Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы разработки БП.






1. определение целей его разработки. На этом этапе методом мозгового штурма определяют какие цели должны быть решены БП, причем цели ставятся как внешние так и внутренние. На этом же этапе исходя из целей проводится анализ внешней и внутренней среды.2. точное определение своих целевых читателей.3.определяется структура создаваемого документа.4. Осуществляется сбор информации к каждому из разделов БП.5. составление и печатание БП6. оформление БП7. экспертиза БП8. Презентация БП

Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана это тот состав разделов и пара­графов и их наименований, которые и входят в него. Четко установленной нормативными актами структуры бизнес-плана не существует, кроме как для предприятий, попада­ющих под банкротство. Сама структура бизнес-плана зави­сит от многих факторов типа, вида бизнес-плана или биз­нес-линии, нового вида бизнеса или имеющегося. Однако наука и практика за многолетний период выработали при­мерную структуру бизнес-плана, которую используют боль­шинство предприятий.

1. Титульный лист: Заголовок плана: Дата его подготовки, Полное название и адрес фирмы, Имена и адреса учредителей, Для кого подготовлен план, Суть предлагаемого проекта, Стоимость проекта, Ссылка на степень секретности.

2. Вводная часть (резюме): Основные положения предлагаемого проекта

3. Анализ по­ложения дел в отрасли: Текущая ситуация и тенденции ее развития, Потенциальные конкуренты, Потенциальные потребители.

4. Производст­венный план: Планирование производственной (продукто­вой) программы, Планирование производственного процесса, Планирование числа рабочих мест, Планирование потребности в помещениях и инфраструктуре, Планирование технологий, основного и вспо­могательного оборудования и оснащения рабо­чих мест, Планирование производственных ресурсов.

5. Организаци­онный план: Юридическое обеспечение проекта, Организационная структура управления, Планирование трудовых ресурсов, Планирование фонда оплаты труда.

6. План марке­тинга: Планирование продвижения товаров и услуг, Планирование каналов сбыта, Планирование цен на товары и услуги.

7. Оценка рисков и страхование: Оценка рисков, Планирование минимизации и защиты от рис­ков.

8. Финансовый план: План доходов и расходов, План денежных поступлений и выплат, Балансовый план, Точка самоокупаемости, План по источникам и использованию средств.

9. Приложения: Письма, Копии контрактов, лицензий и т.п., Копии документов, из которых взяты исходные данные, Прейскуранты поставщиков и пр.

Содержание разделов БП

Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание: заголовок плана; дата его подготовки; кто подготовил план, полное имя и адрес фирмы, а также имя предпринимателя и его домашний телефон; для кого подготовлен план; иногда рекомендуют включить в титульный лист за­явление о том, что содержащиеся в документе сведе­ния не подлежат разглашению, — так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необ­ходимо выделить подзаголовки наиболее значимых пара­графов плана. Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель. Структура резюме должна состоять из трех частей: введение включает цели плана, коротко выражен­ную суть проекта; основное содержание, сжатое описание всех ключе­вых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проек­та, источники финансирования и т. д.; заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основ­ных способов действий предпринимателя. Для составления резюме чрезвычайно важно правиль­ное представление о его содержании. Резюме должно быть кратким, обычно на 3-4 страницы, но лучше, если резю­ме поместится на одной странице. Резюме — это ключе­вая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предпри­ятие уже существует и прошел определенный путь раз­вития. Информация данного раздела в основном пред­назначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, кото­рых фирма достигла в прошлом, достижения работни­ков фирмы. Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был ос­нован, каковы основные этапы его развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как рас­пределены основные роли в фирме.

Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше если это будет сделано в количественных показателях. Характеристика предприятия в базовом и планируемом периоде. Общие сведения о предприятии приводятся в его визит­ной карточке. Они содержат следующие данные: название предприятия; юридический адрес, телефон, факс; даты со­здания и расширения предприятия; статус и ИНН пред­приятия; структура капитала предприятия; номера рас­четного и корреспондентского счетов и реквизиты банка, в котором они открыты; состав руководства предприятия; данные об образовании и квалификации основных специа­листов и менеджеров; организационная структура пред­приятия.

