Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники административного права на межгосударственном уровне

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты.
С 1935г. в России:

1. Административное право как наука исследует закономерности развития административного права. (теоретики: Козлов, Алёхин)

2. Административное право как учебная дисциплина, важнейшая составляющая юридического образования.

Система административного права как отрасли права
1.Общая часть

1. предмет

2. формы и методы

3. субъекты административного права

4. ответственность по административному праву

5. административный процесс

2. Особенная часть

1. экономическая сфера

2. социально-культурная сфера

административно-политическая сфера

Сегодня главнейшие проблемы административного права, среди которых можно выделить следующие:

1) предмет административного права и построение его системы;

2) " семейство" административных (управленческих) наук;

3) организация и функционирование исполнительной ветви государственной власти: структурные проблемы организации системы исполнительной власти; новые цели, задачи

Осознавая особую сложность реформирования современного российского административного права и изменения его структуры, автор считает, что потребуются долгие годы исследовательской, административно-политической и законотворческой работы, прежде чем административному праву будет придан новый вид и оно будет иметь новую структуру, адекватную уровню развития современного административного и других отраслей публичного права и функции публичного управления; преобразование в системе исполнительной власти, в ее структуре и методах деятельности; установление (или разграничение) компетенции ее органов;

4) защита прав и свобод гражданина и человека; усиление судебного контроля за исполнительной властью (административная юстиция);

5) законодательное регулирование государственной и муниципальной службы;

6) формы и методы деятельности органов исполнительной власти (правовые акты управления и административные договоры);

7) юрисдикционная деятельность государственных и муниципальных органов;

8) развитие законодательства об административном процессе24.

Указанные проблемы административного права обусловливают целесообразность проведения дискуссии о новых подходах к определению сущности и структуры. В специальной литературе последних лет проблеме реформирования административного права посвящено немало интересных и важных материалов (статей, книг, обзоров)[25]; особо можно выделить новые идеи и предложения К. С. Вельского, посвятившего немало работ предмету и системе современного административного права.

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников административного права относятся:

§ Конституция РФ;

§ федеральные конституционные законы; федеральные законы;

§ постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;

§ правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;

§ нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

§ законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);

§ правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н).
Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управ-ленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса.
В качестве общих методов управления выделяют методы убежде-ния, принуждения и поощрения.
Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.
Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным.
Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, ко-торые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел.
Поощрительное воздействие способствует возникновению интере-са, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения.
Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность),
- материальным (премия, ценный подарок).
- статусным, изменяющим правовой статус гражданина.
Например, присвоение почетного звания " Заслуженный юрист РФ" – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощре-ние знака Герой РФ.
Принуждение заключается в применении субъектами исполни-тельной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
(штраф)
По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры.
Экономические – это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает же-лаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д.
К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, кон-троль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объек-та управления.
2. Административное принуждение является вспомогательным методом исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения недостаточно для достижения цели, по-ставленной перед органом исполнительной власти.
Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Признаки административного принуждения:
1. применяется на основе закона.
2. осуществляется посредством правоприменительных актов (про-токол).
3. персонифицировано, т.е. применяется к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы.
4. для административного принуждения характерен внесудебный характер применения.
5. применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфе-ре гос. управления, не имеющие ведомственных границ (правила дорожно-го движения).
5. Меры административного принуждения делятся на 3 группы:
1. Меры административного принуждения – это способы и средст-ва, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормаль-ной деятельности гос. органов, предприятий и организаций.
Основанием для применения мер административного предупрежде-ния может служить предположение о намерении лица совершить админи-стративное правонарушение либо другое противоправное деяние. Админи-стративно-предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде опреде-ленных ограничений и запретов.
К административно-предупредительным мерам относятся контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспор-та на отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закры-тие участков гос. границы, проверка документов и досмотр вещей, прину-дительное доставление физических лиц для освидетельствования в меди-цинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, гро-зящих разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств.
2. административно-пресекательные меры – это способы и сред-ства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных послед-ствий.
К таким мерам относятся административные задержания для со-ставления протокола об административном принуждении, применение оружия и других специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного оружия, проистановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на банковские счета организаций, привод в милицию.
3. меры административной ответственности, административные взыскания – это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии (предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его специального права.

Понятие административного принуждения. Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, одним из методов государственной деятельности. Оно представляет собой применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний.

