Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право и мораль. Понятие морали (нравственности) в научной литературе. Мораль как оценочный и непосредственно регулятивный фактор.






Мораль возникла вместе с появлением человеческого общества и ее установления (нормы) охватывают почти все сферы социальной жизни.
Под нормами морали (нравственности) понимаются правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями и представлениями людей о добре и зле, чести и совести, порядочности, долге и справедливости и т.п. и обеспечиваемые силой общественного мнения. Мораль предполагает не только усвоение нравственных принципов отношения человека к другим людям, но и оценку себя самого как личности и члена общества, т.е. внутренний самоконтроль, называемый совестью. Нормы морали и нормы права находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникают, дополняют и поддерживают друг друга и процессе регулирования общественных отношений. Их требования в значительной степени совпадают. Например, и право, и мораль едины в оценке преступлений, многих других правонарушений.

В процессе регулирования общественных отношений мораль И право тесно взаимодействуют. Происходит взаимопроникновение и взаимовлияние этих крупных социальных регулятивных систем. Они имеют много общих признаков и черт. Эта общность обусловлена прежде всего тем, что и право, и мораль являются регуляторами общественных отношений, имеют одинако- нос предназначение, поскольку возникли в целях упорядочения и совершенствования общественной жизни, одну и ту же социально-экономическую и культурную основу и служат средством обеспечения баланса интересов индивидов, социальных групп и общества в целом.

 

18) Личная, групповая, классовая, общечеловеческая мораль. Соотношение права и морали. Общность, различие, взаимодействие. Категории «справедливого», «должного», «сущего» в праве и морали. Защита морально-нравственных ценностей в праве. Воздействие морали на право и права на формирование общечеловеческой морали.

Классовая мораль имеет всеобщий характер, поскольку формирует требования для всех людей данного обществава. Она либо становится господствующей в этом обществе, либо является оппозиционной (в антагонистическом обществе – революционной) и требует соответственно устранения существующих условий жизни и построения нового социального порядка. В обоих случаях классовая мораль выступает по форме как общечеловеческая. Но в действительности она становится таковой в зависимости от того, насколько она соответствует дальнейшему развитию исторического процесса.

С давних пор в общественном и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете морали над правовыми критериями поведения. Т.е. человек скорее поступит в соответствии с нормами морали, чем с правовыми, если они не совпадают. Сложной является коллизия правовых и моральных норм. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества, сопряжённое со сменой их типа. Переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. С точки зрения общей системы ценностей, сложившейся в обществе, право должно отвечать требованиям морали. При этом мораль в наибольшей мере оказывает воздействие на право в процессе его формирования. После же формального закрепления, начала действия нормы морали являются общеобязательными для соблюдения и исполнения независимо от их соответствия или несоответствия нормам морали. Моральность права и в первую очередь выражение в нём начала справедливости – это этико-юридическое требование, которое свидетельствует об общности их происхождения. Эта общность, единство относятся не только к содержанию законов и других нормативных правовых документов, но и к практике их реализации. Немалое число нормативных положений, содержащихся в документах и имеющих оценочный характер (грубая неосторожность, оскорбление, …), могут приобрести необходимую определённость и реальное юридическое действие только на основе моральных критериев и моральных оценок. Нельзя отрицать и влияния права на мораль. Реальность морали, её фактическое воплощение в жизненных отношениях в немалой степени зависят от того, насколько действенными являются правовые установления. Принято считать, что мораль – регулятор более мягкий, чем право с его суровыми процедурами и санкциями. Но на самом деле суровые и жёсткие черты права коренятся в морали, в её бескомпромиссности и предельных требованиях. Негативная сторона есть и у морали. Существует, а порой сохраняет свои крепкие позиции мораль, фиксирующая порядки, отвергнутые историей и прогрессом. Государство не случайно поддерживает своей карательной мощью определённый круг моральных требований и императивов, облекает их в юридическую форму. Таким образом приводятся в действие не только достоинства права, но и даётся моральное оправдание властно-принудительной деятельности государства. Но опять же только лишь с помощью права, его карательной функции невозможно утвердить в обществе, сделать абсолютными, общеобязательными моральные принципы и идеалы. Мораль – свод неписанных правил, отражающих нравственные нормы и принципы поведения, добра, гуманизма, справедливости, взаимопомощи, уважения и т.д. Требования права и морали во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот, многие правовые нормы вытекают из нравственных. Вместе с тем возможны противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определённых идеологических и конъюнктурных моментов). Следование праву входит в число моральных ценностей. В плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т.д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью. Может существовать антисоциальная мораль криминальных слоёв общества.

Общее

1. в системе социальных норм они выступают как самые универсальные, распространяющиеся на всё общество

2. имеют один объект регулирования – общественные отношения

3. исходят от общества

4. определяются одними и теми же социальными, экономическими условиями

5. характерны и характеризуют определённый тип культуры и социальную организацию

6. в развитом обществе основаны на одних и тех же общечеловеческих ценностях






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.