Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение логотерапии в конфликтологии






Свобода, ответственность, смысл жизни - эти понятия относятся к основным в логотерапии.

Свобода личности - это возможность выбора. Свобода не от чего-то, а для чего-то. Осознание личностью свободы и ответственности за нее положительно и созидательно воздействует на человека. Человек должен верить в осмысленность своего существования. " Нахождение смысла - это вопрос не познания, а призвания".

Смысл жизни находится не только внутри, но и вне существования человека.

Логотерапия В. Франкла ориентирована на обретение смысла жизни. Она базируется на трех основных понятиях: учении о стремлении к смыслу; учении о смысле жизни; учении о свободе воли.

Если личность не видит путей обретения смысла, то жизнь становится бессмысленной, наполненной конфликтами и нецеленаправленной. Смысл жизни существует объективно как врожденная мотивационная тенденция в каждый момент жизни, и важно его увидеть и не подавлять уныние даже в самых конфликтных ситуациях. " Когда мы подавляем в себе ангела, - писал В. Франкл, - он превращается в дьявола".

Определенность жизненной позиции личности помогает человеку самоактуализироваться. Это создает условия психологического равновесия и стабильности в решении как внутренних, так и внешних конфликтов.

Осмысленность личностью динамики жизни обогащает ее содержание, а страдание обогащает духовный мир человека.

В. Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Ценностные ориентации логотерапевтического направления следующие:

- активизация творческих склонностей, созидательных возможностей личности даже в ситуациях конфликта. При этом у личности появляется необходимость найти смысл бесконфликтного гармоничного отношения к жизни;

- ценностное отношение к своей судьбе и активное использование возможности выбора жизненных позиций.

Для коррекции внутренней конфликтности личности В. Франкл использует два основных психологических метода: дерефлексия и парадоксальная интенция.

Дерефлексия заключается в снятии излишнего самоконтроля в виде размышлений о собственных сложностях при внутренних конфликтах, которые выражаются в " самокопании".

Парадоксальная интенция применяется как метод юмористического преувеличения именно того, чего личность старается избежать, используя даже юмор как форму свободы в поведении. " Юмор относится к существенным человеческим проявлениям; он дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и обрести тем самым полный контроль над собой". Мобилизация способности к дистанцированию является важным принципом парадоксальной интенции.

Первый пример: студентка-медик применила этот метод успешно по отношению к самой себе. Во время занятий в Институте анатомии она испытывала страх тремора в присутствии инструктора. Она стала говорить себе, когда тот входил в помещение: «О, вот инструктор. Сейчас я покажу ему, какая я великолепная «дрожательница». «Я действительно покажу ему, как здорово я могу дрожать». Но всякий раз, когда она намеренно пыталась дрожать, у нее ничего из этого не выходило. Второй пример: пациентка в течение 11 лет страдала и лечилась разными методами по поводу приступов сердцебиений, сопровождавшихся тревогой и страхом смерти. Всякий раз, когда появлялся страх, вслед за ним начиналось сердцебиение. По совету психотерапевта она начала говорить самой себе в такие моменты: «Мое сердце будет биться еще сильнее. Я как раз хотела бы умереть прямо здесь на тротуаре». Кроме того, пациентке посоветовали намеренно искать такие места, которые она переживала как неприятные, вместо того чтобы избегать их. Две недели спустя пациентка сообщила: «У меня все хорошо, и я не испытываю никаких сердцебиений. Страх исчез совершенно».

С принятием решения, с выбором сопряжена ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности – узловая проблема логотерапии: найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения, желает ли он или нет осуществлять смысл в данной ситуации.

Разновидностью логотерапии является разговорная психотерапия. На вербальном уровне конфликтолог актуализирует эмоциональное состояние личности. Осознание своих деструктивных эмоций и переживаний влечет за собой психологическую перестройку, которую личность самостоятельно оценивает как конструктивное изменение, приносящее удовлетворение и решения внутренних и внешних конфликтов.

В разговорной психотерапии применяются следующие технологии:

─ самовыражение - акцентирование внимания человека на деструктивных мыслях, действиях, переживаниях;

─ признание ценности личности, готовность к эмпатии и сопереживанию;

─ вербализация - словесное описание эмоциональных переживаний внутренних и внешних конфликтов;

─ самоэксплорация - уровень включенности в диалог с выражением невербальной субъективной модальности (взгляд, жест, мимика) в процессе взаимодействия;

─ самоконгруэнтностъ - гармония и совпадение вербальных аргументаций с невербальными проявлениями личности, совпадение внешних и внутренних переживаний, которые гармонизируют и нейтрализуют внутренние конфликты личности.

Существует специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний – это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни.

Вопрос о том, как человек находит смысл своей жизни, является ключевым для практики логотерапии. Сам процесс нахождения смысла сводится к общепсихологическим закономерностям человеческого познания (в частности, выделения фигуры из фона). Однако смысловая реальность не сводится к измерениям биологического и психологического существования человека и не может изучаться их традиционными методами.

Смысл жизни и смерти. Нормальный человек может избежать ответственной жизни лишь в таких ситуациях, как праздники и интоксикация. Невротическая личность постоянно ищет убежища от общества. Меланхолик ищет этого убежища в суициде. Вместе с тем меланхолик отрицает подобные мысли, если его об этом спросить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.