Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власть как основа лидерства






Власть исследовалась в XX веке преимущественно социоло­гами, политиками и философами. В контексте лидерства и ме­неджмента ученые избегали этой проблемы. Тем не менее, каж­дая организация может быть рассмотрена как система власти. Без власти не могут взаимодействовать элементы лидерства.

В практическом менеджменте власть часто ассоциируется с правами и полномочиями, но власть — это реальная возмож­ность их использовать, это способность и возможность влиять на людей независимо от их согласия. Власть конкретизирована ее носителем и обстоятельствами, поэтому она имеет относитель­ный характер. Обладающий большой властью менеджер теряет ее, садясь в кресло дантиста.

Власть имеет различные источники:

— должность или полномочия;

— личность или авторитет;

— культура или менталитет;

— внешние источники.

Власть на основе должности носит формальный характер и зависит от положения должности по отношению к целям орга­низации, от заменимости должности. На силу этой власти влияет то, насколько должность представляет свободу маневра или ка­кова область принятия решений. Власть личности основана на ее авторитете и взаимном признании личностей. В основе автори­тета находится «настройка» качеств человека на решаемые им за­дачи и характеристика соответствующей ситуации, а также при­знание этих качеств другими людьми, которые причастны к ре­шаемым задачам.

Более загадочным и менее структурированным источником власти является корпоративная культура. Она развивается на осно­ве межличностных, часто неформальных коммуникаций, благодаря устному общению, общности целей и на основе фирменного стиля лидерства. Влияние культуры на власть имеет тонкие формы, оно основано на этике бизнеса и общепринятых ценностях.

Внешние источники власти возникают в результате деятель­ности законодательных и исполнительных органов государства. К таким источникам можно отнести и поставки материалов, сырья, полуфабрикатов (например, текстильная промышленность зависит от поставок шерсти и хлопка).

Власть имеет границы. Концентрации власти ставятся барьеры. Объем власти в одних руках ограничивается:

— должностными обязанностями, делегированием полномочий, правовыми нормами;

— границами самой организации;

— возможностью унизить находящихся у власти — обычно не уважают тех, кто обладает властью, но продолжают покорно следовать их распоряжениям;

— временем и силами;

— границами признания власти последователями лидера или другими людьми[1].

Самую значительную власть заключают в себе те лидеры, которые успешно согласовывают цели сотрудников с целями группы, а цели группы — с целями организации.

Наука о власти называется краталогией. Для нее характерно многообразие концепций власти.

Поведенческая концепция: власть определяется через отношения между социальными группами, которые позволяют одной группе изменять поведение другой. Власть здесь выступает как средство регулирования поведения в обществе или организации.

Функциональная концепция: власть определяется через способность группы аккумулировать интересы организации и влиять на процессы в пользу всей организации. Власть здесь выступает как система ресурсов, реализация которых направлена на достижение общих целей.

Социально-философская концепция: власть представляется; особым видом деятельности, который реализуется силами воздействия на сознание через формирование общественного мнения. Общественное мнение — основная сила, из которой возникает господство. Когда мнения противоположны, общество расколото, такая власть не складывается, тогда власть порождается грубой силой. Однако истинная власть есть проявление духовной силы.

Концепция О. Тоффлера: власть определяется силой, богатст­вом и знаниями, которые связаны в единую систему. Сила есть инструмент принуждения, негативное средство. Она лишена гибкости, функционально ограничена. Качество власти обес­печивается материальным богатством. Но оно дает как поло­жительные, так и негативные средства (инструменты) власти. Высший уровень качества власти обеспечивается знаниями, ин­формацией. В современном управлении они подчинили силу и богатство. Власть силы изживает себя, так как есть деньги. Это более современный, чем силовое давление, инструмент, а пре­восходство капитала, денег возможно лишь до появления и раз­вития информационных технологий, реальную власть при кото­рых дает контроль над информацией.

Господствующая система взглядов на власть определяется требованиями доминирующего стиля лидерства. Власть основана, прежде всего, на тех элементах, на тех знаниях и той информа­ции, которые наиболее значимы для доминирующего успешного стиля лидерства успешно действующих компаний.

Существуют три базовых типа власти, каждый из которых имеет свои источники.

Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем.

Экономическая власть: ее источником является имуществен­ное неравенство, отношения собственности.

Духовная власть: источник — культурное неравенство.

Базовые типы при своем взаимодействии порождают на практике вторичные типы власти. Так, например, взаимодейст­вие экономической и статусной власти дает вторичный, админи­стративный тип власти, то есть власть чиновников над граждана­ми, власть руководителей над сотрудниками.

