Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парламентские раследования






Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает парламентские механизмы защиты. Учитывая позитивный опыт омбудсмана, Конституция РФ учредила должность Уполномоченного по правам человека. Однако этот институт упоминается лишь в статье о полномочиях Государственной Думы, к ведению которой Конституция относит “назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом” (п. “д” ч. 1 ст. 103). Основные демократические черты института омбудсмена во всех странах — независимость, открытость и доступность для граждан — способствовали тому, что он обрел прочные позиции в системе правозащитных механизмов многих стран. Традиционно омбудсман - Уполномоченный по правам человека - рассматривался в качестве парламентского уполномоченного, который, опирается на авторитет выборного коллегиального законодательного органа. Введение Конституцией Уполномоченного по правам человека обусловлено признанием " человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В феврале 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон " Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Уполномоченный назначается на 5 лет (но может быть освобожден от должности досрочно) Государственной Думой. Основными функциями: восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, а также правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный вправе рассматривать жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов (кроме палат Федерального Собрания), законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебной или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный вправе направить свое заключение соответствующим органам и должностным лицам для исправления ситуации или возбуждения дисциплинарного производства, обратиться в суд. Выполнению этих функций соответствует и статус Уполномоченного: он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам; предусматривается усложненный порядок выдвижения кандидата на должность Уполномоченного (требуется две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или общественного объединения, преследующего политические цели; в полной мере обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий (пять лет).

Парламентские расследования - одна из форм осуществления контрольных полномочий парламента (см. Парламентский контроль). П.р.проводятся в случаях, когда необходимо изучить события и обстоятельства, представляющие большую общественную и государственную значимость, в том числе связанные с предполагаемыми нарушениями законодательства и высшими должностными лицами государства. Действенность П.р. достаточно велика, их следствием может стать наступление политической ответственности государственных органов или должностных лиц, а в случаях, предусмотренных соответствующим законодательством, привлечение последних к административной или уголовной ответственности. Проведение П.р. могут осуществлять постоянные комитеты и комиссии (палат) парламента либо специально созданные временные следственные комитеты или комиссии. В настоящее время одним из немногих правовых источников, прямо предполагающих возможность проведения П.р., является ФКЗ " Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", где в ч. 2 ст. 32 говорится о возможности создания в ГД парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан. Вместе с тем ряд федеральных законов предоставляет парламентариям право, в рамках реализации своих контрольных полномочий. осуществлять те или иные действия, соответствующие смыслу П.р. Так. например, значительные возможности по проведению П.р. в сфере контроля за государственными финансами и собственностью предоставляет палатам ФС ФЗ РФ от 18 ноября 1995 г. № 4-ФЗ " О Счетной палате Российской Федерации".

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС — право палаты парламента обратиться к определенному законом кругу органов и их должностным лицам с целью получения информации по вопросам компетенции палаты. Согласно Регламенту Государственной Думы палата вправе направить П.з. Председателю Правительства РФ, другим его членам, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти и ее субъектов, руководителям органов местного самоуправления, руководителям общественных фондов и др. Проекты П.з. вносятся на рассмотрение палаты и рассматриваются ею в порядке, определенном ее Регламентом (ст. 93—94).

В соответствии с регламентными нормами должностные лица, к которым направлен П.з., должны дать на него устный или письменный ответ не позднее чем через 15 дней со дня получения П.з. или в иной установленный палатой срок. Письменный ответ на П.з. оглашается председательствующим на заседании палаты, копии письменного ответа направляются всем депутатамдепутатский запрос

Правительственный час - предусмотренное Регламентом Государственной Думы время для ответов членов Правительства РФ, других должностных лиц государства на вопросы депутатов палаты. Согласно Регламенту палаты, " П.ч." проводится каждую пятницу на заседании Государственной Думы для ответов Председателя Правительства РФ, других членов Правительства, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя ЦИК РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда РФ, председателя Государственного фонда занятости населения РФ, председателя Фонда социального страхования РФ, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ. При этом заслушиваются не более двух приглашенных.

Чтобы министр дал информацию о том какие проводятся меры для обеспечения прав и свобод человека.

Если приглашенный на " П.ч." член Правительства не может прибыть на заседание палаты, он вправе дать письменный ответ на заданные вопросы, который доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты. Письменные предложения депутатов о приглашении на заседание палаты конкретных лиц и вопросы к ним рассматриваются Советом Государственной Думы. Приглашенному должностному лицу для ответа на вопрос депутата предоставляется не более 15 мин. Депутату, предварительно задавшему письменный вопрос, после ответа приглашенного должностного лица предоставляется возможность задать ему один уточняющий устный вопрос и в конце рассмотрения данного пункта повестки дня заседания выступить в течение не более 5 мин. по существу поставленного им письменного вопроса.

 

Депутаты которые выезжают в избирательные округа путем принятия заявлений жалоб граждан.

Создаются временные комиссии при решении вопроса об амнистии.

Каждый комитет в свою очередь также осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод \

Также есть парламентские запросы, также могут быть парламентские запросы при массовом нарушении права и свобод человека и гражданина.

Взаимодействие с международными правовыми органами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.