и четко определить его отно­шение к терапевту, например: «Он мой непосредствен­ный руководитель», «Он один из моих учеников» или «Мы вместе были интернами в Иеле, и он хочет уви­деть, чем я сейчас занимаюсь».

Регистратор. Звукозапись пагубна для группы и без нее следует обходиться, если группе не присвоен официаль­ный титул экспериментальной. Следует с осторожностью относиться к заверениям, что пациенты привыкают к зву­козаписывающей аппаратуре и все это не оказывает на них существенного влияния. Многие пациенты также «привыкают» к катетерам или постоянным внутривенным инъекциям, но какое облегчение они испытывают осво­бодившись! Большинство пациентов, перейдя из группы, где велась запись, в группу, где такая запись не ведется, спустя несколько недель испытывают заметное облегчение. Они не чувствуют себя более «субъектами» эксперимента, которым позволено играть роль «пациентов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.