Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.






Основоположниками теории разделения властей считаются Джон

Локк («Два трактата о государственном правлении»), Ш. Монтескье («О духе

законов»).

 

Разделение властей необходимо для того, чтобы ни одна социальная группа,

ни один орган государства не смогли узурпировать власть и использовать ее

исключительно в личных или корпоративных интересах. Каждая из этих властей

занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет

свойственные только ей задачи и функции. Формально юридически это

выражается в четком разделении компетенции.

 

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное Локком и Монтескье, заключается в том, чтобы ни одна социальная группа, ни один орган государства не смогли узурпировать власть и использовать ее исключительно в личных или корпоративных интересах, необходимо разделить госу­дарственную власть на законодательную (избранную народом и при­званную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания винов­ных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах.

 

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении конкретной государственной власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право приме­нить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Дея­тельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

 

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отне­сти сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Прави­тельству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммер­ческой деятельностью.

 

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средст­ва, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на за­щиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состяза­тельности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые за­прещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничи­ваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозво­лено только то, что прямо разрешено законом».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.