Его цели достигаются путем предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности. Какие меры являются административными, определяется в нормативно-правовых актах. Они предусматриваются в санкциях и диспозициях административно-правовых норм. Но своему характеру эти меры бывают моральными, материальными и организационными. По общему правилу, их негативные последствия проявляются одновременно. Например, моральное воздействие на физических лиц фактически присутствует при применении любых административных мер.

Меры административного принуждения весьма разнообразны и многочисленны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть подразделены на четыре группы:

· административно-предупредительные меры;

· меры административного пресечения;

· меры административной ответственности;

· административно-восстановительные меры.

В последнее время выделяются также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

1. Административно-предупредительные меры принудительного характера применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных вредных для режима общественной безопасности явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Административно-предупредительные меры чаще всего не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения.

2. Меры административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

3. Административно-восстановительные меры выделяются в юридической литературе как самостоятельные группы мер административного принуждения, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения, возмещения причиненного ущерба. К ним, например, относят снос самовольно возведенного строения, возмещение имущественного ущерба и др.

4. Меры административной ответственности применяются к лицам, признанным виновными в совершении административных правонарушений, и выражаются в наложении административных взысканий.

Административная ответственность - это предусмотренное санкцией административно-правовой нормы принудительное воздействие за совершенное правонарушение, примененное к виновному лицу уполномоченными органами или должностными лицами.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением судьи, компетентного органа или должностного лица, рассмотревшего дело.

Лицо подлежит административной ответственности только за те ад­министративные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, будучи привлекаемым к административной ответственности,. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Ответственность лица, совершившего административное правонарушение определяется законом действовавшим во время и на территории совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Административная ответственность, как и другие виды юридической ответственности, является правовым, нормативно определенным государственным принуждением, государственной правовой оценкой содеянного, выражающейся в неблагоприятных последствиях для правонарушителя (моральных, материальных или физических), своего рода результатом правонарушения.

Нормы, регулирующие административную ответственность, образуют самостоятельный институт административного права.

Среди особенностей административной ответственности могут быть названы:

– основание ответственности и вид правонарушения – административное правонарушение (менее опасные, чем преступления, но значительно более распространенные);

– объект посягательства – отношения в сфере государственного управления (и ряд других);

– субъекты ответственности как физические, так и юридические лица;

– результат привлечения к ответственности – административные наказания;

– установление ответственности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (к ведению субъектов РФ отнесено установление административной ответственности за правонарушения, носящие региональный характер);

– меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

– меры ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, различные органы исполнительной власти);

– меры ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями;

– привлечение к ответственности и назначение административного наказания влечет состояние административной наказанности (не судимости) в течение определенного срока и не является основанием увольнения правонарушителя с работы;

– имеет особый процессуальный порядок реализации (более простой и экономичный, чем уголовный);

– наступает перед государством (как уголовная, но не дисциплинарная и гражданско-правовая).

Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности. Узкий подход законодателя к пониманию административной ответственности послужил на практике одним из оснований для выдвижения положения о введении в законодательство особого вида юридической ответственности - экономической (финансовой). Административные взыскания тесно связаны между собой, образуют стройную систему и являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишении каких-либо прав или благ.

В КоАП закреплены следующие виды административных взысканий:

- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
- исправительные работы;
- административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например, за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками, за нарушение правил пользования жилыми помещениями). Предупреждение, как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о наложении административного взыскания. Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова " предупреждаю") не может рассматриваться в качестве взыскания и вызывать правовых последствий.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия. административный правонарушение преступление вина

Действие - это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.

Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату (о понятии вины юридического лица см. выше).

