Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и механизм правообразования 1 страница






На ранних стадиях своего развития право хар-сь специфическими формами выражения. Отсудствие письменность способствовало тому что примитивное право всецело было сведено к обычаю и имело след. формы выражения:

1. Мифология. Кот. представляла собой образцы прав. поведения и ср-ва разрешения споров.

2. Фольклор – это разл. пословицы, поговорки, придания. Эта форма выражения права была распространенной. Уговор дороже денег. Самому судить не рассудить. Не пойман не вор. Особенностью применивного и архаичного права было то, что они предполагали поэтическую форму.

С течением времени право цивилизовалось, приобрело юр. определенность, системность, четко фикс. формы выражения и отработанные механизмы и процедуры обеспечения. На этапе уже зрелого права существовала 2 способа образования права:

1) факсация норм исходящих от общ-ва и поддерживаемых гос-вом.

2) исключительно нормотворческая дея-ть разл. инст-тов гос. власти.

МЕХАНИЗМ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ

История прав. развития свидетельствует о том, что первоначально позитивное право возникает из необходимости обеспечить защиту, охрану неприкосновенности носителей власти, поэтому охранительные нормы занимали наибольший вес в массиве формирующегося зак-ва. Нормы УП имели приоритетное значение. Важное значение отводилось нормам публичного права, кот. закрепляли порядок взимания налогов и сборов. Также существенное значение придавалось процедурным нормам, поскольку они позволяли отграничивать право от др. соц. регуляторов. И только после этого уже стали появляться нормы частного права, кот. яв-сь заключительной частью системы действующего права. Такой механизм правообразования говорит о том, что изначально шла защита именно институтов гос. власти, личностное начало в праве долгое время не учитывалось. С развитием естественного права регулирование взаимоотношений личности и власти становится приорететным направлением в праве.

12. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);
в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.
Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
- истечения срока, на который был принят юридический документ;
- объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
- устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).
Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.
Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

 

14. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА. НОРМА ПРАВА И ПРАВОВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ.

Юр. норма – это общеобязательное формально определенное правило поведения, содержащие права и обяз-ти субъектов, установленные (санкционированные) гос-вом или общ-вом и обеспеченные возможностью применения мер гос. принуждения. Структура юр. нормы – ее внутреннее строение, ее взаимосвязь составляющих элементов. 1. Гипотиза – структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее действия состоящие из юр. фактов при наличие или отсутствие кот. следует руководствоваться данной нормой. Виды: простые, сложные, альтернативные. 2. Диспозиция - структурный элемент норм права, указывающий на права и обяз-ти субъектов – при наступление условий указ. в гипотезе. По способу изложения диспозиция может быть: прямой, альтернативной и бланкетной. 3. Санкция – это структурный элемент нормы права, указывающий на последствия не соблюдения содержащихся в диспозиции правила поведения. По степени определенности санкции подразделяются на: обсолютно-определенные (точно указанный размер штрафа), относительно-опреленные ( лишение свободы на срок от 3 до 10 лет ), альтернативные.

Виды: По функциям в системе права: регулятивные, охранительные, специализированные. По отраслевому признаку, т.е. по предмету прав. регулирования: нормы конст., гражданского, уголовного, административного права. Процессуальные: угол. проц. права (порядок возложения угол. отв-ти), гражд. проц. нормы (порядок разрешения гражд. прав. споров). В зав-ти от степени обяз-ти юр. нормы: императивные и диспозитивные. 1.Регулятивные нормы указывают на права и обяз-ти сторон в правоотношениях. В зав-ти от хар-ра содержания: - управомачивающие – предоставляющие своим адресатам право на совершение положит. действий (п. 2 ч.1 ст. 19 ГК Гр-нин вправе переменить свое имя в порядке установленном законом).- обязывающие содержащие обяз-ть совершения опред. активных положительных действий (п.2 ч.2 ст. 19 ГК Гр-нин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене имени). - запрещающие нормы возлагающие обяз-ть пассивного плана не совершать запрещенных действий (п. 4 ст. 19 ГК). Приобретение прав и обяз-тей от имени др. лица не допускается). 2.Охранительные нормы – фиксируют меры гос. принуждения, кот. применяются за нарушение прав. запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания (почти все статьи особ. части УК; устанавливают меры угол. отв-ти за совершение преступления – особ. часть УК). 3.Специализированные: - дефенитивные – легальное определение юр. понятий (ст. 96 ГК АО признается общ-во уставной капитал кот. разделен на опред. число акций; в общей части НПА). - коллизионные устанавливается порядок выбора, подлежащий применению норм в случае наличия противоречий между несколькими нормами, регулирующими одни и те же отношения (п.2 ст.7 ГК норма устанавливающая приоритет правил межд. договоров перед правилами внутреннего зак-ва). - оперативные – определяют порядок вступления в силу, прекращения действия др. норм, или целых НА. - учредительно-декларативные – определяют принципы, осн. идеи прав. регулирования, или учреждают декларируют цели и задачи закона (бол-во зафиксировано в Конст. РФ, ФЗ, и др. кодифицированных актах). Императивные – имеют категоричный характер, и не допускают отклонение в регулирование наруш. правила, содержащегося в императивной норме, влечет неблагоприятные последствия для нарушителя п.2 ст.339 ГК Договор о залоге, его форма и регистрация. Диспозитивные – правила поведенияучастников общ. отношений. Предоставляется возможность самостоятельно определить объем прав и обяз-тей, но и выбрать иной вариант поведения (хар-ны для гражд. права, действуют поскольку стороны не установили соглашением иных правил поведения – форма если иное не предусмотрено договором). НПП - минимальная смысловая часть текста нормативно-правового акта, представляющая собой элементарное государственно-властное веление общего характера, обладающее формальной определенностью, цельностью и логической завершенностью. НПП характеризуется следующими основными признаками: государственно-властное веление; непосредственная выраженность в тексте нормативно-правового акта; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер.