В данном разделе необходимо представить структуру производства и стоимость реализации товарной продук­ции за последние 3-5 лет. На планируемый период долж­ны быть приведены данные расчета об объемах и стоимос­ти реализации товарной продукции в целом и с разбивкой по каналам реализации. Описание продуктов/услуг. И сам предприниматель, и его инвесторы должны точ­но знать, какие продукты и услуги планируется предла­гать рынку. То есть бизнес-план должен включать деталь­ное описание будущего товара.

Вопросы, которые относятся к описанию товара (про­дукта/услуги), могут представлять собой следующий пере­чень.

1. Конкурентное описание товара и способов его приме­нения. При этом свойства товара должны быть сопряже­ны с потребностями его потенциальных покупателей.

2. Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или умень­шаться, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?

3. Каков уровень защиты товара, то есть, располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, за­регистрированной товарной маркой и т.п.?

В описание товара, как уже подчеркивалось, должно входить не только перечисление химических, физических, механических и т.п. свойств — то есть собственно свойств товара, но и его дизайн, упаковка. Необходимо объяснить, почему покупатели выберут именно данный товар, а не продукт/услугу конкурентов (то есть, какие конкурент­ные преимущества применения имеет именно предлагае­мый товар?). Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Многие российские предприниматели склонны недооце­нивать опасности конкуренции. Однако даже если фирма – единственный производитель и продавец в отрасли, она не­минуемо сталкивается с конкурентными силами, ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, конкуренция со стороны товаров-заменителей, по­ставщиков (продавцов), клиентов (покупателей).

Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одной из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке являются иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизай­ном товара. Следовательно, в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать не к домо­рощенным рецептам и отжившим представлениям, а к ап­робированным в международной практике конкурентным стратегиям, в том числе и в первую очередь к тем, кото­рые были предложены профессором Портером: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование.

В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стра­тегии и их конкретное применение.Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринима­телю нужно решить:

♦ Как лучше реализовать ее?

♦ Что нужно для реорганизации структуры предприя­тия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.)?

♦ Какой должна стать финансовая структура, необхо­димая для осуществления стратегии?

♦ Нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет о уже действующем предприятии)? Если тради­ционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться? Анализ положения дел в отрасли и рынков сбыта. Описывая отрасль, важно показать абсолютные разме­ры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он цик­лическим и сезонным колебаниям и т.д. Необходимо опи­сать своих конкурентов; долю рынка, которую они захва­тили; сегменты, на которые ориентируются; учесть другие отраслевые факторы.

Важно сделать вывод об общей привлекательности рын­ка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продук­ции. Она должна быть выражена как в денежном, так и в показателях физических единиц. Задачей исследования и анализа рынка является подтверждение возможности сбы­та намечаемой к производству продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в рамках проекта. С этой це­лью намечаются мероприятия по закреплению постоян­ных потребителей продукции и услуг и выявлению потен­циальных. План производства. Производственный план отражает производственный процесс и его сервисное обслуживание, в частности сторонними организациями с выделением их доли. Целесооб­разно дать оценку трудоемкости его этапов.

Если объектом бизнеса является продукция, то раздел начинается с описания производственного процесса. При этом необходимо отразить потребность в земельных участ­ках, отдельных производственных помещениях и их пло­щадях, а также производственную площадь хозяйства в целом. Необходимо указать потребность в дополнитель­ном технологическом оборудовании и технике, а также в оборотных средствах.

Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то раздел начинается с описания технологических переде­лов производства.

В разделе определяются состав производственногс пер­сонала, квалификационные требования к нему.

Помимо технического описания план производству дол­жен включать экономические расчеты издержек производ­ства. Кроме этого должны быть даны ответы на следую­щие вопросы:

1. Каковы основные методы производства и техноло­гии?

2. Какова общая структура производственного процес­са, операции по выпуску товара? Возможно л^ дос­тижение преимущества в операциях? Структур/ про­изводственного процесса лучше показать при помо­щи схемы производственных потоков.

3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто основные поставщики фирмы? Указать их имена и адрес!.

