Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Держите паузу






Согласитесь, что-то театральное есть в названии этого раздела. И это не случайно. Пауза позволяет сконцентрировать внимание слушателя. Пауза дает возможность сосредоточиться самому. Пауза делает обмен информацией доверительным и серьезным процессом. Пауза позволяет выявить коммуникативные слабости собеседника. Пауза – это то, что угнетает и настораживает, стимулирует на ответ. Пауза может решать самые разные задачи и потому является универсальным «инструментом» в построении общения в целом и ведения диалога в частности.

Предлагаем Вашему вниманию историю из студенческой жизни, ее можно назвать как «Многогранная роль паузы в личной жизни студента»!

Из воспоминаний автора: «Свою дипломную работу я писал на кафедре общественных наук и моим руководителем был сам зав. кафедры. Руководитель кафедры относился ко мне по-отечески! Зачеты и экзамены по общественным дисциплинам сдавались особенно хорошо! Наши отношения строились на взаимном уважении! Как всегда „неожиданно“ нагрянула сессия и началась суета, беготня с зачетами, экзаменами вперемешку со студенческими пирушками и шалостями. Как-то незаметно подошло время экзамена по философии. А подготовленность моя в этот раз базировалась в большей степени на любовь зав. кафедры, чем на знания. В этот день сдача экзамена не предвещала проблем. Я встал пораньше, чтобы с легкостью „проскочить“ экзамен и успеть позагорать на море. Вхожу в аудиторию...!

О! Ужас! Принимает экзамен другой, вернее другая преподавательница! Ну, что? Приплыли? Нет твоего шефа, заболел! «Злопыхали» сокурсники. Это как бы выглядело, его лучший ученик и не сдал экзамен на его же кафедре? Отступать было некуда! С уверенностью обреченного взял билет и пошел готовиться. Уж не вспомню, что за вопросы там были, но по спине стекала предательская капля «нервного» пота! Я встал и пошел к столу с ясным желанием отказаться от сдачи экзамена в этот день. Но вот! Она – незапланированная, первая пауза! В аудиторию «впорхнула» секретарь из деканата и разговором отвлекла преподавателя. Я спокоен, потому что решил, – сдавать сегодня не буду. Безмятежно изучаю билет и вижу, что слабо, но знаю второй вопрос, ну а третий – достаточно хорошо. В это время экзаменатор жестом приглашает меня присесть, а сама продолжает разговор с секретарем. Уходить не удобно – сдавать экзамен? Но я же не написал даже тезисов, как отвечать? Снова начинаю нервничать. Ситуация! – Уже сижу перед экзаменатором и вдруг стану махать руками и откажусь от сдачи? И тут короткая фраза – «как выстрел в сердце»! – «Отвечайте, я слушаю!» – лишает возможности для отказа, и «воскрешает» меня из полуобморочного состояния. По какой-то счастливой случайности начинаю с третьего вопроса, что совершенно против правил нашего ВУЗа. Что-то мямлю, но получается убедительно, хотя понимаю – еще минута и «забуксую!»

И вдруг от полного отчаяния бессовестно выдумываю цитату якобы от Тацита и пытаюсь ее обосновывать. Экзаменатор поднимает на меня удивленные глаза... «Вы читали Тацита? Тацит – этого, сказать не мог!» Я возражаю, какими то междометиями, и вижу – Попал! Куда то попал, а вот куда?

Надо сказать, что даже в «философской энциклопедии» Советских лет о Таците Вы не найдете ни слова! И я подсознательно рассчитывал, что молодая преподавательница может и не знать о таком философе и историке. О его существовании я узнал из фильма «Красное Черное» по Стендалю. Там Этьену Сорелю дарят четырехтомник Тацита. В общем, положение мое просто отчаянное! И тут замечаю, моя экзаменатор «разошлась» и щебечет как «соловей летом»! Видимо я случайно попал в ее «конек!». Сам же молчу, держу паузу (вторую и самую значимую!) прямо по Станиславскому, изредка подстегивая энтузиазм моего экзаменатора многозначительными почти междометиями –...ну почему же?...возможно!.. я так и предполагал!..а Вы как считаете?...какая верная мысль...! И т. д.! Сдача экзамена затянулась почти на целый час! И вот концовка. Неожиданно опомнившись, экзаменатор смотрит на часы! С ужасом констатирует незаметно пролетевшее время! Ставит мне в зачетку отметку – «хорошо»! Я пытался возражать! Нет, нет – я потратила на Вас столько времени... да, предмет Вы знаете, но «пять»? Нет, не могу! Я же не слышала Ваши второй и третий ответы! Помню плохо, как вышел из аудитории. Но это еще не «финиш»! Мой «Позор» был «отмщен» и перед сокурсниками! Как? Открываю зачетку! Читаю! Предмет такой-то! Количество прослушанных часов – столько-то! Оценка прописью «хорошо»! Дата – такая – то! Фамилия принимавшего экзамен,...и валюсь с ног – Экзаменатор в этой графе написала мою фамилию в женском роде и в последней графе расписалась! Все вокруг взорвалось всеобщим ликованием по поводу такой скоропостижной «женитьбы»! Снова гордо держу уже в третий раз эту «волшебницу» – паузу, давая насладиться комичностью ситуации моим сокурсникам.

Вот Вам, «Пауза»! Вспоминая эту историю, иногда говорю – «Пауза, сделанная Вами, дает судьбе время для принятия правильного решения»!

Мы видим в этой истории и эмоциональное провоцирование, и роль пауз, и внутренние установки и привычные «штампы», довлеющие на собеседника. И подтверждение известной истины – говорите о том, что интересно не Вам, а собеседнику. Дай говорить собеседнику и стимулируй такую активность.

Все уже известные закономерности лидерства справедливы для любых социальных групп. В том числе и дружеских компаний, и студенческих групп и трудовых коллективов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.