Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод SWOT- анализ






Для разработки стратегии развития предприятия необходимо провести оценку его внешней и внутренней среды. Наиболее часто для этого применяется SWOT – анализ. Применяемый метод SWOT – анализа является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT - анализ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Строится матрица SWOT – анализа. Проводят бальную оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Баллы суммируются и выявляется поле, в которое попадает организация: СИВ, СИУ, СЛВ, СЛУ.

 

 

ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Организация подготовительной работы к планированию

Подготовка к процессу планирования, как правило, возлагается на планово-экономическую службу предприя­тия. Руководителем и организатором экономической службы на предприятии АПК обычно выступает главный эконо­мист или начальник планового отдела, а на крупных пред­приятиях, объединениях им может быть вице-президент по экономике и финансам.

Организация подготовительной работы к планированию должна включать глубокий анализ хозяйственной деятель­ности предприятия за предшествующий период. В резуль­тате чего вскрываются неиспользованные резервы на пред­приятии, оценивается достигнутый уровень производства, намечаются направления по совершенствованию органи­зации производства в плановый период, подготавливается исходная информация и обосновываются нормы и норма­тивы.

Кроме того, в процессе подготовительной работы к пла­нированию изучается внешняя информация, то есть пред­приятие должно собрать информацию о предстоящих ин­дексах – дефляторах роста цен на материально-технические ресурсы, публикуемые Министерством экономического развития РФ; возможных прогнозируемых ценах на свою продукцию; из­менениях по ставкам и видам налогов на предстоящий период; процентным ставкам по кредитам; предполагае­мым бюджетным субсидиям), другие экономические нормативы, исходящие свыше.

К подготовительной плановой работе можно отнести и разработку или уточнение технологических карт на пред­стоящий период, норм и нормативов, разрабатываемых для внутрихозяйственного использования. Важным моментом подготовительной работы является также заключение или предварительная договоренность о заключении договоров на реализацию своей продукции по приемлемым ценам.

Перед началом разработки любого вида планов по пред­приятию в целом целесообразно создать комиссию во гла­ве с руководителем предприятия. Комиссия по планирова­нию на сельскохозяйственных предприятиях может вклю­чать в себя следующие рабочие группы: по растениевод­ству, животноводству, механизации и электрификации и т.д.. На предприя­тиях других сфер АПК наименования комиссий будут за­висеть от специализации цехов, участков, других произ­водственных подразделений.

Ведущую роль в организации планирования играет группа по экономическим вопросам, которую возглавляет главный экономист или заместитель руководителя пред­приятия по экономике и финансам. В ее состав обязатель­но входят руководители других групп, работники эконо­мической и бухгалтерской служб. Эта группа организует всю работу по планированию и проводит взаимную увязку между частями и отдельными элементами плана. На данном этапе подготовительной работы, в конечном счете, определяются реальные задачи, выявляются ресур­сы необходимых средств производства, определяются его основные параметры, исходя из которых приступают кпланированию.

Исследование условий и факторов при разработке планов

При разработке планов необходимо проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия.

К внутренней среде относятся следующие элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура.

К внешней среде предприятия относится:

1) трудовые ресурсы – они включают тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения и которые оказывают непосредственное воздействие на функционирование предприятия;

2) общая среда предприятия – состоит из элементов, которые не связаны с предприятием на прямую, однако оказывают на него влияние при формировании общего окружения деятельности. В общую среду входят 4 группы факторов:

- экономические: темпы инфляции, международный платёжный баланс, бюджет страны, уровень занятости и безработицы;

- политические: местное, региональное, государственное и международное законодательство;

- технологические: инновации;

- социальные: меняющиеся отношения в обществе, культура и нравы, возникновение движения в защиту экологии, прав потребителя и т. д.

Процесс планирования

Планирование как важнейшая функция управления выступает в форме творческой деятельности людей. По существу это непрерывный творческий процесс. По обо­снованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере предпринимательства.

