Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуационные ограничения






Вынос игрушек или игрового материала из игровой комнаты. Эта ситуация может, действительно, сильно за­девать чувства терапевта, когда ребенок просит так жа­лобно: «Пожалуйста, можно я возьму эту машинку до­мой поиграть? У меня дома машинок совсем нет, а эта мне очень-очень нравится». Прежде всего, у терапевта, по-видимому, возникнет мысль: «Разумеется, почему бы нет? Здесь много других игрушек, да и таких маши­нок несколько». Существует четыре основных причины, по которым не следует разрешать детям брать игрушки домой. Во-первых, игровая терапия основывается на эмоциональных отношениях, и то, что ребенок уносит домой в душе, гораздо важнее того, что он уносит до­мой в руках. Слишком часто дома родители приучают ребенка к тому, что материальная отдача гораздо важ­нее отдачи духовной. Подарки становятся заменой ду­ховного контакта, и дети, к сожалению, усваивают, что отношение выражается в материальных предметах. Вто­рой, не менее важный момент, составляют финансовые соображения. Как правило, игровые комнаты распола­гают весьма ограниченным бюджетом. Третий фактор — это интересы других детей, и в первую очередь, методо­логическая основа, лежащая в основе подбора игрушек. Они являются средством для самовыражения ребенка. Если позволить уносить игрушки из игровой комнаты, то можно ограничить тем самым свободу экспрессии другого ребенка. По той же причине нельзя выносить игрушки в приемную, чтобы развлечь сидящих там де­тей. Четвертый фактор — затруднения, возникающие в том случае, если ребенку разрешили взять игрушку до­мой, а он не принес ее обратно. В этом случае роль терапевта, пытающегося получить игрушку обратно, су­щественно меняется.

На просьбу ребенка взять игрушку домой терапевт может ответить: «Хорошо бы, конечно, поиграть с этой машинкой дома, но игрушки должны оставаться в иг­ровой комнате, чтобы ты нашел их, когда придешь сю­да в следующий раз».

Если ребенок хочет показать родителям какую-то конкретную игрушку в игровой комнате, он может при­гласить их в игровую комнату после того, как окончит­ся сеанс. Детям разрешается брать домой свои рисунки, но сам терапевт не предлагает им это сделать. Если терапевту нужна копия этого рисунка, он спрашивает у ребенка разрешения оставить рисунок у себя до сле­дующей встречи и за это время фотографирует рису­нок. Некоторые терапевты отмечают, что иногда дети, по-видимому, рисуют специально для того, чтобы пода­рить рисунок родителям, братьям или сестрам. В этих случаях терапевту кажется, что самоисследования в деятельности ребенка не происходит пли почти не про­исходит, поэтому он требует, чтобы ребенок оставлял все рисунки в игровой комнате, и потом все их забрал J домой. После того, как устанавливается такое ограни­чение, рисунков становится меньше, и на первый взгляд, это подтверждает высказанную гипотезу. Такие же огра­ничения можно устанавливать на' то, чтобы забирать домой поделки из глины или пластилина, в зависимости от финансовых соображений. Это в большинстве случа­ев может понадобиться игровым терапевтам, к это вполне допустимо.

Стремление уйти из игровой комнаты. Нежелательно позволять ребенку произвольно входить и выходить из игровой комнаты, поскольку это резко ограничивает от­ношения и мешает осуществлению и завершению неко­торых интеракций, особенно когда предлагается огра­ничение или сразу после того, как ребенок выразил чувства гнева или испуга. Детям нужно усвоить, что они не могут убежать от ответственности, что привержен­ность установившимся отношениям означает, что нужно остаться и выяснить все до конца. Если позволить де­тям уходить и возвращаться, когда им захочется, мож­но обратить этот опыт едва ли не в игру. Может быть, терапевту следует сказать детям, что если они предпо­читают уйти, это означает, что в этот день вернуться в игровую комнату они не смогут.

В большинстве случаев терапевты предпочитают не разрешать детям покидать комнату раньше установлен­ного времени, за исключением тех случаев, когда ребе­нок просит попить или выйти в туалет. Обычно правила предусматривают один выход попить и один выход в туалет, считая это вполне достаточным. Однако этого правила нельзя придерживаться слишком строго, по­скольку некоторым детям и в самом деле бывает необ­ходимо пойти в туалет не раз и не два. Неопытные те­рапевты имели возможность в этом убедиться, когда внезапно на полу появлялась лужа, и ребенок после этого чувствовал себя неловко и нервничал. Справиться с этой ситуацией можно, если взять за правило, что родители должны позаботиться о том, чтобы сводить ребенка в туалет перед каждым приемом.

В нашем Центре игровой терапии в двух игровых комнатах име­ются небольшие туалеты, которые открываются в игро­вую комнату, тем самым снимая эти проблемы.

Следующее взаимодействие в игровой комнате ил­люстрирует процесс установления ограничений на уход из игровой комнаты.

Кэтлин: Мне ничего здесь не нравится. Я ухожу (быстро идет к двери).

Терапевт: Кэтлин, наше время в игровой комнате еще не кончилось. Тебе ничего здесь не нравит­ся и ты хочешь уйти, но время еще не кон­чилось (Терапевт бросает взгляд на часы). У нас еще пятнадцать минут, а потом нуж­но будет уйти.

Как указывалось ранее, терапевт использует место­имения «наше» и «у нас», поскольку каждый из них — и терапевт, и ребенок — являются частью взаимоотно­шений, и из комнаты уйдут оба. Добавляя последнюю часть высказывания: «а потом нужно будет уйти», — те­рапевт поясняет ребенку, что ему в конце концов при­дется уйти. Иначе ребенок, особенно очень маленький, может испугаться, что он никогда отсюда не выйдет и «мама и папа никогда меня больше не увидят».