4. Какие мощности необходимы для организации производства? План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные пцги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана. План маркетинга — это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли. В этом разделе должна быть со­блюдена четкая ориентация на потребителя.

Если объектом бизнеса является предприятие или СХЦ, то рекомендуется разработать стратегию его развития. При этом разрабатывается план маркетинговых действий, вклю­чающий товарную, ценовую, сбытовую политику, сервис­ное обслуживание и др.

Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, кото­рые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платежеспособный спрос на свой товар.

Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и давать ответ на следующие вопросы.

1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? На какой из сегментов рынка намере­но ориентироваться предприятие?

2. На какое место (долю) в данном сегменте рынка мо­жет претендовать бизнес? Определяя свою позицию на рынке, намерена ли фирма потеснить конкурен­тов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?

3. Какова основная методика расчета цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выб­ранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?

4. Какие каналы распространения товаров будет ис­пользовать фирма?

5. Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров? Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственно­сти, выбранной фирмой, вопросами руководства, распре­деления полномочий и ответственности, типом организа­ционной структуры фирмы.

Приводится организационная структура будущей орга­низации. Даются сведения о количестве персонала и рас­ширении штата, обучении подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.

В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления организацией. Объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах совета директоров. Анализиру­ются знания и квалификация всей команды в целом.

В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкет­ные данные и характеристики приводятся в Приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотива­ции ведущих руководителей. Финансовый план. Финансовый план является важнейшей составной ча­стью бизнес-плана. Основные показатели финансового пла­на: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестои­мость и т.д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план де­нежных поступлений и выплат, балансовый план на пер­вый год. При составлении финансового плана анализи­руется состояние потока реальных денег (потока налич­ности), устойчивость организации, источники и исполь­зование средств. В заключение определяется точка без­убыточности.

Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание.

1. Предполагаемая система финансирования и ее ин­струменты: будут ли это банковские кредиты, век­селя, облигации, опционы, простые и привилегиро­ванные акции и т. д.

2. Величина процентов и основных выплат по долгу.

3. Гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений. Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесенные с соответству­ющими среднеотраслевыми показателями.

4. Список текущих кредиторов фирмы (если ози су­ществуют), суммы и сроки выплат по кредитам.

5. Налоговые преимущества, которые могут быть получе­ны при том или ином способе финансирования бизнеса.

7. Учёт инфляционных процессов при анализе эффективности проекта

Задача планирования и анализа эффективности инвес­тиций в условиях России требует от экспертов использо­вания моделей, позволяющих корректно описать процесс формирования денежных потоков. Одним из наиболее важ­ных факторов, который необходимо учитывать в процессе расчетов, является инфляция.

Существуют, по меньшей мере, две основные причины, почему это следует делать: 1) глубокие структурные изменения в ценообразовании, которые приводят к тому, что годовые индексы инфляции по разным группам товаров и услуг различаются иногда в несколько раз 2) целесообразность учета факторов времени, таких, как задержки платежей, время производ­ства и сбыта продукции, а также условия создания и ис­пользования производственных запасов. Влияние этих фак­торов на формирование денежных потоков при высоком уровне инфляции многократно возрастает и пренебрегать ими при расчете в реальных (текущих) ценах было бы серьезной ошибкой.

Следствием необходимости учета инфляции и влияния факторов времени является использование в имитацион­ной модели шага расчета, не превышающего один месяц. Выбор столь малого шага расчета вызван тем, что все расчеты проводятся в реальных ценах. Использование компьютеров позволяет создать все­объемлющие и детализированные модели, реалистично описывающие деятельность предприятия. Компьютерные модели могут применяться не только для разработки стра­тегического плана предприятия, но и для оперативного управления.

Приведем последовательность процедур по вводу и об­работке данных в процессе использования имитационной модели денежных потоков: ввод данных, характеризую­щих окружающую среду, ввод данных инвестиционного плана, ввод данных о сбыте продукции (услуг), ввод дан­ных о производственных затратах, проведение расчетов с целью определения потребности в капитале, формирова­ние капитала, расчет показателей эффективности бизнес-проекта, распределение свободного капитала (прибыли), анализ чувствительности проекта.

