Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение экономики, политики и права.






Политика – это деятельность организаций, входящих в политическую систему общества, направленная на формирование и осуществление политической (государственной) власти.

Экономика – это система отношений в сфере производства, распределения и обмена материальными благами.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных создаваемых и обеспечиваемых государством юридических норм, регулирующих общественные отношения.

 

Существует две точки зрения на их соотношение:

  1. Сформулирована К.Марксом, который утверждал основополагающее значение экономики, как базисного явления по отношению ко всем надстроенным явлениям, к которым относится и политика и право. Преобразования в экономике влекут изменения в политике государства и в праве. Экономические процессы - динамичны, а социальная жизнь статична.
  2. Приоритет политики по отношению к экономике, т.к. политика намечает пути и средства решения, стоящих перед обществом задач. Политика влияет на экономику троякими способами: ее деятельность соответствует развитию страны; либо ускоряет ее; либо тормозит. В третьем случае происходит кризис отношений между экономикой и политикой, результатом этого становится смена государственно-политического строя.

 

Право всегда вторично по отношению к политике и экономике. Оно производно от политики и служит средством ее влияния на экономику. Право – инструмент воздействия государства на все стороны как общественной жизни, так и экономического развития государство. Право объективирует, осуществляет и охраняет политические интересы и тем самым выполняет свою роль.

31.Правовая политика: понятие и основные приоритеты.

правовая политика, это обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов, сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.

Правовая политика

может быть успешной при условии еѐ соответствия принципам: социально-

нравственной обусловленности, справедливости, научной обоснованности и

реалистичности, легитимности, гласности, сбалансированности интересов

личности, государства и обществ, соответствия национальному праву и

международным стандартам.

 

Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии Российского

общества, ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют еѐ приоритеты.

 

Приоритетами правовой политики являются:

– преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление еѐ координирующей

роли на основе общенационального представительства;

– борьба с бюрократизмом и коррупцией. Устранение отчуждения власти от

насущных интересов населения;

– выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем

федерального устройства;

- четкое разграничение правотворческих полномочий между федеральными

органами, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;

– поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;

– улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение

профессионализма законодателей и правоприменителей;

– устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их

реального использования. Усиление моральных аспектов в правовой политике и

стимулирование социальной активности личности;

– укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

32.Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается социальное назначение права.

 

Виды функций права:

  1. общесоциальные

· культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности достижения человека (демократия, права человека, законность, социальная справедливость, правоспособность и др.)

· информационно-ориентирующая – нормативно-правовые акты и иные источники права содержат в себе информацию о последствиях тех или иных поступков

· воспитательная – происходит формирование у участников общественных отношений убежденности, целесообразности и справедливости предлагаемого порядка управления

· социальный контроль – происходит через стимулирование, поощрение и др.

 

В литературе выделяют функции права по сферам действия:

· экономическая

· политическая и др.

  1. специально юридические – это направление воздействия права, выражающее его сущность как государственного регулятора общественных отношений. С помощью юридической функции происходит упорядочение общественных отношений.

 

· Регулятивная функция- это направление правового воздействия, отражающее организацию отношений с помощью юридических приемов и средств (дозволений, поощрений, льгот и т.д.)

a. Регулятивно-статистическая функция – это закрепление в нпа основ конституционного строя, форм государства, порядка формирования и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, форм собственности, правового статуса граждан, ЮЛ и иных субъектов права

b. Регулятивно-динамическая функция – обеспечивает различные процессы (гражданский и торговый оборот, трудовые, финансовые отношения)

· Охранительная функция – это функция негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивной функции, охрана нарушений права в целом. Ее задача - предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав.

 

Обе функции взаимодействуют между собой в процессе правового регулирования общественных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.