Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития информационно-коммуникационных технологий в Китае






Китай совсем недавно вышел на мировой рынок ИКТ, но довольно быстро закрепился на нем. Секрет китайских успехов прост в понимании, но в то же время сложен в реализации – это постепенные целенаправленные реформы, приводящиеся не в каждой отдельной отрасли, а параллельно, затрагивая практически все сферы жизни.

Как и общеэкономическое китайское чудо, импульс к развитию сектора ИКТ был запущен вместе с реформами 1980-х годов. В то время у многих развитых европейских и североамериканских стран уже были богатые технологические наработки в области коммуникаций и даже информационных технологий. Китай же представлял собой аграрную, многонаселенную, голодающую страну, пережившую десятилетний период научного застоя и политических преследований за малейшее сочувствие капиталистическому Западу. В таких условиях говорить о создании конкурентного сектора ИКТ не приходилось. Однако, как известно, осознание проблемы – первый шаг к ее решению.

Вставший у руля китайской экономики в конце 1970-х Дэн Сяопин понимал, что ключ к разрешению экономических проблем Китая кроется в самой системе, фанатически насаждаемой Мао Цзэдуном. Поэтому под его началом постепенно и очень осторожно стали проводиться экономические реформы. Именно он ввел понятие «социализм с китайской спецификой», что позволяло отойти от тотального государственного контроля над экономикой, сделать ее более открытой и конкурентоспособной. Первым существенным шагом на пути к созданию собственной высокотехнологичной отрасли стала инициатива 1985 года, положившая начало тесному взаимодействию между научно-исследовательскими центрами, прежде работавшими исключительно по государственным заказам, и непосредственными производителями.

В 1986 был запущен так называемый «План 863» - программа долгосрочного догоняющего развития высоких технологий в семи ключевых областях, включая информационные технологии. Смысл этой программы прозорливые китайцы видели в формировании альтернативного источника экономического роста на последующие десятилетия. Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных специалистов уже в то время. Государство не только реформировало систему образования, но и пошло на компромисс, направляя лучших студентов на обучение в развитые страны и поощряя привлечение иностранных специалистов национальными компаниями.

Важнейшим этапом в деле создания китайского сектора ИКТ суждено было стать программе «Факел» 1988 года. Эта программа была нацелена на внедрение новых технических разработок на производстве. В соответствии с программой «Факел», были созданы целые промышленные зоны развития науки и технологий. Первая такая зона появилась в Шэньчжене, на границе с развитой, тогда еще британской колонией - Гонконгом. Причиной тому послужила географическая и историческая близость основных инвесторов в технологический рост Китая – Гонконга и Тайваня. Опираясь на положительный опыт Шэньчжэня, были созданы технопарки в Пекине (китайская «силиконовая долина» - Чжунгуаньцунь), Шанхае, Сучжоу и многих других городах. Сейчас на территории Китая насчитывается более 130 технопарков.

Роль государства в этих программах была велика. Поддержка китайских ИКТ компаний заключалась не только в финансовом стимулировании, но и защите молодой отрасли от иностранных конкурентов. В технопарки допускались далеко не все иностранные компании. Критериями служили наличие передовых разработок и возможности их внедрения, доля рынка и экспорт ориентированность производства. Но необходимым условием выхода на китайский рынок по специально принятому закону «О техническом договоре» 1987 года было создание совместного с китайским партнером предприятия. Государство, со своей стороны, предоставляло землю в безвозмездное пользование, различные льготы, университетский научный потенциал и дешевые рабочие руки, однако, государственное финансирование проектов сводилось к минимуму.

Если в 1980-х коммунистический Китай с опаской открывался для сотрудничества с иностранцами, то к 1990-м годам иностранные инвестиции и совместные предприятия представлялись властям скорее как стимул, чем как преграда развитию национальной высокотехнологичной промышленности. Не смотря на довольно категоричные условия, соблазн дешевой рабочей силы и емкого китайского рынка был настолько велик, что с 1990-х годов в Китай потянулись такие гиганты, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT& T и другие. Это было взаимовыгодное сотрудничество: молодые китайские ученые могли получать ценный опыт, а иностранным компаниям открывался доступ на необъятный китайский рынок.

К 2005 году в Китае насчитывалось уже более 180 венчурных инвестиционных компаний, активно вкладывающих средства в расцветающие информационные и коммуникационные технологии. Только технопарками было привлечено более чем 60 млрд. долл. иностранных инвестиций. Практические результаты работы технопарков, в виде собственных разработок, также не заставили себя долго ждать.

Со временем в Китае появились собственные квалифицированные инженеры, «выросли» амбициозные молодые ученые, Китай нашел нишу на мировом рынке ИКТ. За десять лет работы парка " Шэньчжэнь" в нем было разработано более 90 новых технологий и продуктов. Некоторые из них, например, китайская интегрированная компьютерная система " Чжучжэнь" является лучшей в мире и по сей день. Не отстает и пекинский «Чжунгуаньцунь»: только за первые шесть лет в технопарке было зарегистрировано более 2, 5 тыс. инновационных фирм. Сегодня здесь работает более 22 тыс. компаний со всего мира, по официальным данным, их общий оборот составляет 80 млрд долларов.