С одной стороны, в современных условиях развития государства и общества, экономических отношений, технологического прогресса административная ответственность юридических лиц является одной из гарантий защиты государства и общества от противоправной деятельности такого рода организаций. С другой стороны, административная ответственность юридических лиц является элементом их правового статуса, а последний относится к межотраслевым категориям, следовательно, при определении ее значения, признаков, эффективности следует использовать юридические конструкции гражданского, финансового, конституционного, административного права.
Большинство составов административных правонарушений, предусматривающих в качестве субъектов административной ответственности юридических лиц, рассчитаны на один из их видов – коммерческие организации. Тем не менее КоАП РФ не исключает возможности привлечения к административной ответственности некоммерческих организаций. По нашему мнению, необходим дифференцированный подход к административной ответственности организаций, владеющих имуществом не на праве собственности, а на праве оперативного управления (государственные, муниципальные учреждения). Применение к ним имущественных административных наказаний прежде всего ущемляет права собственника имущества, не совершавшего административного правонарушения.
Кроме того, существует проблема привлечения к административной ответственности государственных органов власти, которые согласно законодательству являются юридическими лицами или наделены правами юридического лица. Однако назначение административного наказания государственному органу не обеспечивает достижения предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ целей его применения. Если государственный орган в процессе реализации своей гражданско-правовой правосубъектности в качестве государственного учреждения совершает противоправное деяние, административную ответственность должен нести его руководитель (должностное лицо).
На основании изложенного мы присоединяемся к мнению И.В. Пановой о том, что наиболее целесообразным представляется установление такой же презумпции при привлечении юридических лиц к административной ответственности, как та, которая в настоящее время заложена в Гражданском кодексе РФ: юридическое лицо должно привлекаться к административной ответственности за административное правонарушение, если оно не докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него действующими нормативными правовыми актами, оно приняло все меры для надлежащего исполнения требований законодательства.
При этом юридическое лицо освобождается от административной ответственности, если докажет, что ненадлежащее исполнение требований нормативных правовых актов произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Законодателю следует четко обозначить, какие именно обстоятельства относятся к чрезвычайным и непреодолимым. Например, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями.

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Виды административных наказаний:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6. административный арест;

7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация;

9. административное приостановление деятельности.

Административные наказания, перечисленные в п. 3–9, устанавливаются только КоАП.

Основные и дополнительные административные наказания:

1. Предупреждение, администртивный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.

Административный процесс – урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Административное производство – определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Иначе: Административное производство – это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.

В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство – органическая часть процесса.

Виды административных производств по В.Д. Сорокину:

1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;

2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;

4. производство по делам о поощрениях;

5. производство по делам об административных правонарушениях;

6. производство по дисциплинарным делам;

7. регистрационное производство;

8. лицензионное производство;

9. исполнительное производство.

Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

· правотворческое производство;

· правонаделительные производства;

· правоохранительные производства (юрисдикционные).

Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:

1. они осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел;

2. они осуществляются преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (не меняет положения и то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты, например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях);

3. материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

Административная юстиция — система специализированных органов или специальных судов по контролю за соблюдением законности в системе государственного управления, в узком значении — особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином или организацией с одной стороны и органом государственного управления с другой стороны. Во многих государствах мира такая система создана. В России её пока нет. Административная юстиция, как правовой институт, выполняет в обществе и государстве функцию судебного контроля при помощи судебного административного иска (жалобы), который рассматривается по правилам административного судопроизводства, для обеспечения соблюдения исполнения законов и правил должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) в любом цивилизованном государстве.

Административная юрисдикция – установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Законность в государственном управлении можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Российской Федерации и нормативных правовых актов органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству любых актов управления.

К принципам законности относятся следующие:

- верховенство закона,

- реальность законности,

- единство законности,

- недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона выражается в том, что закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия акта управления закону применяется закон, а акт управления должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен.

Принцип реальности законности означает достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности.

Принцип единства законности означает единое понимание и применение закона на всей территории Российской Федерации, на которую он распространяет свое действие (например, федерального закона - на всей территории Российской Федерации).

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что в рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности. Изменить закон можно только путем законотворческой процедуры.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности:

государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[69] каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Дисциплина в государственном управлении – это соблюдение, исполнение правил и норм конкретными исполнителями.

Государственная дисциплина делится на виды. Однако, для практического использования наибольшее значение имеет разделение по трем признакам:

- по организационному признаку, дисциплина разделена по отраслевому признаку, например, военная, транспортная, дисциплина сотрудников органов внутренних дел. Производственная дисциплина, например, в рамках организации, учреждения, предприятия.

- по функциональному признаку выделяют дисциплину, например, кадровую, финансовую, налоговую, страховую, статистическую и др.

- по функционально-организационному признаку выделяют такие виды дисциплины как финансовые отраслевые, производственно-технические и другие.

Вывод: законность и дисциплина являются взаимозависимыми юридическими категориями, позволяющими органам исполнительной власти применять нормы права в экономической, политической и социально культурной сферах.

Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики. Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле, как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущими им методами регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и др.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, собственно организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений над отраслевого экономико-правового регулирования.

Законность в государственном управлении можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Российской Федерации и нормативных правовых актов органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству любых актов управления.

