Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы лидеров.






Первым исследователем лидерства был Платон. Он предло­жил следующие типы лидеров в зависимости от их функций: во­енные начальники и руководители ремесла, земледелия.

В современном менеджменте функциональный подход к лидерству остается актуальным. Практически каждая из функций менеджмента одновременно и лидерская функция: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но, прежде всего лидерство обусловлено так называе­мыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимо­действие функций. К ним относятся процессы принятия управ­ленческих решений, коммуникации, технологии управления персоналом.

Если в качестве критерия взять роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом:

Ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят с опытом.
Организаторы групп. Отличает знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах.
Исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив.
Дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и уме­ют разрешать проблемы с глазу на глаз
Генераторы идей. Ориентация на новые задачи, содействие пере­довому, интуиция, синтез знаний, самокритич­ность.
Продавцы идей. Предприимчивость, свежий взгляд на уже зна­комые факты. Контроль своих и чужих эмоций.
Синтезаторы. Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им от­крыть нечто новое.
Разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации.
Реакторы. Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями.
Коммуникаторы. Отличает высокая коммуникабельность, уме­ние слушать людей. Хороший учитель одновре­менно коммуникатор.
Исследователи. Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, прово­дить эксперименты.
Следопыты. Те, кто идут в одном направлении. Перед ними ставишь задачу, а они сами выбирают методы ее решения и находят последователей.
Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и использовать.
Организаторы. Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

Приведенные типы лидерства представляют собой идеаль­ные модели. Перечень их может быть иным, если взять другой классификационный признак, например уровень этики. Реаль­ные модели лидерства есть сами лидеры со своими системами инструментов лидерства, этических норм и деловых качеств.

Историческими моделями всеохватывающего лидерства ста­ли образы пророков: Иисуса, Мухаммеда, Моисея, Будды. Исто­рическим прототипом идеального лидера оказалась драматиче­ская личность, которая даже в одиночестве выполняет свою миссию по мобилизации людей на познание новых ценностей.

Это представление нашло свое подтверждение в исследова­ниях исторически первых форм правления: старейшины рода, вожди племени, восточные деспоты, политические лидеры ан­тичных городов-государств — все они были облечены абсолют­ным авторитетом. Процессы общественного развития способст­вовали возникновению понятий социального статуса лидера и иерархии в системе лидерства.

Однако революции XVIII—XIX веков деперсонифицировали концепцию авторитета. Власть стала предписываться и опреде­ляться конституцией и законами. Ею облекалась не личность, но должность, сфера действий и должностные обязанности регла­ментировались законодательными актами. В результате были ус­тановлены границы персонального влияния. Следующим шагом явилось создание теории о непостоянстве человеческого поведе­ния, которая затем приняла форму теории социального взаимо­действия. Лидерство воспринималось и изучалось не как фикса­ция черт, биологически присущих некоторым индивидам, а как роль, которая удовлетворяет взаимные ожидания лидеров и по­следователей.

Акцент на взаимодействие привел к некоторым крайностям. Роль лидера ставилась в прямую зависимость от меняющейся си­туации. Предполагалось, что лидеры всегда, скрыто и явно, от­бираются своими сторонниками в зависимости от потребностей ситуации в их группах.

Глубокое понимание проблемы лидерства открылось через на­блюдения и эксперименты в малых группах. Американские исследо­вания малых групп проложили путь особой когнитивной социаль­ной психологии, не интересующейся индивидуальными лидерами, большими и малыми, но делающей акцент на процессах группового взаимодействия и взаимопознания лидера и последователей.

 

Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля

2.1

  1. В чем суть лидерства?
  2. Отличия лидерства от менеджмента предпринимательства?
  3. Что общего между управлением и лидерством?
  4. В чем отличия власти от прав и полномочий. Назовите источники власти и ее границы?
  5. Дайте сравнительный анализ концепций и типов власти в рамках эффективного лидерства?
  6. Приведите характеристику основных элементов лидерства во взаимосвязи с его типами?
  7. Проанализируйте практическое применение этических принципов лидерства?
  8. Подумайте еще раз, в чем природа лидерства, чем отличается лидер от своих последователей?
  9. В чем отличие взглядов на лидерство Конфуция от современных представлений?
  10. Дайте характеристику приведенной в этой главе модели лидерства?

 

___________

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.