Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники экологически значимой информации.






Законы и другие нормативные правовые акты содержат специфическую информацию: их нормы несут информацию о должном поведении субъектов экологических правоотношений. Не обладая такого рода информацией, природопользователи и иные субъекты, которым адресованы нормативные требования, оказываются в затруднительном положении. Незнание закона не освобождает их от ответственности.

Одним из факторов эффективности права является обладание его субъектами информацией о нормативных правовых актах, устанавливающих права и обязанности в области природопользования и охраны окружающей среды. Чтобы обеспечить исполнение закона, необходимо довести его до исполнителя. Социологические исследования, которые проводились сектором экологического права Института государства и права РАН, иными исследовательскими центрами и отдельными юристами-экологами, показывают, что руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий часто не имеют правовых актов, к исполнению которых они обязаны. Соответственно, они не всегда знают, что должны делать в области охраны окружающей среды.

Таким образом, проблема эколого-правовой информированности в России стоит остро и требует решения как в рамках деятельности органов законодательной, так и исполнительной власти. Одна из них касается свободного доступа к самим нормативно-правовым актам.

Некоторые решения проблемы правовой информатизации в законодательстве имеются. Одно из них связано с требованием опубликования закона, как условием его применения. Конституция РФ закрепила правило о том, что неопубликованные законы не применяются (ст. 15). Официально для всеобщего сведения должны быть опубликованы также иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Кроме того, в ч. 2 ст. 24 Основного закона органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам вменено в обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права.

Опубликование природоохранных нормативных актов – первый шаг к доступу к правовой информации. Но в какой степени они свободно доступны для общественности, организаций, должностных лиц и даже государственных органов? Наиболее развиты официальные (государственные) банки правовой информации в форме регулярного издания «Собрания законодательства Российской Федерации», «Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации» и некоторых др. Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ должны обеспечить распространение сборников нормативных актов на всех административно-территориальных уровнях, включая муниципальный, имея в виду обеспечение свободного доступа к ним всех заинтересованных граждан. Одним из решений может быть формирование банка нормативных актов в публичных библиотеках.

Лучше с правовой информированностью обстоят дела в системе органов государственной власти. Но и здесь пока не создана инфраструктура, обеспечивающая информационно-правовую поддержку органов государственной власти РФ. В этих целях на современном этапе осуществляется программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. «О президентских программах правовой информатизации».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.