Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и механизм правообразования 5 страница






Правореализационная техника: 1. Акты реализации права Под реализацией права традиционно понимается претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношения. Правореализационная деятельность требует соответствующего документального сопровождения. Эту задачу выполняют акты реализации права. Например, гражданин собирается реализовать свое право на отчуждение принадлежащего ему имущества. Для этого он заключает договор купли-продажи, который, таким образом, является актом реализации права.

Следовательно, акты реализации права -- это документы, юридически оформляющие правомерное поведение субъектов правоотношений при исполнении, соблюдении, использовании правовых предписаний.

Среди актов реализации права наиболее распространены: договоры и односторонние сделки; исковые заявления, заявления, кассационные жалобы и другие документы, направляемые в суды; обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления; доверенности и др. 2. Понятие и особенности правореализационной техники

Правореализационная техника представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) актов реализации права. Разновидности правореализационной техники соответствуют видам правореализационных актов: техника составления обращений в суды (заявления, исковые заявления, жалобы, кассационные жалобы, надзорные жалобы, апелляционные жалобы, ходатайства и др.); техника составления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации (заявления, жалобы, предложения); техника составления договоров и односторонних сделок; техника составления доверенностей. Следует отметить, что требования, предъявляемые к содержанию и форме различных правореализационных документов, весьма разнообразны. Например, для обращения в суд установлены строгие правила, а для обращения в прокуратуру четкой формы не предусмотрено. Заявление или жалоба в последнем случае составляются в произвольной форме с описанием существа нарушенного права и сведений об обратившемся (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства).

44. ЮРИДИЧЕСКИЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ.

Акты применения праваэто правовые акты компетент­ного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязаннос­ти или меру юридической ответственности конкретных лиц.

6.1. Правоприменительные акты имеют ряд признаков.

Во-первых, они принимаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства и их должностные лица. Кроме того, такие акты могут прини­мать органы местного самоуправления. Гражданско-правовые споры, например по соглашению сторон, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Во-вторых, правоприменительные акты строго индивидуаль­ны, т. е. адресованы поименно определенным лицам.

В-третьих, акты применения права направлены на реализа­цию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меры юридической ответственности.

В-четвертых, реализация правоприменительных актов обес­печена государственным принуждением. При этом акт приме­нения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудитель­ных мер.

 

Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения Мини­стерства юстиции РФ. 6.2.

 

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

 

По субъектам принятия они делятся на акты органов госу­дарственной власти, органов государственного управления, кон­трольно-надзорных органов, судебных органов, органов мест­ного самоуправления.

По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).

По форме акты применения делятся на имеющие вид отдель­ного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому) или резолюции на материалах дела, документах (резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы, утверждение прокурором обвинитель­ного заключения).

 

6.3. Правоприменительные акты — документы юрисдикци-онного характера (следственные, прокурорские, судебные и т. д.) имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, ре­шение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наиме­нование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при ка­ких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, под­тверждающих наличие или отсутствие фактических обстоя­тельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, ука­зание на процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части фиксируется решение по делу (о юри­дической квалификации действий, о правах и обязанностях сто­рон, об избранной мере юридической ответственности винов­ным лицам и др.).

6.4. Акты применения права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактичес­кой стороны дела, например осуждается невиновное лицо).

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

соблюдение органом или должностным лицом, рассматрива­ющим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;

строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирую­щих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;

правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

вынесение решения по делу в строгом соответствии с пред­писаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требо­ванию законности. Это означает следующее. Предписания диспо­зиции (санкции), как правило, допускают известную свободу пра­воприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета ма­териального положения сторон, индивидуализации ответственно­сти и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие вину об­стоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственнос­ти может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.

45. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ПОЗИТИВНАЯ И РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Юр. отв-ть – применение к правонарушителю мер гос. принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юр. норм. Основаниями юр. отв-ти яв-ся: норма права, правонарушение и правоприменительный акт. Признаки: 1) гос. принуждение; 2) наступает только за совершенное правонарушение; 3) предполагает опред. лишения, неприятности для правонарушителя; 4) осущ. гос-вом; 5) опред. санкцией юр. нормы; Основания: 1) норма права, предусм. меру отв-ти за опред. вариант поведения. 2) само правонарушение; 3) правоприменительный акт, устанавливающий вид и меру наказания; Виды: уголовная, административная, гражд. прав.; трудовая; конституционная; По содержанию: личная, материальная, дисциплинарная.

Принципы юр. отв-ти: законности; гуманизма; отв-ти за вину; справедливости; равенства перед законом; целесообразности; недопустимости удвоения наказания; индивидуализации наказания; оперативности; Цели: восстановление социальной справедливости; предупреждение совершения новых преступлений; профилактика. Функции: карательная (штрафная), правовосстановительная, предупредительная, воспитательная, охранительная, регулятивная; Виды: уголовная, административная, гражд. прав.; трудовая; конституционная; По содержанию: личная, материальная, дисциплинарная. Позитивная юридическая ответственность – это одна из форм ответственности, которая обозначает ответственность лица, которое не совершило никаких правонарушений, но которое благодаря тем или иным фактором их предусматривает, тем самым создавая общественный вклад. Негативная (ретроспективная) юридическая ответственность – это юридическая форма, которая предусматривает наказание государством определенных лиц, которые совершили определенные правонарушения.

46. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Юр. отв-ть – применение к правонарушителю мер гос. принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юр. норм. Принципы юр. отв-ти: законности; гуманизма; отв-ти за вину; справедливости; равенства перед законом; целесообразности; недопустимости удвоения наказания; индивидуализации наказания; оперативности; Цели: восстановление социальной справедливости; предупреждение совершения новых преступлений; профилактика. Функции: карательная (штрафная), правовосстановительная, предупредительная, воспитательная, охранительная, регулятивная; Виды: уголовная, административная, гражд. прав.; трудовая; конституционная; По содержанию: личная, материальная, дисциплинарная.

Виды юридической ответственности. Юридическую ответственность можно классифицировать по различным основаниям. По отраслевому признаку различают уголовную, административную, гражданско-правовую, трудовую и другие виды ответственности. Уголовная ответственность возлагается на правонарушите­ля, совершившего преступление. Она осуществляется только судом. Ее основание, вид и мера предписаны нормами УК, а конкретная мера закрепляется приговором суда. Административная ответственность наступает за соверше­ние административного проступка, возлагается различными административными и контрольно-надзорными органами, пре­имущественно в виде штрафа, лишения специального права и т. д. Основание и порядок ее закрепляются законодательно нормами КоАП или иными актами административного законодательства. Гражданско-правовая ответственность — следствие соверше­ния гражданско-правового деликта. Она носит преимуществен­но восстановительный характер, но предполагает и определен­ные лишения штрафного, имущественного порядка в виде пени, штрафа, выплаты недоимки и др. Трудовая отв-ть — это отв-ть работника и работодателя, предусмотренная ТК и др. НПА трудового зак-ва (например, ответственность за совершение дисциплинар­ных проступков). Особым видом отраслевой ответственности яв-ся конституционную отв-ть, пре­дусм. Конституцией РФ и имеющую организационно-дисциплинарный характер (например, в соотв. с Конституцией РФ Гос. Дума может выразить недоверие Правительству РФ). В зависимости от содержания юр. ответственность подразделяется на личную, материальную и дисциплинарную. Личная отв-ть связана с ограничением личных прав и свобод человека и гр-на. Она может быть возложена только судом за совершение преступлений и наступает в виде исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы. Ее несут только физ. лица. Материальная отв-ть: в угол. зак-ве она выступает в виде конфискации; в граж­данском — в виде возмещения мат. ущерба, компен­сации морального вреда, выплаты неустойки, пени и т. д.; в тру­довом — в виде ответственности работника за нанесение мате­риального ущерба своему предприятию или ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и т. д. Материальную ответственность могут нести физ. и юр. лица, гос. (муниципальные) органы. Дисциплинарная отв-ть — это отв-ть фи­зического лица, связанная с выполнением им трудовых, слу­жебных, должностных обязанностей (например, предупрежде­ние или выговор работнику, его увольнение).

47. ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Юр. отв-ть – применение к правонарушителю мер гос. принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юр. норм. Основаниями юр. отв-ти яв-ся: норма права, правонарушение и правоприменительный акт. Признаки: 1) гос. принуждение; 2) наступает только за совершенное правонарушение; 3) предполагает опред. лишения, неприятности для правонарушителя; 4) осущ. гос-вом; 5) опред. санкцией юр. нормы; Основания: 1) норма права, предусм. меру отв-ти за опред. вариант поведения. 2) само правонарушение; 3) правоприменительный акт, устанавливающий вид и меру наказания; Виды: уголовная, административная, гражд. прав.; трудовая; конституционная; По содержанию: личная, материальная, дисциплинарная. Виды юридической ответственности. Юридическую ответственность можно классифицировать по различным основаниям. По отраслевому признаку различают уголовную, административную, гражданско-правовую, трудовую и другие виды ответственности. Уголовная ответственность возлагается на правонарушите­ля, совершившего преступление. Она осуществляется только судом. Ее основание, вид и мера предписаны нормами УК, а конкретная мера закрепляется приговором суда. Административная ответственность наступает за соверше­ние административного проступка, возлагается различными административными и контрольно-надзорными органами, пре­имущественно в виде штрафа, лишения специального права и т. д. Основание и порядок ее закрепляются законодательно нормами КоАП или иными актами административного законодательства. Гражданско-правовая ответственность — следствие соверше­ния гражданско-правового деликта. Она носит преимуществен­но восстановительный характер, но предполагает и определен­ные лишения штрафного, имущественного порядка в виде пени, штрафа, выплаты недоимки и др. Трудовая отв-ть — это отв-ть работника и работодателя, предусмотренная ТК и др. НПА трудового зак-ва (например, ответственность за совершение дисциплинар­ных проступков). Особым видом отраслевой ответственности яв-ся конституционную отв-ть, пре­дусм. Конституцией РФ и имеющую организационно-дисциплинарный характер (например, в соотв. с Конституцией РФ Гос. Дума может выразить недоверие Правительству РФ). В зависимости от содержания юр. ответственность подразделяется на личную, материальную и дисциплинарную. Личная отв-ть связана с ограничением личных прав и свобод человека и гр-на. Она может быть возложена только судом за совершение преступлений и наступает в виде исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы. Ее несут только физ. лица. Материальная отв-ть: в угол. зак-ве она выступает в виде конфискации; в граж­данском — в виде возмещения мат. ущерба, компен­сации морального вреда, выплаты неустойки, пени и т. д.; в тру­довом — в виде ответственности работника за нанесение мате­риального ущерба своему предприятию или ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и т. д. Материальную ответственность могут нести физ. и юр. лица, гос. (муниципальные) органы. Дисциплинарная отв-ть — это отв-ть фи­зического лица, связанная с выполнением им трудовых, слу­жебных, должностных обязанностей (например, предупрежде­ние или выговор работнику, его увольнение).

48. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

Юр. отв-ть – применение к правонарушителю мер гос. принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юр. норм. Не все случаи применения гос.-принудительных мер можно назвать - юр. ответственность. Гос. принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и ДЛ гос-ва на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле господствующего субъекта, в интересах общ-ва и гос-ва. Гос. принуждение бывает правовым и внеправовым. Иные меры гос. принуждения: Принудительные меры воспитательного характера. Это меры гос. принуждения, применяемые к лицу, не дос­тигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права. Поскольку такое лицо не является субъектом права, его деяния не содержат состава правонарушения. К нему применя­ются не меры юр. (угол.) отв-ти, а принудительные меры воспитательного воздействия. Эти меры предусмотрены УК РФ. Принудительные меры медицинского характера — меры гос. принуждения к лицу, совершившему уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости. Поскольку в действиях недееспособного отсутствует состав правонарушения (отсутствует субъективная сторона), к нему не применяются меры юр. отв-ти. Такое лицо направляется на принудительное лечение в психиатрическом стационаре. Меры защиты. Это восстановление и защита нарушенных прав. Например, принудительное взыскание алиментов, изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов и др. В этом слу­чае нарушитель не испытывает лишений (как при осуществле­нии юр. отв-ти), так как здесь цель принуж­дения — не наказание правонарушителя, а принуждение его к исполнению юр. обязанности, посредством которой и обеспечивается субъективное право управомоченной стороны. Меры пресечения — меры гос. принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонаруше­ний. КоАП предусматривает: доставление, задержание, лич­ный досмотр, досмотр вещей и документов и т. д. В данном случае правонарушение со стороны субъектов вообще отсутству­ет, однако к ним применяются принудительные меры в целях предупреждения возможного правонарушения, обеспечения производства по делу и т. д. Реквизиция — принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, носящих чрезвы­чайный характер: стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др. (ГК РФ). Все указанные меры осуществляются в рамках правоприме­нительного процесса на основе соответствующих норм права.

49. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ.

Законность — это общественно-политичес­кий режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и от­сутствии произвола в деятельности должностных лиц. Законность – это режим общ. полит. жизни, неукоснительное соблюдение всеми субъектами права законов, верховенство закона, обеспечение прав и свобод, борьба с правонарушениями, не допустимость произвола ДЛ. Принципы законности: 1. Единство законности. При всем многообразии действу­ющих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном пред­приятии, учреждении) своей законности, отличной от общего­сударственной. 2. Всеобщность законности. Данный принцип характеризу­ет действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Правовые предписания должны выпол­нять отдельные граждане и их объединения, должностные липа, дарственные органы, политические партии. Все субъекты права должны нести юр. отв-ть в случае нарушения закона. В обществе не должно быть какого-либо субъекта, выведенного из-под влияния законности, на которо­го бы ее требования не распространялись. 3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает ре­шение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.

50. ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ И ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ.

Законность — это общественно-политичес­кий режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и от­сутствии произвола в деятельности должностных лиц. Гарантии законности — это объективные условия, субъектив­ные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. 1. Общие условия — суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Экономические условия — это состояние экономического раз­вития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние за­конности. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величи­ной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, кото­рая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей куль­ты населения. В частности, законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только ря­дового гражданина, но в первую очередь государственного слу­жащего, правоприменителя, законодателя. Социальные условия. Р азвитая си­стема социальных услуг, достаточно высокий жизненный уро­вень населения, отсутствие безработицы, государственная защи­та нуждающихся — необходимые условия укрепления законно­сти. Правовые условия. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. 2. Субъективные факторы как гарантии законности. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, науч­но-теоретических конструкций. Уровень законности определяется и эффективностью дея­тельности политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии поли­тических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление закон­ности. 3. Специальные средства обеспечения законностиэто юри-ические и организационные средства, - предназначенные исключи-глъно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организацион­ные средства (гарантии). Юридические гарантии — совокупность закрепленных в за­конодательстве средств, а также организационно-правовая дея­тельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и сво­бод и их защиту. Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительно­го расследования, Конституционного Суда РФ и т. д. Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить воз­можные правонарушения. Меры пресечения правонарушений. Используются в тех случа­ях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудитель­ное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановле­ние на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др. Юридическая ответственность является важнейшим и необ­ходимым средством обеспечения законности, причем его эффек­тивность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.

51. ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общ. отношений, образовавшиеся в рез-те практической реализации прав. норм. Особенности правопорядка. Это состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Правопорядок возни­кает в результате фактической реализации правовых норм, явля­ется итогом правового регулирования. Он обеспечивается государ­ством. Условием правопорядка является законность. Принципы правопорядка: 1.Определенность (формально-определенные предписания). 2. Системность ( единая сущность права, господствующей в обществе форме собствен­ности, единстве гос. власти). 3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а пои организующей деятельности государства, его органов. 4. Государственная гарантированность. 5. Устойчивость. 6.Единство (единство принципов зак-ти на всей территории страны). Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок отличается от общ. порядка, который понимается как состояние урегулированности общ. отношений, основанное на реализа­ции всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д. В силу этого он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздей­ствия. Но он тесно связан с правопорядком, и его состояние важно для гос-ва. Правопорядок яв-ся частью общ. порядка, также общ. порядок может определять правопорядок. Невозможно регламентировать правопорядок, не ока­зывая влияния на общественный порядок, который поэтому не­редко поддерживается принудительной силой государства. УК и КоАП предусматривают отв-ть за нарушение общ. порядка, например за хулиганство.

52. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.

Правовую система – это це­лостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективны­ми закономерностями развития общества, осознанный и постоян­но воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. в юридической литературе используются самые различные критерии классификации правовых систем:

идеологические (буржуазные и социалистические); географические (европейское право, правовые системы Дальнего Востока, стран Африки); национальные (французское, германское, скандинавское право, славянская правовая система); религиозные (мусульманское, иудейское, индусское право).

Большую популярность получил такой критерий, как источники права (система общего права, романо-германская правовая семья).

Известные компаративисты Цвайгерт и Кетц для разграничения критериев классификации правовых систем ввели понятие «стиль правовой системы» по аналогии с понятием стиля в художественной литературе, живописи и т.д. В искусствоведении под стилем понимается, совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления или индивидуальную манеру художника (романтический стиль в литературе, русский оперный стиль, готический стиль). Названные авторы включили в понятие правового стиля следующие факторы (элементы): 1) историческое происхождение и развитие правовой системы; 2) господствующая доктрина юридической мысли и ее специфика; 3) своеобразие правовых институтов данной правовой системы; 4) правовые источники и методы их толкования; 5) идеологические факторы. Своеобразие правовых институтов как критерий разграничения правовых систем. Различие отдельных правовых институтов в разных странах столь велико, что они играют существенную роль в определении правовой системы. Различаются такие институты, как институт собственности, различие между движимым и недвижимым имуществом, наследственное право и многие другие.

Правовые источники, способы их толкования как системообразующий элемент. Отдельные авторы считают источники права основным отличительным признаком той или иной правовой системы. Они устанавливают определенную иерархию для каждой правовой системы. Для общего права: обычай, судебный прецедент, законодательный акт, нормативный договор. Для романо-германской правовой системы: закон, нормативно-правой договор, обычай, доктрина и т.д. Другие авторы считают, что учение об источниках права играет скромную роль в определении правовой системы и объясняют это тем, что все названные источники применяются во всех странах, что идет интенсивный процесс сближения правовых систем по формальным источникам права.

Национальные прав. системы объединяются в семьи: 1.Семья общего права (англо-сакс. прав. семья, англ. Америк. прав. семья) - Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия. 2.Романо-германская прав. семья (континентальная прав. семья) - ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, РФ. В рамках Романо-герм. прав. системы выделяется романская и германская. ФРГ, Россия, Австрия, Внгрия относятся к германской, в ней есть пандектное право – т.е. кодекс содержит общую часть. 3.Обычно-традиционная прав. семья (система обычного права) – прав. семьи осн. на обычаях и традициях. 4.Религиозная прав. семья. Прав. систему основанна на религ. доктринах (мусульманская, индуистская прав. система, иудоизм) - Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.