Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку






Юстину пять лет, и он на приеме второй раз. В игровой комнате игрушек гораздо больше, чем в любом другом месте, которое ему приходилось видеть, кроме магазинов, где их можно купить. И он не помнит, когда родители в последний раз покупали ему игрушку, а здесь их много — таких замечательных, и ценников на них нет! Он притворяется, что играет с грузовиком, а тем временем другой рукой запихивает в карман маленькую машинку, стараясь, чтобы терапевт не увидел, что он делает. Но терапевт видит, как машинка исчезает в кармане. Юстин продолжает играть с грузовиком до тех пор, пока терапевт не объявляет, что сеанс окончен.

Так что же делать терапевту? Ждать, что Юстин будет честным и признается? Разрешить ему взять машинку, понадеявшись, что он принесет ее обратно? Использовать эту возможность для нотации о честности? Не волноваться, поскольку, машинка и стоит-то меньше доллара? Ничего подобного! Ни один из названных вариантов не подходит! Мы не должны забывать о чувстве вины, которое может возникнуть у ребенка от того, что он унес машинку домой. Стоимость машинки не имеет значения. Поступки и чувства ребенка — вот что нас волнует, а вовсе не стоимость машинки. Игро­вая комната— это место, где ребенок сам усваивает ценности, они не навязываются ему терапевтом.

Иногда неопытный терапевт может спросить: «Юс­тин, ты что-то забыл?» или: «Юстин, подумай-ка, что ты еще должен сделать сегодня, прежде чем уйдешь?» А кто-то спросит: «Ты взял машинку?» Послание, кото­рое получает Юстин в такого рода вопросах, ему непо­нятно, потому что по той настоятельности, с которой за­дается вопрос, он чувствует, что терапевт знает, но сам вопрос означает, что терапевт не знает. Может ли быть, что в этом случае сам терапевт ведет себя нечестно? Кажется, что именно так оно и есть. Вопросы о том, что уже известно, редко бывают полезными.

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения.

В этот момент, следует говорить прямо, твердо и с пониманием.

Терапевт: Я знаю, тебе хотелось бы забрать машин­ку с собой, но машинка, которую ты поло­жил в карман (указывает на карман) оста­нется здесь, чтобы в следующий раз ты мог с ней поиграть.

Юстин: Какая машинка? У меня никакой машинки нет (хлопает себя по пустому карману).

Терапевт: Тебе хочется сделать вид, что ты не зна­ешь, где машинка, но машинка вот из это­го кармана (указывает на карман) оста­нется здесь.

Юстин: (сует руку в карман, достает машинку).

Если терапевт начнет спрашивать о том, почему он хочет взять игрушку, морализировать на тему: «Ты знаешь, что нельзя брать вещи, которые тебе не при­надлежат», — или пытаться заставить его рассуждать об аналогичных событиях («Интересно, что будет, если ты в школе возьмешь чужую вещь»), напряженность ситуации и вероятность появления у ребенка чувства вины только возрастет.

Такие высказывания лишают ребенка ответственно­сти за построение и направление отношений и предо­ставляют терапевту решать, что является важным. Кро­ме того, просить ребенка рассказать словами о том, что он постигает через инсайт — значит игнорировать те возрастные особенности, которые сделали необходимым направление ребенка в игровую комнату. Игра ребенка в процессе игровой терапии вовсе не является подготовкой к якобы заведомо более значительной речевой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.