К принципам законности относятся следующие:

- верховенство закона,

- реальность законности,

- единство законности,

- недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона выражается в том, что закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия акта управления закону применяется закон, а акт управления должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен.

Принцип реальности законности означает достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности.

Принцип единства законности означает единое понимание и применение закона на всей территории Российской Федерации, на которую он распространяет свое действие (например, федерального закона - на всей территории Российской Федерации).

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что в рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности. Изменить закон можно только путем законотворческой процедуры.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности:

государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[69] каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Дисциплина в государственном управлении – это соблюдение, исполнение правил и норм конкретными исполнителями.

Государственная дисциплина делится на виды. Однако, для практического использования наибольшее значение имеет разделение по трем признакам:

- по организационному признаку, дисциплина разделена по отраслевому признаку, например, военная, транспортная, дисциплина сотрудников органов внутренних дел. Производственная дисциплина, например, в рамках организации, учреждения, предприятия.

- по функциональному признаку выделяют дисциплину, например, кадровую, финансовую, налоговую, страховую, статистическую и др.

- по функционально-организационному признаку выделяют такие виды дисциплины как финансовые отраслевые, производственно-технические и другие.

Вывод: законность и дисциплина являются взаимозависимыми юридическими категориями, позволяющими органам исполнительной власти применять нормы права в экономической, политической и социально культурной сферах.

Государственное управление в социальной области осуществляется как высшими федеральными органами исполнительной власти, так и субъектами Федерации, а также структурными территориальными подразделениями на межотраслевой и отраслевой основе. В последние годы Парламентом принято немало законов, направленных на регулирование социальных отношений. В частности, об установлении минимального размера оплаты труда, о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании, о порядке разрешения трудовых споров, развитии физкультуры и спорта, об обязательном медицинском страховании и др. Социальные вопросы находятся в поле деятельности Президента и Правительства РФ, ими занимаются федеральные министерства и ведомства. Управление социальной сферой находится в совместном ведении Федерации и её субъектов, значительное место в этом вопросе отводится органам местного самоуправления.

Регулирование вопросов труда и связанных с ним отношений (занятость и социальная защита населения, выплата социальных пособий по безработице и др.) отнесено к ведению Министерства труда и социального развития, которое также возглавляет службу урегулирования коллективных трудовых споров. Полномочия Министерства труда носят межотраслевой характер и его решения в пределах компетенции обязательны для всех государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности.

С каждым годом возрастает важность охраны здоровья граждан. Охрана здоровья граждан заключается в принятии медицинских мер профилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании оптимального состояния общественной гигиены и санитарии и многое другое. Деятельность государственных органов в этом направлении основывается на следующих принципах:

- обеспечение соответствующих государственных гарантий соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья;

- бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

- доступность медико-санитарной помощи;

- приоритет профилактических мер;

- социальная защищенность в случае утраты здоровья;

- ответственность органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья и др.

Координирующим органом управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне является Министерство здравоохранения РФ, действующее в контакте совместно с соответствующими органами субъектов Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, обществом Красного креста и Красного полумесяца, с профессиональными медицинскими ассоциациями. На местах в систему министерства входят территориальные органы (управления, отделы), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, санатории, курорты, аптеки, предприятия, санитарно-эпидемиологические станции, служба скорой помощи.

Административно-политическая деятельность органов государственного управления распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные и внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью. Непосредственное управление большинством этих отраслей относится к исключительной компетенции Федерации и осуществляется федеральными органами управления непосредственно через свои территориальные управления и отделы. Многие министерства и ведомства в административно-политической сфере подчинены напрямую Президенту РФ, а Правительство осуществляет в отношении них координирующую деятельность. К совместному ведению Федерации и её субъектов относятся защита прав и свобод граждан, прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, координация внешнеполитических связей и международного сотрудничества субъектов РФ и др. На уровне муниципальных образований управление осуществляется по этому направлению деятельности или соответствующими отделениями федеральных министерств и ведомств, или органами субъекта РФ, если вопросы отнесены к совместному ведению.

Оборона страны предусматривает защищенность государства от внешних нападений в случае агрессии, связана с формированием Вооруженных Сил страны, поддержанием их в постоянной боевой готовности. Задачи обороны страны решаются Ракетными войсками стратегического назначения, Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами, Военно-морским флотом, привлекаются Пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД, железнодорожные войска, войска ФАПСИ, войска МЧС, а также инженерно-строительные воинские формирования. Обеспечением Вооруженных Сил страны занимаются Российское агентство по обычным вооружениям и Российское агентство по боеприпасам.

