Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы изучения документов. Контент-анализ






Профессиональная работа с документами может рассматриваться как конкретная разновидность анализа продуктов деятельности. Под документами понимаются любые источники информации, зафиксированной в печатном или рукописном тексте, на аудио- или видеоносителях (классифицируются на личные – безличные, официальные – неофициальные, целевые – не целевые, первичные – вторичные и др). Метод незаменим при изучении явлений, свидетелем которых исследователь быть не может. Широко используется при исследованиях массовых коммуникаций.

Проблемой является объективность интерпретации документов, основанная на понимании текста.

Как научный метод контент-анализ зародился в США в 20-30 гг. прошлого века. Его первые применения – в журналистике и литературоведении.

Суть контент-анализа заключается в выделении специальных «единиц» текстового содержания и подсчете частоты их употребления, что должно отражать психологическую ситуацию при создании документа, психологические характеристики его составителя и тех, кому он адресован.

Подсчет употребляемости тех или иных единиц анализа производится не только через частотный показатель, но и через физические единицы измерения.

ТЕМА: Биографические методы

Биографические методы - анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека.

Биографические методы – это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности.

Биографический метод (БМ) представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Метод наиболее явственно реализует такие ведущие принципы психологии, как принцип развития и принцип историзма. Главные сферы применения БМ – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология.

БМ опирается преимущественно на сведения, сообщаемые людьми о прошлом, постольку ему присущи признаки описательности и субъективности, обычно рассматриваемые как методические недостатки. Особенно подверженность прошлого ошибкам памяти.

Первоначально биографические методы ограничивались описанием прошедших этапов жизни здравствующих людей или всего жизненного пути людей, уже ушедших из жизни. Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимосвязей со значимыми для нее другими людьми. Цель этого метода позволяет проследить за психологическим развитием человека, начиная с детского возраста до момента взросления.

Предметом биографического метода является жизненный путь человека,

Предметом биографического метода является жизненный путь - в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Биографический метод - одновременно и генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути.

Система ведения дневниковых записей это первая система, которая была использована в детской психологии, и это начало научной детской психологии. В 1882 году, немецкий психолог представил записи, который отслеживали развитие его сына с первого дня его рождения до трёхлетнего возраста.

Ещё один дневник был написал в 1877 г. " Биографические записи младенца", до этого времени в 1818 г. другой врач опубликовал дневник ребёнка.

Комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано так же с именем Шарлотты Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников.

В биографическом методе обычно используются данные определённого ограниченного периода. Используя нормативные данные, психолог может прослеживать через биографические записи поведение ребёнка относительно нормы поведения для данного возраста.

Традиционный биографический метод - описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документальных источниках - продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях современников и т.д.

Другой вариант биографического анализа индивидуальности - непосредственное прослеживание жизненного пути человека, предполагающее периодические экспериментальные исследования.

Использование реальных измерений, а не документальных свидетельств несомненно имеет свои преимущества. Однако длительность онтогенетических исследований, их соразмеримость с жизнью экспериментатора делают их непригодными для решения многих задач.

Важность жизненного пути для анализа индивидуальности и невозможности, нецелесообразности длительных исследований привело к созданию компактных методов, моделирующих жизненный путь человека.

В отечественной психологии такой способ биографического анализа получил название каузометрического, устанавливающего причинно-следственные связи. Целью каузометрического анализа является воссоздание жизненного пути человека на основании его собственных оценок и реконструкция „системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми людьми".

В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронологического возраста человека.

Получаемая в результате картина- несомненно субъективна.

Основными источниками биографических данных являются:

- сам изучаемый человек, автобиографические данные;

- знающие его люди;

- продукты его деятельности;

- официальные биографические документы исторические и литературные источники;

- материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий;

- данные о местожительстве, месте и характере профессиональной деятельности или досуга и т. п.;

- жилая и рабочая обстановка;

- личные вещи.

Источник сведений определяет специфику применяемого биографического метода. Свидетельства очевидцев собирают путем опроса, беседы, изучения их воспоминаний об интересующем человеке.

Изучение продуктов деятельности может осуществляться как чисто описательно, так и с привлечением качественно-количественных методов обработки и интерпретации данных.

Эффективно применение контент-анализа литературного, публицистического, эпистолярного наследия изучаемой личности.

Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.