При организации разработки плана предварительно определяют:

- объект планирования предприятие в, целом, струк­турные подразделения или отдельные направления деятельности; определение общих целей, потенциа­ла, программ и действий;

- разработчиков плана ответственные работники предприятия, специализированные функциональные службы, внешние консультанты и т.д.;

- средства планирования калькуляторы, компью­терная техника и ее программное обеспечение;

- порядок составления планов одновременная разра­ботка всех частных планов в единой модели или пос­ледовательное согласование частных планов и их объе­динение в общий сводный план;

- методы планирования обычные традиционные при­емы и методы и современные компьютерные специ­альные программы.

Любая деятельность, связанная с планированием, включает в себя несколько основных этапов:

1. Процесс составления планов, или непосредственный про­цесс планирования, то есть принятие решений о буду­щих целях организации и способах их достижения. Ре­зультатом процесса планирования является система пла­нов (перспективных, текущих, оперативных).

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели работы организации.

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показа телями, а также создание предпосылок для корректи­ровки действий организации в нужном направлении. Это этап слежения за результатами деятельности, срав­нения плана с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени для выработки корректи­рующих действий.

В целом по предприятию процесс планово-прогнозной деятельности организации включает в себя сле­дующие последовательные шаги:

Первый шаг. Определение глобальной цели, или мис­сии, предприятия, под которой понимают четко выражен­ную причину существования предприятия, определяющую его статус и обеспечивающую основные ориентиры для по­становки целей на разных организационных уровнях.

Второй шаг. Предприятие устанавливает цели и пред­стоящие задачи деятельности.

Третий шаг. Оценка и анализ внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда анализируется с точ­ки зрения возможностей и угроз тех элементов среды, ко­торые действительно имеют значение для организации. Анализ внутренних проблем предприятия представляет собой выявление его сильных и слабых сторон. При этом важно подвергнуть анализу циклы деловой активности предприятия, изменения конъюнктуры рынка, наличие рабочей силы, источники материальных и финансовых ресурсов и другие факторы.

Четвертый шаг. Стратегический анализ. На основе ус­тановленной цели предприятия, анализа внешней и внут­ренней среды его формируются различные варианты страте­гии.

Пятый шаг. Производится выбор одной из альтернатив­ных стратегий, на базе которой осуществляется разработ­ка стратегического плана деятельности предприятия.

Шестой шаг. Среднесрочное планирование. На базе стратегического плана готовятся среднесрочные планы и про­граммы.

Седьмой шаг. На основе среднесрочных планов разра­батываются годичные и оперативные планы. Процесс планирования, в котором на предприятии уча­ствует множество лиц, осуществляется, как правило, ком­бинированно «сверху вниз или снизу вверх». Представи­тели разных уровней управления должны согласовать свои цели и представления о путях их достижения в ходе мно­гократно повторяющихся совещаний, на основе которых формируется и утверждается план.

ТЕМА 5. СИСТЕМА ПЛАНОВ В ПЛАНИРОВАНИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК

Результатом процесса планирования является система планов. План это предвидимая и подготовленная на извест­ный период программа (прогноз) социально экономиче­ского развития предприятия и всех его подразделений.

1. Стратегические планы – долговременный, охватывающий 3-10 летний период документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и стратегии их достижения с учётом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.

2. Текущие планы – в данных документах, разрабатываемых на годичный период, указываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений. Планы имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям предприятия, совокупность которых находит своё отражение в сводном плане предприятия.

3. Оперативные планы – детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочный период. Они имеют узкую направленность, высокую степень детализации. Срок их действия от 1 дня до полугода.

4. Бизнес-планы – инвестиционные планы, рассчитанные на срок от 3 до 5 лет, которые направлены на создание новых производственных мощностей и (или) выхода на рынок. Данные планы характеризуют целесообразность той или иной предпринимательской идеи на предприятии.

5. Другие виды планов.

ТЕМА 6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Сущность и функции стратегического планирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.