2) НПП выступает как категория правовой науки, необходимая для исследования (а) организации системы права; (б) единства и согласованности системы законодательства; (в) структуры нормативно-правового акта; (г) правил законодательной техники.

14. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО: СПЕЦИФИКА И КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ.

Деление права на публичное и частное различали уже в Др. Риме. Публичное право по утверждению Римского юриста Ульпиана – есть то которое относится к положению римского гос-ва. А частное право относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к публичному и частному уточнялись получали более развернутые хар-ки, однако признание научной и практической ценности, деление системы права на частное и публичное оставалось неизменным, причем оно оставалось неизменным для континентальной прав. семьи. Др. системы такого деления стр-ры не имеют. Понятие частного и публичного права. Уяснение данного вопроса необходимо для того чтобы определить какие отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву. Частное право регулируют сферу частных интересов его объектами выступают отношения между физ. лицами их объединениями преследующими специфические интересы, тогда как сфера действия публичного права, дея-ть гр-дан, их ор-ций, ОГВ по поводу достижения тех интересов, которые имеют публ. прав. хар-р. Сущность частного права выражено в его принципах в независимости и автономии личности, признание защиты частной собственности и принцип свободы договоров.

Частное право прежде всего защищает интересы лица в его взаимоотношениях с др. лицами. В сфере действия частного права. Индивид решает использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Вмешательство государства в этих случаях минимально и вызывается главным образом интересами участников. Акты реализации права и интерпретационные акты.

Принципиальное отличие частного от публичного права заключено кроме того в хар-ре юр. защиты частных и публичных интересов. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юр неравноправные, поскольку одной из таких сторон всегда выступает государство в лице своих органов, ДЛ наделенное властными полномочиями (сов-ть объект. прав и юр. обяз-тей ОГВ). В сфере публичного права отношения регулир. из единого центра, каковым яв-ся гос-во для норм, институтов и отраслей публ. права наиболее специфичен императ. метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием (активное и пассивное – активное выполнение действия, пассивное запрет). В сфере публ. права разрешит. тип прав. регулир. в то время как отрасли частного права основываются на диспозитивности и связанны с действием общедозволительго типа прав. регулирования. Соотв. гл. источником публ. права яв-ся НПА, а в отраслях частного права значит. вес занимает договорное право. Т.е. частное право – это область свободы и децентарализации основанный на автономии воли и частной инициативы, тогда как публичное это сфера господства императивных начал и централизованного регулирования. К публ. праву относятся конст., админ, угол, финансовое экологич, все процессы. К частному: гражданское, семейное, трудовое, замельное, МЧП. Обсолютно публ. прав. или частно прав. отрасли не существует. Публ. прав. элементы присудствуют в отраслях частного права равно как и наоборот. Семейные: суд. порядок расторжения брака, взыскания алиментов, в зем. праве также имеется публ. прав. изъятие земель. Применительно к кажд. конкр. отрасли права имеет место комбинирование юр приемов.

16. КРИТЕРИИ ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ. ОТРАСЛЕВЫЕ РЕЖИМЫ.

Критериями деления права на отрасли и институты вы­ступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это фактические отно­шения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредо­вании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, уп­равленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: это жизненно важные для человека и его объединений отношения; это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; это устойчивые, повторяющиеся и ти­пичные отношения; это отношения поведенческие, за которы­ми можно осуществлять внешний контроль (например, юрис-дикционными органами). Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрас­ли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержатель­ные параметры нормы, института, отрасли и права в целом. Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Метод объединяет объектив­ные и субъективные моменты и носит по отношению к пред­мету дополнительный (процессуальный) характер. При регулировании общественных отношений используют­ся различные методы: императивный и диспозитивный, альтер­нативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для администра­тивного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный ме­тод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Административно-правовые режимы — это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения.

17. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ.

Системное построение права представляет собой образование состоящие из элементов системы системы права, находящихся между собой в функциональной зав-ти. Институт, отрасль, подотрасль. Система права хар-ся след. осн. признаками:

1) единство и ее диффенцированность. Яв-сь внутренним единым и целостным образованием система права в тоже время подразделяется на отдельные элементы, каждый из кот. выполняет самостоятельную роль в механизме прав. регулирования.

2) объективный хар-р системы права кот. обусловлен спецификой регулируемых общ. отношений. Объективный хар-р системы права подтверждается тем обст-вом что не зависимо от типа современного гос-ва и прав. системы имеются группы отраслей права идентичных во всех гос-вах: конст, админ, гражд, угол, семейное.

Таким образом система права – это объективно существующее внутреннее стороение права, кот. подразделяется на след. элементы: юр. нормы, суб. институты, подотрасли, отрасли.

1. Юр. норма – общеобязат. правило поведения выраженное в офиц. форме. Институты права это также осн. элемент системы права как представляют собой сов-ть юр норм регулирующих однородную группу общ. отношений.

- однородность факт. содержания инст-та права

- единство юр. норм, входящих в прав. институт и образующих единый комплекс.

- нормативная обособленность, кот. подразумевает что прав. институт выражен в отд. разделах, глпавах, частях офиц. источников. Инст. иск.давности гл 12 Г.

- полнота регулир. общ. отношений, кот. обеспечивает беспробельность прав. регулирования.

- бывают комплексные инст-ты права кот. представляют собой сов-ть норм входящих в состав разл. отраслей права.

2. Подотрасль – объединение неск. инст-тов одной и той же отрасли права. КП – избирательное, парламентское. ГП – наследственное.

3. Отрасль – объединяет однородную область общ. отношений. Имеет особенное строение как правило в ней выделяют общую и особ. части. В общей части сод-ся нормы действие кот. рас-ся на все отношения регул. данной отраслью, как правило инст-ты и подотрасли уже конкретиз. в особ. части. Кроме того каждая отрасль отличается от др. отрасли по осн. критериям: предмет, метод, дополнит. критерий – наличие кодифицированного акта.

Системное построение права указ. на то, что юр нормы могут действовать и оказывать регулирующее воздействие на общ. отношения, только в случае системного взаимодействия элементов системы права. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее соц. регулирование осуществляемое правом. Т.е. принимая законодательные акты законотворческий орган должен вписать в действующую систему права не нарушая ее целостности.

Традиционный подход к построению системы права.

Признание права системным образованием изначально предполагало обоснование критериев построения этой системы. Решению этой проблемы в рамках отечественной теории права были просвещены ряд дискуссий.

В период с 1938-40 г в ходе первой дискуссии впервые в рамках теории права был сделан вывод о том что основанием деление системы права отрасли яв-ся предмет прав. регулирования – общ. отнош. подверг-ся регулир. в рамках данной отрасли. Последующая дискуссия по поводу построения системы права относится к периоду 1858-59 был поставлекн вопрос о нед-ти выделения только одного критерия поскольку в этом случае получалось огромное множ-во отраслей и поэтому на этом этапе было предложено испол-е доп. критерия – метода прав. регулирования. И с этого момента общая теория права использует эти критерри в кач-ве базовых для постоения системы права. Кроме того существует и более сстрарый по времени воз-я подход к построению системы права. Выделение частного и публичного права, но этование критерия направленность интересов регул. общ. отношений.

18. НОРМА ПРАВА И СТАТЬЯ ЗАКОНА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМЫ ПРАВА В СТАТЬЕ ЗАКОНА.

Юр. норма – это общеобязательное формально определенное правило поведения, содержащие права и обяз-ти субъектов, установленные (санкционированные) гос-вом или общ-вом и обеспеченные возможностью применения мер гос. принуждения. Соотношение нормы и ст. НПА: 1) совпадают; 2) неск. норм содерж. в ст. НПА; 3) структ. элементы юр. нормы расположены в неск. ст. НПА (бол-во ст. семейного кодекса). Способы изложения: 1.Прямой способ изложения при кот. содерж. нормы выводится непосредственно из закрепляющей ее ст. НПА. 2.Отсылочный способ изложения, когда ст. содержит ссылки на др. конкр. ст. (п, ч.) дополняющие ее формулировку. 3.Бланкетная способ изложения, когда статья содержит отсылку не к какому либо конкретному предписанию, а к целому комплексу норм (ст. 98 ГК Образование АО). Управомачивание – способ прав. регулирования, кот. выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение опред. действий (собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

18. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА. ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Вопрос соотношения яв-ся центральным для правопонимания. Данная проблема ставилась еще римскими юристами. Причем под законом следует понимать не закон как источник высш. юр. силы, а как все офиц. источники юр. норм в данном в данном случае.