За последнее десятилетие темпы роста ИКТ в технопарках превышают 10%, а пекинский показал все 25% в год. Таким образом, с 1997 по 2000 годы Китаю удалось удвоить выпуск компьютерного оборудования. Во многом это произошло за счет подрядов от иностранных партнеров, услуг по аутсорсингу и простого копирования. В меньшей степени на росте технологичного экспорта 1990-х годов отразились собственные инновационные разработки китайцев. Однако вскоре ситуация начала меняться. Чтобы сбалансировать развитие сектора ИКТ, китайское правительство запустило в 2000 году программу поддержки компаний-разработчиков. В соответствии с этой программой, крупные компании, имеющие собственные центры НИОКР, получили возможность напрямую продавать свою продукцию за рубеж, а получение компаниями международных сертификатов соответствия, поощрялось финансово.

Рисунок 1. Темпы роста ИКТ Китая

Параллельно стимулировалось внедрение информационных технологий в банковском секторе, международной торговле, национальной сети коммуникаций. В первую очередь, это отражалось на доступности телефонной, мобильной связи и Интернета. Можно говорить не только о высокой плотности мобильной и стационарной телефонной сетей, широком доступе в Интернет, но и о постоянно снижающейся цене на эти услуги. Кроме того, Китай уже давно стал лидером по числу Интернет-пользователей. Впервые установив Интернет соединение с миром в 1993 году, Китай сообщает уже о более чем 500 млн интернет-пользователей. Хотя Китаю еще есть, куда расти, уже сейчас Китай ориентируется на нужды Интернет-пользователей: расширяется спектр функций, доступных в сети, постоянно совершенствуется система электронных платежей, внедряются передовые технологии документооборота на предприятиях, и не только.

Значение сектора ИКТ настолько возросло, что в 1998 году было принято решение о создании Министерства информационной промышленности, которое было расширено в 2008 году и переименовано в Министерство промышленности и информационных технологий с целью стимулирования развития ИКТ и модернизации промышленности путем внедрения последних технологических наработок. В настоящее время Министерство является своего рода гигантом, контролирующим телекоммуникации, средства информации и вещания, информационные технологии, Интернет. Это говорит о том, что власти понимают значимость сектора ИКТ и уделяют его развитию большое внимание. " Мы вступили в тот исторический период, когда социально-экономическое развитие в большей степени, чем раньше, идет за счет научно-технического прогресса и инноваций", - заметил премьер-министр КНР Вэнь Цзябао на одной из встреч, где подчеркнул приоритетность развития ИКТ.

О серьезности намерений руководства КНР по развитию ИКТ свидетельствуют не голословные заявления, а результаты уже проделанной многолетней работы. Успехи предшествующих реформ видны невооруженным глазом. Каждый школьник знает, что большая часть электроники производится именно в Китае. Однако благодаря планомерной политике властей по созданию условий для научных разработок и их внедрения, Китай отныне является не только «сборочным цехом», но и полноценным «разработчиком-производителем» высокотехнологичной продукции. Если в 1995 году Китай заявлял лишь о 2, 1% высокотехнологичного экспорта, то к 2009 году этот показатель вырос более чем в десять раз. Пусть большую часть в нем все еще составляет производство высокотехнологичной продукции на условиях аутсорсинга, однако, правильный вектор движения уже задан.

Реформы, начатые Дэн Сяопином в конце прошлого столетия, внесли существенный вклад в развитие науки и становление сектора ИКТ, способствовали укреплению всей экономики. Во-первых, государственное стимулирование образования, помощь одаренным молодым ученым, поощрение сотрудничества ведущих университетов с бизнесом – все это вывело качество продукции китайских производителей на новый уровень. Во-вторых, в результате реформ предприятия получили больше самостоятельности в принятии решений. Если раньше государство опекало зарождающийся сектор ИКТ, являлось и закупщиком импортных технологий для национальных компаний, и потребителем произведенной ими продукции, то уже с 1990-х годов китайские ИКТ-компании окрепли и получили полномочия самостоятельно сотрудничать с иностранными партнерами и заказчиками, самостоятельно закупать необходимые технологии и нести связанные с этим риски. В-третьих, иностранные инвестиции, хлынувшие в долгое время экономически изолированную страну, принесли с собой не только капитал, но и жизненно необходимые молодому сектору ИКТ технологии, западные модели управления, современное автоматизированное производство, наконец. Кроме того, не стоит забывать о полутора миллиардном населении Китая. Благодаря развитию новой отрасли были созданы миллионы новых рабочих мест. Также реформы, в частности создание технопарков, содействовали развитию провинциальных центров. Отсталая некогда деревня Шэньчжэнь за какие-то пару лет превратилась в производственный и торговый центр передовых информационных технологий. И хотя китайскому сектору ИКТ еще есть, куда расти и расширяться, проведенные реформы уже дают Китаю неплохую заявку на конкурентоспособность китайского ИКТ-сектора на международном рынке. Китай уже производит в четыре раза больше инженеров, чем США. Резко растут расходы на НИОКР, число выданных патентов и публикаций в научных журналах — все это говорит об амбициях Китая в секторе инновационной экономики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.