Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи и методы семейной психологии.






Психология семьи - как отдельная дисциплина изучает психические закономерности человеческого поведения, которые детерменированы фактором участия людей в семье.

Предмет психологии семейной – специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.

Задачи:

- психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;

- консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

- психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;

- консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;

- психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);

- психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;

- психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;

- психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);

- психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;

- психологическое сопровождение становления родительства.

Методы:

1) Наблюдение-восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий. Психолог не вмешивается в действия членов семьи, за которыми наблюдает. Запись наблюдений - фактологическая, без выводов и интерпретаций.

2) Метод анализа конкретных ситуаций - всесторонне исследование (тесты, изучение биографии, проведение собеседования)

3) Опрос-работа с определенной выборкой (по телефону, личная беседа, анкета по почте) результаты требуют кропотливого изучения.

4) Статистические методы – полезны для изучения многих зависимостей, но ограниченны в плане обнаружения причинно-следственных связей

5) Эксперимент – это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное появление другого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.