Временные ограничения. Сорок пять минут для про­ведения приема вполне достаточно, и требуется минут пятнадцать, чтобы привести комнату в порядок для ра­боты с другим ребенком. В некоторых учреждениях, на­пример, в начальной школе или в женских приютах, где психолог имеет очень большую нагрузку, для прие­ма вполне достаточно тридцати минут. Но тот промежу­ток времени, о котором было сообщено ребенку, дол­жен неукоснительно выдерживаться. За пять минут до окончания сеанса терапевт должен предупредить ребен­ка, что сеанс скоро закончится. Маленьким детям, ко­торые еще не имеют четкого представления о времени, и детям, которые совершенно поглощены игрой, требу­ется еще одно предупреждение — о том, что осталось всего несколько минут. Такие напоминания помогают детям приготовиться к тому, чтобы закончить деятель­ность, и дают им возможность завершить то, чем они занимаются, или побыстрее переключиться на что-то еще, чем они хотели заняться. Этот, последний вариант поведения типичен для многих детей, и свидетельствует о том, что дети планируют свои действия в ходе игры или даже перед тем, как придут на прием; об этом сви­детельствует высказывание Пола: «Я, когда шел сюда, собирался поиграть с грузовиком, правильно?» Джайнотт (Ginott, 1961) предлагает другое объяснение по­спешного переключения ребенка на другую деятельность. Он видит причину этого в том, что дети знают, что они скоро покинут игровую комнату и понимают, что они могут безбоязненно заняться игрой, напрямую связанной с их основными трудностями. Это явление на­поминает аналогичную тенденцию у взрослых испытуе­мых, которые часто откладывают обсуждение значимых проблем до последних минут приема.

Цель состоит не в том, чтобы выкинуть ребенка из игровой комнаты, а скорее в том, чтобы обеспечить ре­бенку возможность взять на себя ответственность за уход из игровой комнаты. Значит, терпение и понима­ние терапевта не прекращается с окончанием сеанса. У него не возникает чувства, что его торопят уйти из комнаты. Когда он объявляет: «На сегодня наше время закончилось. Пора идти в приемную, к маме», —тера­певт поднимается, тем самым давая видимое подтверж­дение своим словам. При этом он считается с потреб­ностью ребенка закончить свое дело, несколько секунд выжидает. Установка на возвращение ответственности ребенку сохраняется в том, что на пути к выходу тера­певт пропускает ребенка вперед.

Ограничение шума. Вообще говоря, в игровой ком­нате допускается любой шум. Дети могут визжать, кричать, колотить по деревяшке так сильно и так долго, как им заблагорассудится. Однако уровень шума быва­ет необходимо снизить в школе или в клинике, когда шум может помешать работе в соседних помещениях. Это ограничение, несомненно, ситуационно, и хотя и нежелательно, но может быть вызвано практическими соображениями. Однажды я работал в игровой комнате на третьем этаже служебного здания, и в этих условиях, когда ребенок слишком сильно ударял по деревяшке, звук отдавался по стальным перекрытиям здания. Мы решили эту проблему, постелив под деревяшку в несколько слоев старый ковер, который поглощал звук. Уровень шума в игровой комнате, может стать основ­ной проблемой в начальной школе, поскольку кабинет психолога расположен обычно рядом с административными помещениями. И гораздо лучше ограничить шум, чем дожидаться, пока администратор вообще запретит игровую терапию.

Нельзя играть вещами, принадлежащими терапевту. Если терапевт запретит ребенку играть со своими часа­ми, очками, записной книжкой и другими личными вещами, это значительно повысит уровень его комфортности и создаст лучшие условия для принятия ребенка. Если ребенку позволить примерить и поносить очки те­рапевта, это может привести к катастрофическим по­следствиям, и у терапевта возникнет чувство гнева и неприязни по отношению к ребенку. Просто: «Мои очки надеваю только я», — вполне достаточно. Если ребенок настаивает, терапевт может добавить: «Моими очками играть нельзя».

В ситуациях, когда в игровую комнату приносят магнитофон, его следует поставить возле терапевта в неприметном для ребенка месте и включить прежде, чем ребенок войдет в комнату. Тем самым, можно бу­дет не привлекать к магнитофону внимание ребенка. Если ребенок начнет играть с магнитофоном, терапевт может сказать: «Магнитофон — не игрушка, и играть с ним нельзя».

Ограничения, связанные с поливом песка. Дети обо­жают наливать воду в песочницу и могут носить воду в песок ведро за ведром, пока песок не превратится в грязь. Даже если терапевта не волнует мокрый песок, следует принять во внимание несколько моментов. Воз­можно, ребенок, который придет следом, заранее решил поиграть в песке, но не сможет этого сделать, посколь­ку песок слишком мокрый — тем самым у второго ре­бенка возможности экспрессии будут ограничены. Могут пройти недели, прежде чем песок высохнет, и, если пе­сочница деревянная, дно быстро сгниет. По-видимому, лучше всего ограничить эту процедуру определенным числом ведер воды, чем пытаться ограничивать общий объем жидкости. «Джеймс, у нас есть правило: в песоч­ницу выливать не больше трех ведерок воды», — это должно быть сказано в тот момент, когда ребенок на­правляется к раковине за третьим ведерком воды.

Естественные отправления в игровой комнате. Поз­волять ли ребенку в игровой комнате мочиться в песоч­ницу или на пол — это большой вопрос, который, кста­ти, свидетельствует о том, что терапевта мало беспоко­ят другие дети, которые тоже будут играть в песке, если только он не собирается вытряхнуть ящик и насы­пать туда свежего песку. Детям надо научиться конт­ролировать такие проявления поведения. Не следует также разрешать детям писать в бутылочку с соской, а потом пить мочу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.