Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терапевт






Добросовестный групповой терапевт готовится в двух отношениях: профессиональном и личном. В професси­ональном отношении он не станет разворачивать терапев­тическую программу, к которой недостаточно подготов­лен, по крайней мере в отсутствие квалифицированного руководителя. Например, он не станет заниматься пси­хоаналитической терапией, трансакционным анализом или психодрамой, если не получил достаточной подготовки в этих сферах или не может найти квалифицированного руководителя. В личном отношении он рассмотрит свои мотивы и укрепится против искушений или потакания собственным слабостям.

Образование. Идеально, если терапевт имеет предвари­тельную подготовку в психоаналитической теории и прак­тике, в трансакционном анализе, в принципах групповой терапии и групповой динамики. Подготовка в области групповой динамики должна исходить из авторитетного источника, поскольку в этой области большинство кли­ницистов такой подготовки не имеет. Обычно считается, что знания индивидуальной психодинамики и некоторо­го опыта в групповой терапии достаточно для занятий групповой динамикой. Но это не так. Групповая дина­мика — особая область науки, которая требует серьезно­го изучения для осуществления эффективного лидерства в терапевтической группе и контроля за ней. В этой об­ласти для клинической компетентности недостаточно ни положений современной клинической литературы, ни знакомства с принципами фрейдовской групповой психо­логии. К несчастью, современный «исследовательский» подход социальной психологии и социологии имеет лишь ограниченную ценность для группового терапевта. Гораздо более уместны и реалистичны работы старых мыслителей, подытоженные Отто Джерке. Для более основательной подготовки терапевт должен также познакомиться с эк­зистенциальной терапией, гештальт-терапией с ее достой­ным похвалы ударением на необходимости наблюдений, с современной юнгианской психологией, с психодрамой и с идеями Триганта Барроу.

Самопроверка. Оптимально терапевт должен обладать не только специальной подготовкой, но и личным опы­том в качестве пациента и в индивидуальной и в группо­вой терапии. Таковы наилучшие условия для обретения уверенности, необходимой для понимания происходяще­го в группе. Почему, например, некоторые пациенты с од­ним терапевтом более возбудимы или импульсивны, чем с другим? Даже если у терапевта не было возможности получить личный опыт лечения, он должен подвергнуть себя безжалостной самопроверке.

Проверка состоит в изучении мотивов, побуждающих начать групповую терапию. Прежде всего терапевт дол­жен выяснить, почему он использует именно групповую терапию, а не индивидуальное лечение пациентов. По­лезно письменно выразить три причины этого. В боль­шинстве случаев это будет правильно и убедительно и составит рациональный, или Взрослый, аспект мотива­ции. Когда это решено, следует записать четвертую и пятую причины. Эти причины могут прояснить очень важные влияния, которые в противном случае не были бы прояснены. Некоторые начинающие обнаруживают, что их ошеломляет перспектива или что их привлекает возможность проявить терапевтическое рвение. Честолю­бивые или «родительские» побуждения следует выделить как составляющие Родительский аспект мотивации. На­конец, терапевт должен настойчиво искать архаические потребности, которые он несознательно (а на самом деле обычно подсознательно) пытается удовлетворить с помо­щью манипуляций и эксплуатации. Они образуют Детский аспект его мотивации, до которого добраться труднее все­го, но который в конечном счете обычно определяет ис­ход терапевтических усилий.

Поправки в ходе работы. Родительский и Детский ас­пекты мотивации (глава 10) воздействуют на терапевта гораздо сильнее, чем он может сознавать. Может потре­боваться несколько месяцев, чтобы он понял, что по­стоянно в своих вмешательствах ведет себя, как тупица, лентяй или брюзга. Может потребоваться еще больше времени, чтобы понять, что почти все им сказанное об­ладает эксплуатирующими свойствами, что характерно для игры, направленной к достижению скрытой цели. В лю­бом случае наиболее продуктивный вопрос не «Играю ли я в игру?», но скорее «В какую игру я играю?» Когда об­наруживается, например, при наблюдении со стороны, что терапевт совершает ошибочные маневры, это не должно удивлять и не должно считаться чем-то необычным; ско­рее, следует видеть повод для озабоченности там, где игра терапевта не может быть четко прослежена, чтобы появи­лась возможность ввести поправки.

Отношение терапевта в данном случае должно быть профессиональным, а не любительским. Он не должен считать свое поведение безукоризненным, пока не полу­чит надежных доказательств этого, но как можно раньше должен установить, в чем именно его поведение откло­няется от идеала, так, чтобы можно было внести коррек­тивы. Его положение аналогично ситуации навигатора: только дилетант считает, что стрелка компаса указывает точно на север; профессионал предполагает существова­ние отклонений и стремится узнать, какие поправки нуж­но внести всякий раз в показания прибора. В этом смыс­ле, прежде чем начинать групповую терапию, терапевт должен «калибровать» себя, чтобы всегда знать, в каком направлении следует вводить поправки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.