Концепции связ. с различением права и закона существует множество, однако среди этого множ-ва можнго обозначить 2 осн. и принципиальных подхода к данной проблеме.

1. Право представляет собой творение гос. власти и под правом следует понимать все офиц. источники права не зависимо от их содержания.

2. Закон даже принятый надлежащим суб-том и в надлежащей процедурной форме может не иметь прав. содержания, быть не прав. законом и выражать полит. произвол. Приверженцами первого подхода яв-ся представители юр. позитивизма Г.Ф. Шершеневич. Второй подход в рамках прав. системы РФ исследовался в конце 80-х-90-х годов, такими теоретиками как В.С. Нерсесянс, Явич, Бабаев которые утверждали что право можно считать только прав. закон. Признанно что право и гос-во яв-ся самостоятельными рез-тами общ. развития. В такой же степень независимые от гос-ва и процессы правообразования, а уже дело гос-ва выявить эти процессы правообразования и основываясь на началах справедливости возвести их в закон, т.е. оформить в кач-ве офиц. источников права, кот. содержат общеобязательные правила поведения. Т.о. в соотв. с пастулатами данного направления право как содержание и форма складывается в рез-те взаимодействия общества и гос-ва. Т.е. содержание права создается объективно под воздействием общ. процессов, а форму придает гос-во.

При различении права и законаобращают внимание на возможность не правового содержания у закона. Т.е. в настоящее время проблема различения права и закона состоит в установлении соответствия между содержанием и формой права. Право и закон следует различать в рамках второго подхода,

1. Где закон это офиц. источник норм выраж. во вне, а про – как единство формы и содержания.

2. Закон может иметь не прав. содержание, это опред-ся на основе общих естественно прав. начал (либертальная теория права).

20. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Система зак-ва – это сов-ть НПА представляющих всю сов-ть действующего норм. прав. регулирования. Различия между системой права и системой зак-ва заключаются в следующем:

1) в кач-ве первичного элемента системы права выступает юр норма кот. состоит из 3 осн. элементов. Перв. элементом системы зак-ва яв-ся статья НПА. Возможно три варианта соотн. юр. нормы и ст. НПА. 2) Система права яв-ся внутр. содержанием права, а система зак-ва представляет собой внешнее выражение оформления права закрепляемое в источниках права. Соотносятся как форма и содержание. 3) система права имеет первичный хар-р по отношению к системе зак-ва, поскольку зак-во приозводно от права, кот. с вою очередь производно от существующих на опред. территории общ. отношений, т.е. система права складывается объективно под влиянием общ. отношений, а система зак-ва складывается субъективно и зависит от воли и усмотрения законодателем. 4) строение системы права предпологает горизонтальное деление, а построение системы зак-ва имеет как горизонтальное так и вертикальное деление, кот. связанно с иерархией НПА по юр. силе. 5) отрасли права могут не совпадать с отраслями зак-ва, если подсистема зак-ва совпадает с отраслью права, то имеет место отраслевое зак-во, если подсистема зак-ва яв-ся частью отрасли права, то имеет место внутриотраслевое зак-во. Если подсистема зак-ва включает неск. отраслей права, то имеет место комплексное зак-во: экон. зак-ва, соц. обесечение. 6) различен объем регулирования систем права и систем зак-ва. Система права кроме НПА включает и иные источники права прав. обычаи, юр. прец-ты, НП договоры, наиболее полно регул. общ. отношения. В зав-ти от различн. оснований выделяют такие виды системы зак-ва как отраслевая, иерархическая, и фед. террит по видам гос. устр-ва.Отраслевая система зак-ва обусловлена прежде всего спецификой предмета прав. регулирования. Иерархич. система зак-ва имеет разделение НПА в зав-ти от юр силы. Фед. террит. система зак-ва определяется стр-рой построения гос-ва и особ-тями распределения нормотворческих полномочий между его суб-тами и между суб-тами и федерацией.

21. ПОНЯТИЕ, СТАДИИ И МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.
Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.
На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.
Вторая стадия — стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.
Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).
Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.
Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т. е. реализуется. правообеспечительная, правоохранительная функции права.
В научной литературе стадии правового регулирования могут быть выделены и по иным, чем у нас, основаниям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.