Управление обороной страны относится к исключительному ведению федеральных органов власти. В структуре органов осуществляющих государственное управление находятся Президент и Правительство РФ, министерства и ведомства (Министерство обороны, Генеральный штаб), действуют различные виды вооруженных сил (ВВС, ВМФ, ВДВ и др.), возглавляемые командующими. В структуре Министерства обороны связующими звеньями с войсками являются органы управления военными округами и флотами (Северный, Тихоокеанский, Черноморский). Объединения (например армии), соединениями) корпус, дивизия), частями (полк) управление осуществляется органами строевого военного командования. К структуре Министерства обороны относятся также воинские гарнизоны, военные комиссариаты.

Исключительной прерогативой федеральных органов исполнительной власти является управление государственной безопасностью – обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз политического, экономического, военного, техногенного, экологического, информационного, эпидемиологического и иного характера. Общее руководство осуществляет Президент РФ и Совет Безопасности как совещательный орган при Президенте. В состав Совета Безопасности входят председатели палат парламента, председатель Правительства РФ, некоторые руководители ведущих министерств и ведомств.

Повседневной деятельностью по обеспечению государственной безопасности занимаются: ФСБ, Служба внешней разведки, ФПС, Федеральная служба охраны, ФАПСИ, Федеральная служба железнодорожных войск. Деятельность этих органов по некоторым вопросам тесно связана с работой других министерств и ведомств, что приводит к необходимости координации их деятельности по отдельным направления государственного управления со стороны Президента РФ.

Ведущая роль в обеспечении государственной безопасности отводится Федеральной службе безопасности РФ. В систему органов ФСБ входя: управления (отделы) ФСБ по регионам и субъектам Федерации, территориальные органы; управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ, войсках, на флотах и иных вооруженных формированиях.

Большой объем задач в сфере государственного управления решает МВД: милиция, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, Государственная противопожарная служба, внутренние войска и отряды специального назначения. Министерство внутренних дел, непосредственно подчиненное Президенту РФ, осуществляет централизованное руководство, но как правило действует через МВД республик, управления и отделы МВД других субъектов Федерации. Структурная организация МВД строится на основе отраслевой специализации: криминальная милиция, милиция общественной безопасности, милиция нравов, оперативно-розыскная деятельность и др. Части оперативного назначения внутренних войск МВД участвуют в наведении порядка в районах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов (Чечня), разоружении незаконных вооруженных формирований, преступных групп и их ликвидации, в пресечении массовых беспорядков.

В систему правоохранительных органов входит Министерство юстиции РФ, которое подчинено Президенту РФ. Основными направлениями деятельности Минюста являются: обеспечение реализации государственной политики в области юстиции, участие в обеспечении правовой базы для деятельности государственных органов, в разработке и в проведении экспертизы законопроектов, организация и развитие системы юридических услуг, участие в международно-правовой охране прав и интересов граждан, регистрация нормативно-правовых актов министерств и ведомств. Органы Минюста регистрируют акты гражданского состояния (брак, рождение и т.п.). Минюст руководит деятельностью нотариата, Службой судебных приставов, ведает местами заключения осужденных и др.

Специфическим направлением деятельности органов государственного управления в административно-политической сфере является внешнеполитическая деятельность. В соответствии с Конституцией РФ основные направления внешней политики государства определяет Президент РФ, который представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры, также назначает министра иностранных дел, дипломатических представителей в другие государства и международные организации. Внешне политическую деятельность Президента обеспечивают Управление Президента по внешней политике, ведомства Протокола Президента. Правительство РФ организует представительства России в других странах и международных организациях, заключает и исполняет межправительственные соглашения, руководит внешней торговлей, культурными и иными связями с зарубежными странами и др.

Государственное управление в области международных отношений осуществляет Министерство иностранных дел, непосредственно подчиненное Президенту РФ. К системе органов управления иностранными делами относятся:

= МИД РФ, МИД республик в составе РФ;

= Дипломатические представительства России за границей: Посольства (Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ), Миссии (Чрезвычайный и Полномочный Посланник РФ, Временный поверенный в делах);

= Консульские представительства России за границей: Генеральные консульства (генеральный консул), Консульства (лонсул), Вице-консульства (вице-консул), Консульские агентства (лонсульский агент);

= Постоянные представительства при ООН, ВТО и др. международных организациях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела | Аналитический обзор Лондонского отделения Ассоциации православных экспертов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.