Компьютерной реализацией имитационной модели де­нежных потоков является получившая сегодня широкое распространение система «Project Expert».

В инвестиционной практике постоянно приходится считаться скорректирующим фактором инфляции, кото­рая с течением времени обесценивает стоимость денежных средств. Это связано с тем, что рост инфляции (индекса средних цен) вызывает соответствующее снижение покупа­тельной способности денег.

При расчетах, связанных с корректировкой денежных потоков в процессе инвестирования с учетом инфляции, принято использовать два основных понятия — номиналь­ная и реальная суммы денежных средств.

Номинальная сумма денежных средств представляет собой оценку ее величины без учета изменения покупа­тельной способности денег.

Реальная сумма денежных средств представляет со­бой оценку ее величины с учетом изменения покупатель­ной способности денег в связи с процессом инфляции. Та­кая оценка может проводиться при определении как на­стоящей, так и будущей стоимости денежных средств.

В финансово-экономических расчетах, связанных с инвестиционной деятельностью, инфляция оценивается и учитывается в следующих случаях: 1) при корректировке наращенной стоимости денежных средств; 2) при формировании с учетом инфляции ставки про­цента, используемой для наращения и дисконтирования; 3)при формировании уровня доходов от инвестиций сучетом темпов инфляции. В процессе оценки инфляции используются два основ­ных показателя:

Следует отметить, что прогнозирование темпов инфля­ции представляет собой довольно сложный и трудоемкий вероятностный процесс. Кроме того, темпы инфляции в отдельных периодах в значительной степени подвержены влиянию субъективных факторов, не поддающихся прогнозированию, поэтому в инвестиционной практике может быть использован и более простой способ учета фактора инфляции.

Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности.

Анализ чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи сизменениями ключевых параметров проекта - затрат на исследо­вания и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т.п.

Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта. Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.

Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательский риск, избегать непроизводительных вложений капитала.

Основные требования к презентации бизнес-плана

Получение инвестиций во многом зависит от продвиже­ния бизнес-плана в процессе переговоров, то есть от его презентации.

Большинство презентаций охватывают семь ключе­вых областей:

♦ компания и ее продукция или услуги;

♦ рынок - клиенты и конкуренты;

♦ разработанная маркетинговая стратегия;

♦ первоочередные финансовые задачи;

♦ характеристика команды, которая будет осуществ­лять план;

♦ необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти средства будут направлены;

♦ условия и сроки оплаты или реализации инвестиций.

Презентация должна длиться около 20 мин. После этого следуют ответы на вопросы. Основная задача, поставлен­ная перед презентацией, сводится к налаживанию диалога с потенциальными инвесторами. Презентация должна чет­ко показать, почему предприятию необходимы запраши­ваемые дополнительные ресурсы. Управляющий банком должен быть уверен в том, что размеры ссуды соответ­ствуют целям, которые поставлены в бизнес-плане. Инвес­торы-акционеры, вероятно, захотят подробнее обсудить рассматриваемые вопросы и выбрать форму финансирова­ния между акционерным обществом и ссудными капитала­ми, которая лучше соответствовала бы общим целям

Существует большое количество способов повышения эффективности презентации. Потенциальные инвесторы должны иметь копию бизнес-предложения заранее, чтобы ознакомиться с ним до начала встречи. Таким образом, будет больше шансов привлечь их внимание на презента­ции. Целесообразно использовать для презентации нагляд­ный материал, образцы своей продукции, фотографии, если бизнес относится к сфере услуг. Излагаемый материал дол­жен содержать диаграммы, таблицы или графики, но пре­зентация не должна превращаться в лекцию. Значимость преподносимого материала повышается, если презентацию будет проводить лично лидер руководящей команды.

Готовясь к вопросам, вы должны попытаться поста­вить себя на место потенциальных инвесторов. Какого рода вопросы они вероятнее всего могут задать? Какие вопросы могли бы задать вы, находясь на их месте? Будьте внима­тельны, следите, чтобы диалог не превратился в монолог.

ТЕМА 9: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.