Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Интерактивный блок общения






(игры на взаимодействие)

Угол падения равен углу отражения

Закон

Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках людей, окружающих нас. Человек постоянно находится в системе взаимных действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить общение удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее планирует и просчитывает их. С этой точки зрения сам процесс человеческих взаимодействий напоминает партию в шахматы.

Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры.

В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников: СОДЕЙСТВИЕ (действия, эффективно способствующие достижению результатов); ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия), БЕЗДЕЙСТВИЕ (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).

Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий.

Игры интерактивного блока отличаются от предыдущих, прежде всего, тем, что развитие групповой активности основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться. Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным.

Одним из важнейших условий в этом направлении является знание личностью своих сильных сторон в сотрудничестве. Кто же я: лидер или статист? Могу ли я отстоять свою точку зрения или спасую? Имею ли мужество признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации? И много других вопросов. Ответы на эти вопросы получают участники игр в ходе тренинга.

Упражнение 1. Кораблекрушение

В данной игре выявляются лидерские способности участников, характер взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой потенциал группы.

Форма игры: индивидуальная, парная, групповая.

Задание: Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и оказались в лодке посреди Тихого океана. Все, что осталось у вас - это 15 предметов. Ваша задача: выбрать самые необходимые предметы, чтобы спастись с их помощью.

Ситуация 1. Один в лодке (табл., графа 1). Проанализируйте эти предметы по степени важности. Напротив самого важного предмета проставьте цифру 1, напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время заполнения 5-7 минут.

Ситуация 2. Двое в лодке (графа 2). Вы спаслись вдвоем. Проделайте аналогичную работу. Причем результаты ранжирования должны быть одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время работы 10 минут.

Ситуация 3. Все в лодке (графа 3). Попробуйте прийти к общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего спасения. Время-12 минут.

Предметы в лодке В лодке Эксперты Ошибки Лидерство
  один двое все   одного двух всех  
                 
Секстант                
Лупа                
Канистра с водой (пресной)                
Москитная сетка                
Аварийный запас продуктов - 1 ящик                
Карта Тихого океана                
Надувная подушка                
Канистра с горючим (8 литров мазута)                
Транзисторный приемник                
Светонепроницаемый пластмассовый лист                
Медицинский спирт (1л)                
Нейлоновый шнур (10м)                
Коробка шоколада                
Рыболовные снасти                
ИТОГО:                

Обработка результатов. Прежде всего, мы должны записать, как ранжируют эти предметы эксперты - специалисты по спасению людей (графа 4): лупа (1 по значимости и т.д.), канистры с пресной водой, аварийный запас продуктов - жизненно необходимые предметы; коробка шоколада, светонепроницаемый лист, рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт - менее важные; надувная подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный приемник, средство для отпугивания акул, секстант - бесполезные.

Эксперты считают, что в первую очередь необходимо подать о себе знать. Для этого нужно вылить мазут за борт, отплыть на безопасное расстояние, лупой навести солнечный луч на пятно мазута, и поджечь его. Столб черного дыма виден на расстоянии 40-50 км. Теперь вам понадобится пресная вода, продукты, шоколад и т.д.

Подсчёт ошибок. Высчитайте разницу (из большего вычесть меньшее) и занесите разницу в графу 7.

Подведение итогов. Подсчитайте итоговые суммы по графам 5, 6, 7 (отдельно).

Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая сумма превысила 60 баллов, то - увы...

Для оценки лидерских качеств (графа 8), необходимо высчитать разницу между " ошибками всех" и " ошибками одного" (графы 5, 7). Запишите результаты и общий итог. Вы набрали:

- менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

- 20 30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

Упражнение 2. Сказка о тройке.

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание: тройка должна выработать общее решение - в какой цвет покрасить забор (или назначить место встречи и т.д.). Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного из каналов восприятия или передачи информации:

- А – игрок А слепой, зато он слышит и говорит;

- В – игрок В глухой, но может видеть и двигаться;

- С – игрок С паралитик: он все видит и слышит, но при этом не может двигаться и говорить.

Для полноты ощущений предложите участникам завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу и т.д. А вот теперь - за переговоры!

Упражнение 3. Антикиллер (мафия).

Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Все закрывают глаза - " наступила ночь", а киллер указывает ведущему, кто из игроков станет жертвой. " Утром" ведущий сообщает, кто убит. Игрокам предстоит найти среди них киллера. При этом должны соблюдаться два условия:

Одновременно должны два человека заявить свои версии на то, кто является киллером.

Выступления этих правдоискателей сопровождается словами: " Я хочу сделать признание...".

Возникают следующие варианты развития сюжета:

а) оба игрока называют одного и того же человека - киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер " умирает" - покидает круг, но в ближайшую ночь он назначает своего преемника;

б) оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером (о чем знает он сам и ведущий).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.