Рассмотрим, как используется власть в рамках эффективно­го лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последовате­лей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возмож­ность ее использования обратно пропорциональна уровню, за­нимаемому лидером в организации.

Власть примера является во многих случаях причиной при­знания и последующего обожания лидера последователями.

Харизма. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, но для этого лидеру необходимо найти своих обожателей, а не наоборот. Право на власть приобретается лиде­ром в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации связана с умением лидера обобщать на своем уровне разные информационные потоки.

Все большее значение приобретает власть общения, «связей», реализуемая, в частности, путем создания так называемых сете­вых структур, способствующих поддерживанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста на ос­нове неформальных коммуникаций организации.

Принятие решений источник власти лидера на этапе по­следнего слова, которого, как правило, ждут от него последова­тели. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех этапах принятия решений, а также высо­кий уровень решительности у самого лидера.

Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных типов и источников власти.

Власть как основа лидерства проявляется через влияние. Более того, сам термин власть обозначает, прежде всего, то влияние, которое включает не только экономическую сферу и рыночную конкуренцию. Восприятие власти имеет различные углы и позиции. Реальное поведение претендента на роль лидера должно быть обусловлено многими аспектами власти, о которых уже было сказано в этом параграфе. Властные взаимосвязи имеют в каждой группе определенную сеть. Они окутывают всю организацию не только иерархическими ветвями, но и теми невидимыми и не обозначенными формальными процедурами нитями, которые создают сеть неформальных коммуникаций. Можно говорить о микровласти, которая опирается на игру временных сил. Формальная микровласть обуславливается выполнением определенных поручений, заданий, проектов, программ.

Концепция микровласти исходит из того, что разумными лидерами в организации являются не только ее стратеги, высшие менеджеры. Таким лидером на время может стать каждый сотрудник из числа послушных и лояльных исполнителей решений, если ему делегированы необходимые полномочия и поставлены определенные задачи. Понятие микровласти включает взаимоотношения между сотрудниками внутри группы и группами (подразделениями) внутри организации (предприятия).

Макровласть характеризует взаимосвязи организации и ее внешней среды. Она имеет дело с поставщиками, клиентами и конкурентами, инвесторами и чиновниками, профсоюзами, не говоря уже о покупателях и рынке рабочей силы. Стратегия макровласти опирается на умение использовать внешние силы на благо организации, а также на желание удовлетворять потребность внешних участников деловых отношений.

Мы изучаем в этой книге прежде всего хозяйственное лидерство на основе использования микровласти, лидерство в группе, командное лидерство. Тем не менее обозначим те стратегии, которые могут использовать топ-менеджеры в рамках реализации макровласти.

Во-первых, предприятие может настраивать интересы одних против других. Например, требование авиадиспетчеров повысить заплату может быть противопоставимо требованиям пассажиров обеспечить качество обслуживания. Каждое предприятие имеет более конкретные примеры.

Во-вторых, предприятие может активно использовать стратегию регулирования информационных потоков. Такая стратегия позволяет управлять знаниями, манипулировать ожиданиями, влиять на будущее, а также на результат работы сегодняшнего дня. Оптимальное использование этой стратегии состоит в том, чтобы каждая группа чувствовала: она получает максимум из того, что возможно. Однако если окажется, что, например, собственники на самом деле тайно получают прибыль и обманывают наемных работников, то возможны увольнения квалифицированных специалистов, взрывы возмущений, и говорить о лидерстве здесь не приходится.

В-третьих, речь идет о стратегии решения каждой проблемы в отдельности по мере ее возникновения. Такая стратегия лидерства на практике встречается очень часто, но она не практична для динамичной информационной экономики. Вместо того, чтобы справится с проблемами решительными комплексными действиями, вначале решаются финансовые проблемы, затем укрепляются основные фонды, качество продукции или рыночные позиции. На самом деле эти проблемы взаимообусловлены и последовательное преодоление барьера за барьером порождает только новые барьеры.

В-четвертых, весьма смелой является стратегия диверсификации, которая приемлема для уверенных в себе топ-менеджеров. Такая стратегия лидерства опирается на силу знаний рынка.

Она предполагает переход на совершенно порой не свойственные технологии. Например, вместо выпуска бетономешалок одна немецкая фирма перешла на производство программных продуктов для обеспечения работы диспетчерских служб, строящихся в Китае международных аэропортов. Такое стратегическое маневрирование опирается на разветвленную структуру власти и все ее компоненты. В этом случае оказываются задействованы все элементы лидерства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.