Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.






 

В общих чертах статус члена СФ и депутата ГД определяется Конституцией РФ. Многие особенности положения парламентариев отражены в Регламентах палат. Специальным актом является Федеральный закон от 8 мая 1994 г. (в ред. 2013 г.) «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД Федерального Собрания Российской Федерации». Этот Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена СФ и депутата ГД, их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Закон исходит из того (ст. 1), что членом СФ является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования СФ осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и этим Федеральным законом.

Депутатом ГД является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов ГД представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и данным Федеральным законом.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену СФ, депутату ГД условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией РФ и Федеральным законом об их статусе.

Срок полномочий члена СФ равен сроку полномочий законодательного органа власти и главы субъекта РФ, которое соответственно избрали или назначили данного члена СФ. Начинается этот срок с принятием решения СФ о признании полномочий члена СФ.

Срок полномочий депутата ГД начинается со дня избрания его депутатом Думы и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.

Закон о статусе называет ряд ситуаций, одинаковых для членов СФ и депутатов ГД, когда их полномочия прекращаются досрочно.

Согласно ст. 4 Закона (в ред. 2004 г.) полномочия члена СФ, депутата ГД прекращаются досрочно в случаях:

а) их письменного заявления о сложении своих полномочий;

б) избрания члена СФ, депутата ГД депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена СФ, депутата ГД на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта РФ, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

в) поступления члена СФ, депутата ГД на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) утраты парламентарием российского гражданства либо приобретения гражданства иностранного государства (двойное гражданство не допускается);

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом СФ, депутатом ГД;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена СФ, депутата ГД либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена СФ, депутата ГД безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

з) смерти члена СФ, депутата ГД.

По представлению Председателя СФ полномочия члена СФ могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом СФ. Следовательно, если орган субъекта делает это по представлению Председателя палаты, значит, он (орган субъекта) не вправе это делать по собственному усмотрению. Орган государственной власти субъекта РФ «вправе не рассматривать поступившее представление Председателя СФ» о досрочном прекращении полномочий члена СФ. Полномочия члена СФ и начинаются, и прекращаются на основании постановления самого СФ.

Полномочия депутата ГД прекращаются досрочно в связи с роспуском ГД, а также в случаях, предусмотренных ст. 111 (трижды отказ палаты дать согласие на кандидатуру Председателе Правительства, предлагаемую Президентом) и ст. 117 (дважды выражение недоверия Правительству и отказ в доверии Правительству РФ) Конституции РФ. В 2005 г. установлено, что полномочия депутата, подавшего заявление о выходе из фракции, также прекращаются досрочно.

Решение о прекращении полномочий депутата ГД по основаниям, предусмотренным Федеральным законом о статусе, оформляется постановлением ГД, в котором определяется день прекращения полномочий депутата. При досрочном роспуске Думы Президентом полномочия депутатов по принятию Думой законов, а также по осуществлению иных ее конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения новых выборов Думы. Таким образом, при роспуске как бы получается, что в индивидуальном качестве, а также в составе депутатских объединений, комитетов и комиссий депутаты могут продолжать работу.

Член СФ, депутат ГД имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими их личность и полномочия, и нагрудные знаки. Удостоверение дает право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.