Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзорно-аналитическое.






ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Кафедра психологии

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО

«ОБЩЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ»

 

 

Студента: ______________________________

Группы: 22-по

 

 

ТЕМА: Виды психологического исследования

Выделяют три основных вида психологического исследования:

1) Теоретическое– получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении,

2) Эмпирическое - цель получение фактического материала,

3) Прикладное - получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека.

Разделение психологических исследований производится по их целям:

- теоретическое – обобщение психологических фактов,

- эмпирическое – получение этих фактов,

- прикладное – использование полученных фактов и обобщений.

Классификация видов исследования дифференцируется по двум разным принципам.

Первый опирается на наличие или отсутствие этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом (эмпирическое и теоретическое исследования).

Второй принцип - учитывается соотношение научной и практической значимости исследования (если первая преобладает искомые знания вносят вклад в изучение крупной научной проблемы - называются фундаментальными).

Фундаментальные исследования обычно нацелены на обнаружение существенных закономерностей и поэтому теоретический компонент в них очень весом.

К фундаментальным можно отнести исследования большинства «классиков» мировой и отечественной психологии (Г. Т. Фехнера, 3. Фрейда, В. Вундта, К. Юнга, Ж. Пиаже, Н. А. Бернштейна, Норберта Винера, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и др.).

Альтернативой фундаментальным исследованиям выступают прикладные. Их цель – разрешить конкретную проблему путем «приложения» к ней известного знания.

Для психологии специфично сочетание в едином процессе теоретической и эмпирической работы, поиска фундаментальных знаний на фоне сугубо практической деятельности. Многие крупные ученые, внесшие большой вклад в психологию, профессионально работали врачами, физиологами, анатомами, педагогами (В. М. Бехтерев, П. Б. Ганнушкин, П. Жане, В. X. Кандинский, С. С. Корсаков, Э. Крепелин, Э. Кречмер, Я. Морено, Г. Роршах, Г. И. Россолимо, Г. Салливен, Г. Се-лье, В. Франкл, К. Юнг и др.).

Общепризнанный факт диспропорций в соотношении теория–практика в западной и отечественной психологии. Для зарубежной науки характерен крен в сторону практики. Прагматизм западной психологии обусловлен давно устоявшимися там социально-экономическими условиями рыночного характера.

Советские ученые свои основные интеллектуальные силы направляли на теоретические изыскания.

Единство науки и практики в психологии: практическая деятельность становится все более привлекательной и престижной, чем теоретическая; выражается в потоке литературы практической направленности; переориентация профессиональной подготовки психологов («практическая психология» и «практический психолог»).

Отсутствие навыков системного мышления, критического анализа и синтеза, эффективное формирование которых достигается в основном при изучении фундаментальных дисциплин, не позволяет впоследствии молодому специалисту работать по принципу «от проблемы – к методу», т. е. сначала в полной мере осознать и оценить проблему, а потом уже подбирать для ее решения соответствующие методы.

Другой подход к классификации исследованийразделение их на основании места проведения экспериментов.

Лабораторные исследования обеспечивают исследователям высокую степень контроля: условия эксперимента могут быть определены более четко, а отбор и исследование испытуемых проводиться более систематично. Полевые исследования ближе к ситуациям повседневной жизни (чаще бывают прикладными, а лабораторные – фундаментальными, некоторые фундаментальные исследования проводятся вне лаборатории, а некоторые прикладные – в лабораториях).

Социальный психолог Элиот Аронсон различал жизненный и экспериментальный реализм. Жизненный реализм проявляется в точности отображения исследованием реальной жизни. Экспериментальный реализм проявляется в том, насколько лабораторное или полевое исследование «воздействует на субъектов, вынуждает их серьезно относиться к экспериментам и вовлекает в процесс исследования». Учитывать нужно именно экспериментальный реализм.

Сходство с реальной жизнью часто называют в ряду достоинств полевых исследований, но есть и другие причины для проведения исследований вне лаборатории. Количественные и качественные исследования

Количественные исследования - данные собираются и представляются в виде чисел – средних оценок для различных групп, выполнивших одно и то же задание, процентов людей, поступивших так или иначе, и т. д. Качественные исследования - включают сбор подробной информации с помощью опроса отдельных людей или фокус-групп, в их составе иногда проводятся подробные исследования конкретных случаев, а также фундаментальные исследования методом наблюдения. Результаты представляются в виде обобщающего анализа проекта. Исследования могут соединять количественный и качественный подходы – исследование, проведенное Уолкер в 1996 г. Ответы на некоторые вопросы можно было обработать количественно.

Выделяют шесть видов психолого-педагогических исследований:

Обзорно-аналитическое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.